Больше историй

13 декабря 2016 г. 20:00

621

К слиянью честных душ не стану больше вновь
Я воздвигать преград! Любовь - уж не любовь,
Когда меняет цвет в малейшем измененье
И отлетает прочь при первом охлажденье.

Любовь есть крепкий столп, высокий, как мечта,
Глядящий гордо вдаль на бури и на горе;
Она - звезда в пути для всех плывущих в море;
Измерена же в ней одна лишь высота.

Любовь верна, хотя уста ее бледнеют,
Когда она парит под времени косой;
Любовь в теченье лет не меркнет, не тускнеет
И часто до доски ведет нас гробовой.

Когда ж мои уста неправдой погрешили,
То значит - я не пел, а люди не любили!

Сонет 116

Замечательный фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники» непосредственно связан с творчеством Шекспира, так как (по версии этой картины) один из ее главных героев и является тем самым гением, сотворившим бессмертные шедевры.

Это потрясающе атмосферная, эротичная, музыкальная и философская лента, которая запоминается надолго. В главных ролях талантливые и хорошо зарекомендовавшие себя актеры Том Хиддлстон и Тильда Суинтон. Вечная история любви Адама и Евы, словно бы луна на небосводе современного кинематографа, освещает беспросветно темную ночь. Огромное значение в этой истории играет искусство, а главные герои являются воплощением подлинно гармоничных, интеллектуальных и талантливых личностей, поглощенных более всего в этой жизни творчеством и любовью.

Адам и Ева.

Адам - гениальный музыкант и ученый с суицидальными наклонностями и мрачным взглядом на мир. Ева- философ и античная богиня, глядящая на мир взрослым и трезвым взглядом, лишенным налета инфантильности или банальной романтики. По идее фильма, они оба вампиры. Очень важно отметить, что такой ход в этой картине - необходимость, призванная выполнить некоторые задачи, поставленные сюжетом. Вампиризм тут вовсе не стоит на первом плане, напротив, он максимально малозначителен и сужен лишь до необходимости употреблять человеческую кровь. Все остальные аспекты этой тематики в фильме вообще не затрагиваются. С таким же успехом главные герои могли бы быть древними богами или сверхсуществами.

Главное в том, что им доступная вечная жизнь, которая дает огромный жизненный опыт и обширные познания во всех областях. Наука, языки, история, литература и музыка- все это вселенная Адама и Евы. Они не пытаются быть охотниками, убивая людей ради крови, вместо этого вампиры в этом фильме пьют купленную у специальных поставщиков кровь высшего качества от так называемых "чистых" людей (что имеется под этим в виду, лишь молодость, здоровье и отсутствие вредных привычек или еще какая-то чистота, это в фильме не раскрывается). Но как мы увидим в финале, вечные возлюбленные вовсе не добрые и пушистые, они просто превзошли банальность убийства и охоты, устали от столь тривиальных вещей, но при необходимости в любой момент готовы к ним вернуться. Вопрос их выживания стоит не в поиске источника пропитания и не в охоте, а друг в друге, в их любви. Главная проблема героев - усталость от жизни, преодолеть которую может только любовь. Потому Кристофер Марло и покидает этот мир, а Адам и Ева остаются.

картинка Beatrice_Belial

Интересно, что на момент начала фильма герои живут не вместе, а на разных концах планеты. Им необязательно постоянно быть рядом друг с другом. Тем не менее, Ева присматривает за Адамом и в нужный момент готова воссоединиться с ним. Любовь не мешает героям оставаться личностями, они – не две половинки единого целого. Каждый из них – отдельный, полноценный и прекрасный мир, который лишь соприкасается с миром возлюбленного, но не замещает и не поглощает его.

Тут же раскрывается и концепция "вечной любви". В фильме она подана без малейшего намека на некий слащавый романтический ореол. Так что зритель понимает, что сама по себе "вечная любовь" хороша и возможна, но только для таких особенных людей, как Адама и Ева.

Дальше...

В отношении Евы к Адаму есть много материнского, что неудивительно, учитывая, что она старше его на 400 лет. Она вообще самая взрослая героиня этой истории и ее жизненный опыт причудливым образом трансформирует характер этой героини, превращая Еву в спокойную, уравновешенную, но при этом, отнюдь не депрессивную женщину. Более того, она сохранила в себе задор и азарт к жизни, даже не смотря на все свои 900 лет. Я обожаю эту героиню, в ней столько ласки, любви, спокойствия и умиротворения. Она на все смотрит по-философски, но при этом, без тени отчаяния, присущего Адаму.

-Может, разожжем волнующий хаос?
-По моему, миру хватает хаоса и больше пока ни к чему.
-Вот зануда.
(Из разговора Евы с Марло)

-Мне кажется, что все песчинки уже упали на дно часов.
-Значит пора их перевернуть. О, мой повелитель, мы с тобой это уже проходили. Забыл? Ты пропустил самое веселье: средневековье, татаро-монголов, инквизицию, наводнения, чуму. Как твоя музыка?
-Кажется, у меня выходит только похоронная.
(Из разговоры Евы с Адамом)

-Честно, я не понимаю, почему вы не живете вместе. Вы же не можете друг без друга. В общем, передавай привет этому самоубийственно романтичному плуту.
-Ты так думаешь?
-Что он плут? Да.
-Надеюсь, он просто романтик. Я во всем виню только Шелли, Байрона и этих французиков из его окружения.
-Жаль, я не встретил его до того, как написал «Гамлета». Он стал бы идеальным прототипом главного героя.
(Из разговора Евы с Марло)

-Чтож, всегда можно обвинить зомби, если падешь духом. И как же твои кумиры?
- У меня нет кумиров.
-Нет? А как же твои великие ученые? Если будем вспоминать все, что зомби натворили в истории, солнце уже встанет.
(Из разговора Евы и Адамом)

Эйва.

Эйва появляется в жизни героев как предзнаменование грядущих потерь и тягот. Она- младшая сестра Евы, отличающаяся от нее, как день от ночи. Эйва- тоже вампирша, но она нужна в фильме для того, чтобы показать, что Адам и Ева особенные даже среди себе подобных. Эйва же ( по сути своей) такая же зомби, как и все (зомби в этом фильме называют обычных людей (не вампиров).

-Зачем тебе пуля? Скажи, что для защиты от таких же, как мы.
-Я не видел таких же. Никогда.
-Я играю роль в твоей пьесе.
-Мне надоели зомби и их боязнь собственного воображения.
-Любимый ты прав и все же как ты можешь не бояться этого? Как ты можешь прожив так долго до сих пор не понять? Твой эгоцентризм это растрата жизни, а ее можно посвятить созерцанию, любованию природой и танцем. Тебе ведь повезло с любовью.
(Из разговора Адама и Евы)


картинка Beatrice_Belial

Прототипы главных героев.

Кристофер Марло.

Этот герой- наставник и, в некотором смысле, духовный отец Адама и Евы. По сюжету, он является истинным автором шедевров, приписываемых Шекспиру. Как известно, существует множество теорий о том, что гениальные произведения Шекспира писал вовсе не он, а некто другой. Подпольный гений, который по сюжету фильма смог обрести очень долгую жизнь благодаря человеческой крови (да не абы какой, а самого высокого качества), уникальный талант, вынужденный публиковать свои труды через Шекспира, фактически отдав их ему безвозмездно. Именно таков Кристофер Марло в этой картине.

Уильям Лоус.

По всей видимости, это Адам из нашей истории. Ему около 400 лет и в разные периоды своей жизни он имел возможность общаться со многими гениальными людьми (в том числе с Байроном и Шелли). Он не всегда был таким затворником, как в 21 веке. Среди кумиров этого героя (на специальной стене) можно увидеть портреты многих интересных и талантливых людей: По, Тесла, Оскар Уайльд, Кафка, Эйнштейн, даже Джейн Остин туда как-то затесалась.

Вот что о Лоусе говорит сам Адам: «Один англичанин из 17 века, писал похоронную музыку».

Биографическая справка
Уильям Лоус родился в Солсбери, графство Уилтшир, в семье дьякона кафедрального собора Томаса Лоуса. Точная дата рождения неизвестна, но тот факт, что окрестили будущего композитора 1 мая, позволяет отнести день его появления на свет к концу апреля 1602 года. Старший брат Уильяма Лоуса — Генри Лоус (англ.)русск. — впоследствии тоже стал известным композитором.
Музыке Лоус учился с детства. Выдающиеся способности талантливого подростка приятно удивили его покровителя, графа Хартфорда, который и настоял на том, чтобы юного Лоуза отдали в учение композитору Джону Копрарио. Вероятно, маэстро и познакомил Уильяма с принцем Уэльским, будущим королём Карлом I. После коронации принца Уильям и его брат Генри были приближены ко двору. Лоус получил титул «придворного композитора, сочинителя музыки для лютни и хора».


картинка Beatrice_Belial

Фибоначчи.

А кто же наша Ева? Какой исторический персонаж можно считать ее прототипом? Ева говорит о том, что Адам пропустил средневековье, инквизицию, чуму и многое другое, т.е. она сама, вероятно, родилась в 12-13 веке, раз видела все это. Один из ее псевдонимов- Фибоначчи. Наиболее известный в истории Фибоначчи- это великий математик. Могла ли она прикинуться мужчиной, чтобы осуществлять научную деятельность в те темные времена? Вполне возможно. Кроме того, Ева знает множество языков и очень сильна в шахматах. Мне кажется, что такая теория вполне уместна, хотя и несколько безумна. Но, в таком случае, Еве около 900 лет!

Биографическая справка
Леонардо Пизанский (лат. Leonardus Pisanus, итал. Leonardo Pisano, около 1170 года, Пиза — около 1250 года, там же) — первый крупный математик средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибоначчи.
Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо изучал там математику у арабских учителей. Позже Фибоначчи посетил Египет, Сирию, Византию, Сицилию. Он ознакомился с достижениями античных и индийских математиков в арабском переводе. На основе усвоенных им знаний Фибоначчи написал ряд математических трактатов, представляющих собой выдающееся явление средневековой западноевропейской науки. Труд Леонардо Фибоначчи «Книга абака» способствовал распространению в Европе позиционной системы счисления, более удобной для вычислений, чем римская нотация; в этой книге были подробно исследованы возможности применения индийских цифр, ранее остававшиеся неясными, и даны примеры решения практических задач, в частности, связанных с торговым делом. Позиционная система приобрела в Европе популярность в эпоху Возрождения.


картинка Beatrice_Belial

Финал.

Отношения этой пары приводят в восторг, в них столько искренности, личностной целостности и любви, что захватывает дух и, при этом, в фильме нет и намека на банальную романтику. Никаких пафосных речей, томных взглядов или сцен ревности. Это отношения двух подлинно близких людей.

В финале фильма герои оказываются в ситуации, когда у них нет доступа к чистой крови и после смерти Марло, они скитаются по улицам ночного Танжера, решая умереть им или продолжить жить. В этот момент им на глаза попадается молодая пара и Адам и Ева принимают решение продолжить свой земной путь, насытившись кровью влюбленных.

-Расскажи мне о запутанности, об эйнштейновском дальнодействии, это часть квантовой теории?
-Нет, Ева, это не теория, это факт.
-Как она звучит?
-Если разделить две связанные частицы и разнести их подальше друг от друга даже в противоположные уголки вселенной, если воздействовать на одну вторая также изменится от воздействия. Жутко.
-В противоположенных уголках вселенной.
-Да.
-Думаешь о том же?
-А разве у нас есть выбор?

«Выживут только любовники»- отличный фильм, сочетающий в себе как красивую форму, так и весьма ценное содержание. Эта картина практически лишена недостатков (за исключением ее сосредоточенности исключительно на западной культуре). Учитывая возраст главных героев, невозможно представить, чтобы хоть что-то на этой Земле осталось им недоступно и не было изведано ими. Очевидно, что Адам и Ева прекрасно знакомы с искусством, выходящим за пределы Западной Европы и Америки, но в фильме это почти не показано. Создатели, конечно, пытаются дать намеки на восточную культуру в виде музыкальных мотивов, но это все чисто декоративные попытки, лишенные смысловой составляющей.

P.S. Интересные факты.

1)Ева и Марло живут в Танжере. Адам в Детройте.

Танжер (араб. طنجة‎, Танджа) — крупный портовый город в Марокко с населением 907 тыс. человек. Находится на северном побережье Марокко, омывается Гибралтарским проливом.
Детройт (англ. Detroit — «пролив») — город на севере США, в штате Мичиган. Расположен в юго-восточном углу штата, на реке Детройт, на границе с Канадой. Население города —681 090 человек, Детройтского метрополитенского ареала — 4 292 060 человек (2013).
Во второй половине столетия из-за нефтяного кризиса 1973 года иэнергетического кризиса 1979 года Детройт пришёл в упадок, многие его заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы города заброшенными.

2)В фильме упоминается Мэри Уолстонкрафт.

Мэри Уолстонкрафт (англ. Mary Wollstonecraft, 27 апреля 1759, Лондон — 10 сентября 1797,Лондон) — британская писательница, философ и феминистка XVIII века. Автор романов, трактатов, сборника писем, книги об истории Великой французской революции, книги о воспитании и детской книги. Уолстонкрафт известна своим эссе «В защиту прав женщин» (1792), в котором она утверждает, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но кажутся такими из-за недостаточного образования. Она предлагает рассматривать и мужчин и женщин как разумных существ и представляет общественный строй, основанный на разуме.

-Какой была Мэри Уолстонкрафт?
-Очень вкусной.
-Не сомневаюсь. (Из разговора Адама и Евы).

3)При встрече Ева предлагает Адаму в знак любви и уважения снять с ее рук белые перчатки. После чего их кладут рядом с парой мужских черных перчаток. Это подчеркивает аристократическое происхождение Евы или возможно некоторую их с Адамом причастность к масонам.

Обычай вручать новопосвященному пару белых перчаток по окончании церемонии его посвящения в то или иное таинство уходит корнями в многовековую древность. Например, хроники XX века нашей эры содержат в себе отчет о том, что в 960 г. монахи немецкого монастыря Св. Альбана – святого, обладающего крайне глубоким и обширным влиянием на историю раннего масонства, особенно в Ирландии и Англии – вручали белые перчатки епископу сразу после церемонии инвеституры, а необходимо отметить, что в те времена церемония рукоположения епископов еще не была жестко привязана к Риму и осуществлялась на месте будущего служения нового епископа папским посланником или даже местной общиной, если верить Беде Достопочтенному. Также необходимо отметить, что во время инвеституры обязательно читалась молитва о сохранении чистоты рук нового епископа.
Точно так же короли Франции получали пару белых перчаток от осуществляющего коронацию и помазание епископа во время церемонии. Ритуальное толкование перчаток сводилось в то время к упоминанию о невозможности прикосновения священных рук короля к чему-либо нечистому. Однако следует также помнить, как свидетельствуют Бейджент и Линкольн, что именно рукоположением короли Франции передавали из поколения в поколение древнее таинство излечения от золотухи, и совершив его в отношении наследника престола, они также обязаны были всегда появляться на публике в перчатках, чтобы случайным касанием не передать данное таинство того не заслуживающему профану.
Дуранд Менский (1237 - 1206) толковал перчатки как символ умеренности, ибо все добрые дела следует творить смиренно, то есть хранить в тайне, иначе говоря, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.
Использование перчаток средневековыми масонами подтверждается историческими документами.
Неоднократно упоминает о перчатках и Шекспир, например, в «Много шума из ничего», «Зимней сказке» и «Генрихе V».
Изначально традиция ношения перчаток во время собрания ложи появилась в годы оперативного масонства, однако спекулятивные братья продолжили ее, причем, ношение перчаток для них было даже привычнее и обыденнее, ибо перчатки в то время являлись обязательным элементом гардероба сословия джентльменов, к которому относились члены первых спекулятивных лож.
В известном разоблачении «Опрос масона», опубликованном в 1723 г. в лондонской газете «The Flying Post» указывается, что масону после принесения присяги выдаются кожаный запон и две пары перчаток: одна мужская и одна женская. Скорее всего, эта традиция имеет французское происхождение и упоминается в ритуалах начиная с первой половины XVIII века. Первое из дошедших до нас французских разоблачений масонства, озаглавленное «Reception d’un Frey-Macon» и датированное 1737 г. гласит, что по посвящении новому ученику выдаются масонский запон из белой кожи и две пары перчаток: мужские – для него и женские – для той дамы, которую он превыше всего ценит.

4)Адам носит нашивку «Доктор Фауст» на своем медицинском халате, когда отправляется за кровью, что является отсылкой к знаменитому произведению Крисфера Марло.

5)В фильме упоминается музыкант Джек Уайт.

Джек Уайт (англ. Jack White, настоящее имя Джон Энтони Гиллис, англ. John Anthony Gillis; 9 июля 1975 года, Детройт,Мичиган, США) — американский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен, продюсер, мультиинструменталист, актёр, наибольшую известность получил как лидер группы The White Stripes. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил Джека Уайта на 17-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времён».
В 2005 году стал одним из организаторов группы The Raconteurs. В 2009 году играет с группой The Dead Weather (как вокалист и ударник). Джек также играет на бас-гитаре, пианино, ударных инструментах, банджо и др.

5)Обычных людей в фильме называют зомби и относятся к ним явно пренебрежительно. Лос Анджелес упоминается, как главный город зомби. Очень метко:))

Комментарии


Спасибо за такой подробный разбор ) Фильмы Джармуша это что-то невероятное, волшебное, почти идеальное. Надо будет пересмотреть "Любовников..." и "Мертвеца" заодно)


Вам спасибо:) Фильмы Джармуша уникальны, вы их так хорошо описали, очень точно.

это что-то невероятное, волшебное, почти идеальное

"Мертвец" тоже отличное кино, самой надо пересмотреть:)


замечательный фильм и замечательная рецензия! спасибо за интересные факты!
такое атмосферное кино. музыка обволакивает.
и актриса, подобранная на главную роль очень органична.


Большое спасибо )