Больше историй

6 августа 2012 г. 10:16

423

"Дорога перемен": книга после фильма

Фильм, снятый Сэмом Мендесом по этому роману я смотрела еще пару лет назад (пока читала книгу пересмотрела, чтобы освежить впечатления).

Это тот редкий случай, когда практически не возникает противоречий между собственным восприятием книги и фильмом. ДиКаприо и Уинслетт очень близки по характеру своим книжным героям - Френку и Эйприл, потому отсутствуют натяжки типа "я его совсем иначе представляла". Да и второстепенные персонажи очень хорошо подобраны, так что режиссеру особый поклон за талантливый кастинг.

Интересно то, как в фильме смещены акценты по сравнению с книгой, но при этом сохранена основная тема конфликта. В книге большой упор делается на том, как перекошенное, больное детство отражается во взрослой жизни, влияет на поступки, мысли, восприятие мира и, в конечном итоге, приводит к трагедии. При этом решение переехать жить в Париж является только средством, призванным проиллюстрировать основную проблему. В фильме же режиссер пошел немного по другому пути, и отражение детства мы видим только в случае Френка, но не в случае Эйприл и Шепа. Для того, чтобы закрыть дыры, связанные с подобным смещением, определенные диалоги книги были прилично переработаны, но дыры, хоть и в небольшом количестве, все же остались (например, упоминание Френком психоаналитика для Эйприл никак не встраивалось у меня в фильм, оно было на пустом месте, тогда как в книге этому предшествует большой разговор по поводу отвержения Эйприл обоими родителями, у которых была совершенно своя жизнь). В фильме к трагедии приводит не факт осознания Эйприл своей ошибки при создании семьи и невозможности ответить на вопрос "кто же я?", а невозможность изменить реальность, которая невыносима. То есть в фильме убрана причина и развернуто средство ее выражения. Но развернуто так ярко, что становится самостоятельной причиной, несомненно иной, нежели в книге, но от этого не менее вопиющей.