Больше историй

25 апреля 2017 г. 10:02

846

Первое заседание клуба «Что, где и когда было написано?»: перстень Гига

Против лайвлибовцев играет философ из города Сосновый Бор.

В диалоге Платона «Государство» речь, как вы (не-)помните, идет о справедливости. Так вот, согласно рассказу Главкона, один пастух, по имени Гиг, найдя перстень, который делал его невидимым, совратил жену царя, а самого царя убил, заняв его место. Смысл же истории состоит в том, что несправедливый человек, получив возможность творить все, что ему угодно, использует эту способность исключительно в подлых своекорыстных целях. Внимание, вопрос: а как, согласно рассказу Главкона, на месте этого пастуха поступил бы справедливый человек, получи он в свое владение такой перстень? Этот фактический вопрос можно дополнить (вне зачета) и вопросом философским: согласны ли вы с моралью рассказа Главкона? Минута пошла:)

Ветка комментариев


О, и тут сослагательное наклонение!
Как вариант:
Справедливый человек (сферический в вакууме) ничего не смог бы сделать. Так как при использовании такой могущественной вещи невероятно возрастают риски, что самое благое деяние окажется в результате вредным или несправедливым. Потому потратив несколько лет на расчет вероятностей, поняв невозможность использования вещи, этот человек бы бросил перстень в море.
Возможно, перстень бы проглотила рыба, а ее поймал рыбак, но это уже другая история)


Ответ я бы посчитал правильным, но с историей Главкона он не совпадает, потому что в ней справедливый и несправедливый поступили бы одинаково (цитаты я привел выше), то есть мораль истории в том, что перстень развращает, а безнаказанное использование его развращает безгранично. Тот, кто пользуется кольцом, автоматически становится несправедливым. Не перстень, а Кольцо Всевластия получается. А что надо сделать с Кольцом - правильно, выбросить, причем желательно даже не в море, а в Ородруин. Отсюда возвращаемся к началу:)