Больше историй

25 апреля 2017 г. 10:02

846

Первое заседание клуба «Что, где и когда было написано?»: перстень Гига

Против лайвлибовцев играет философ из города Сосновый Бор.

В диалоге Платона «Государство» речь, как вы (не-)помните, идет о справедливости. Так вот, согласно рассказу Главкона, один пастух, по имени Гиг, найдя перстень, который делал его невидимым, совратил жену царя, а самого царя убил, заняв его место. Смысл же истории состоит в том, что несправедливый человек, получив возможность творить все, что ему угодно, использует эту способность исключительно в подлых своекорыстных целях. Внимание, вопрос: а как, согласно рассказу Главкона, на месте этого пастуха поступил бы справедливый человек, получи он в свое владение такой перстень? Этот фактический вопрос можно дополнить (вне зачета) и вопросом философским: согласны ли вы с моралью рассказа Главкона? Минута пошла:)

Ветка комментариев


Проблемы рассмотрения темы власти при начальном приближении можно сформулировать так: насколько вообще понятие справедливости связано с понятием реализации власти, это раз; насколько именно философ имеет возможность адекватно оценивать деяния людей власти, это два. Ведь философ изначально интуитивно отрицает ценность власти, а хочет тем не менее, ее оценивать. "Настоящих мужчин" хочет судить "человек мыслящий".

Что касается Гераклита, то он-то говорит об изменчивости вообще, о невозможности что-то о чем-то утверждать. Это уже немного другое. В отношении человека у власти это означало бы скорее, что он равно как всесилен, так и бессилен (даже когда находится на пике всесилия). Но с Гераклитом я точно не согласен. А вот что власть может быть столь желанной, равно как и последующее стремление ее удержать - это мне понять просто. Но какие из этого следуют выводы, я пока в точности сформулировать не могу. Всему свое время:)


насколько вообще понятие справедливости связано с понятием реализации власти, это раз;

Никак не связано, на мой взгляд.

насколько именно философ имеет возможность адекватно оценивать деяния людей власти, это два

Ой, если уж философ не имеет возможности оценивать, то тогда вообще никто не сможет.

Это было мнение любителя, делай скидку мне:)))

По поводу изречения Гераклита, то я вкладываю в него немного больше, исходя уже из своих взглядов (ну вот так мне хочется) и потому для меня оно имеет более широкий смысл и применимо к власти в том числе. Потому как находясь на пике всесилия, человек как равно всесилен, так и равно бессилен в плане неожиданного осознания, что несмотря на всю его власть он все же не может изменить этот мир и людей. А еще, на пике всесилия человек максимально свободен, но при этом и максимально несвободен (возьмем в пример великих королей), но это уже несколько другая тема. Короче, я согласна с Гераклитом.


"Никак не связано, на мой взгляд". Вот, а по-моему связано, но довольно сложным образом. В том же "Государстве" Платон говорит об идее справедливости и сравнивает идею с прениями в суде - как пародией на идею справедливости (споры по поводу теней идеи справедливости). Но, конечно, построенное им в уме Государство справедливо, а государство то это он хотел бы видеть в самой что ни на есть реальности. То есть все равно: "Дайте МНЕ (философу) власть, и тогда уж я покажу, что такое - справедливость". Но также думает и каждый государственный деятель. Власть несправедлива, пока она не у меня. Это опять-таки самое-самое введение в проблематику. Или даже предисловие к введению:) Дальше я пока идти не могу....