Больше историй

4 октября 2012 г. 10:53

257

"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской..."

Я обожаю Грибоедова за его тонкое остроумие, за его умение видеть мир и людей насквозь, за его мастерское владение словом, за его гениальность во всем. Кто он: драматург, военный, дипломат, музыкант, политик? Ответ прост – он гений. Поистине талантливейший во всем.
Он не мог прожить дольше, потому что был настолько ярок, что своей яркостью затмевал не только способных людей, но и людей, стоящих у власти. Он затмил даже сияние подачек сына шаха, присланного с извинениями к императору Николаю.
Он написал не одну комедию, были и другие в соавторстве с Жандром, Шаховским, Вяземским. Но именно «Горе от ума» сделало его имя нетленным в истории литературы, нет , не русской, мировой. Не так часто можно встретить произведения, актуальные во все эпохи, а его комедия – бессмертна.
Я помню, как когда-то, года четыре назад я рассказывала все это, приправляя биографическими сведениями и ссылками личные впечатления, своим девятиклассникам с холодными, пуленепробиваемыми взглядами, выстроившими стену непонимания между собой и взрослыми, между собой и литературой. Потому что я не могла иначе, начитавшись литературоведческих монографий и открыв для себя гения, затмившего собой на тот момент всех остальных. И они молчали и смотрели. Пристально, внимательно. Не водили карандашом по тетради, не отвлекались. Я удивлялась, но не останавливалась. А когда прозвенел звонок, они молча, без обычных шуточек и хохотушек между собой встали и вышли. Потом я узнавала от родителей на собрании, что дети очарованы личностью Грибоедова, что они обожают комедию «Горе от ума». Ну как они, такие «взрослые и критичные» могли мне признаться в этом сами. Они и сейчас, когда мы редко общаемся, если и вспоминают что-то, то тот урок про Грибоедова. Мне кажется, что я не менее увлеченно говорила и о Лермонтове, и о Чехове, и о Достоевском, но они запомнили Грибоедова. И знаете, я по-настоящему счастлива.
Я люблю 9 класс, потому что перечитываю свои любимые произведения. Каждый раз я делаю разные выводы, по-разному оцениваю персонажей. Я помню, что несколько лет назад я обожала Чацкого, живого, настоящего, искреннего, острого на язык, и в то же время такого наивного и влюбленного.
А вчера мне стало жалко Софью, по-женски жалко. Я ее не оправдываю, потому что нельзя оправдать совершенную ею подлость с распусканием сплетни, но где-то в глубине души я ее понимаю. Любила она человека – а он уехал и пропал. Что она должна была подумать: значит, разлюбил. Так она и сделала. Скалозуба она полюбить не могла (ну есть же в ней частичка незамутненного фамусовским обществом сознания, за это-то и любит ее Чацкий, будь она закоренелой, не страдал бы он так). Что было делать? Рядом оказался двуличный Молчалин: сентиментальный, чуткий, добрый, робкий (так ей казалось). И она полюбила. Назло, в противовес энергичному, веселому, дерзкому Чацкому, потому что обидел он ее страшно. И теперь, когда она отдалась новому чувству, появился он. Может, когда-то она бы все отдала за эту минуту, а теперь ей это больше не нужно, она хочет простого женского счастья. Рядом с Чацким этого никогда не будет.
Несмотря ни на что у нее есть свое будущее, правда, я думаю, что живые душевные искры постепенно в ней погаснут, как есть оно у Скалозуба, Молчалина, у других героев комедии. Я не вижу только будущего у Чацкого: он не вписывается в рамки дозволенного обществом. Он слишком прям, честен. Он – воин, борец. Я не могу себе представить его за границей, как Рудина, в ссылке, как одного из декабристов, в моем восприятии его ждет судьба Грибоедова, потому что не любят в нашей стране таких людей…
Расписалась я что-то. Просто очень люблю это произведение. Просто сколько ни читаю, все время нахожу новые грани, все время хочу об этом поговорить. Спасибо, Александр Сергеевич…

Комментарии


Спасибо за рецензию!


Спасибо Вам)