Больше историй

16 июня 2018 г. 00:36

3K

Они идут…

Классификация. Я всегда различал три способа автора, привлечь читателя к повествованию.
Первый способ, я бы назвал его - «случайный прохожий», напоминает момент, когда Вы идете, к примеру, на работу, а соседи ругаются на лестничкой площадке. Это событие вырывает Вас на короткий момент из внутренних размышлений, Вы успеваете услышать пару фраз «я сколько тебе раз говорила к Зинке не ходить?», «да у нее радиоприёмник барахлит!», «я тебе покажу сейчас радиоприемник!», заметить растрепанного Николаевича в майке и спортивных штанах и его жену Антонину в затертом халате и переднике, ухмыльнуться, вздохнуть и продолжить свой путь вернувшись к своим размышлениям.
Второй способ можно назвать «невольный участник». Оставаясь в той же вселенной, такой опыт можно сравнить с тем, как Вы возвращаетесь домой поздно вечером, опять же занырнув глубоко в свои привычные рассуждения о проблемах на работе, дома, невыплаченной ипотеке, царапине на бампере и наглом подростке с соседнего дома, нахально подмигнувшего Вам на днях, что как назло совпало со слухами, что у дочки новый парень. И вот подымаясь по ступенькам на свой восьмой этаж (когда починят лифт одному только богу известно, ну и может быть еще начальнику ЖЕКа, только бога на него нет) Вы слышите шум за дверью соседей. При этом дверь распахивается и прямо Вам на встречу вываливается Николаевич, уже крепко выпивший с криком «А я и сам уйду!» и влетает в Вас на полном ходу. Сразу за ним выбегает тяжело дыша Антонина с полотенцем в руках и криком «я тебе уйду!». Поскольку Николаевич в Ваших руках и в прямом и в переносном смысле, следующая фраза соседки уже направлена непосредственно к Вам и игнорировать ее уже не удастся. И следующие 5, 10 или быть может 30 минут Вашей жизни будут посвящены попыткам разобраться в ситуации, выслушать обе стороны, предоставить возможность заключительной речи и, как нередко бывает, помирить соседей в итоге.
Третьему способу я бы дал название «смена перспективы» и сейчас попробую описать, на что такой опыт похож. Где-то в три часа ночи, когда Вы очень крепко спите, отложив все проблемы до завтра, и не о чем не подозреваете, ночную тишину разрывает дверной звонок. Он беспощадно вырывает Вас изо сна и силой тащит к входной двери, что бы прекратить это издевательство. На пороге участковый и еще несколько незнакомых милиционеров, которые пробубнив что-то бесцеремонно заходят в квартиру, оттолкнув Вас в сторону. Толи остатки сна, толи дверная какофония, толи шок от ночных визитеров не дают Вам расслышать все слова гостей, но в сознании откладывается «…Антонина…тело…ножевое…Николаевич…черепно-мозговая…свидетели...последний…».

Проекция. Автор должен обладать особым мастерством, что бы втянуть читателя в историю и заставить почувствовать смену перспективы. Это проекция вовнутрь, когда происходящее снаружи, в книге, в следующий момент продолжается внутри Вас. Последствия такой проекции могут быть самыми различными, от красочных снов до странных звуков. Некоторые смены перспективы, при которых Вы начинаете верить всему происходящему и представляете себя на месте главного героя, можно с легкостью пронаблюдать, другие происходят неосознанно.

Полночь. Читая «Войну Миров» имел опыт неосознанной смены перспективы. В книге речь шла о людях, убегающих от беспощадных марсиан. Когда спокойно спал ночью, на улице что-то произошло. Были слышны возгласы, шум и крики. Вырванный таким образом изо сна, с глазами полными ужаса, попытался начать собирать вещи, что бы в срочном порядке покинуть дом, в попытке спастись от наступающих марсиан. Отчетливо слышал «ОНИ ИДУТ!». Длилось секунд 10…