Больше историй

28 августа 2018 г. 15:05

2K

Письмо Андрею Платонову

Здравствуйте, Андрей Платонович.
Сегодня 28 августа, ваш день рожденья, и я решил вам написать письмо.
Знаю, это покажется наивным, но разве смерть - препятствие для слова и любви?
Эмили Дикинсон писала, что её стихи - письма миру, вот и страницы ваших книг - это письма миру.
В "Приглашении на казнь" Набоков говорил устами своего героя, что его заставляли писать письма к звёздам, деревьям, грозе..
Не знаю, я занимаюсь этим почти с самого детства, и это не является для меня безумием и "пыткой": забавно и жутко: за свою жизнь я написал писем мёртвым больше чем живым..
Во всяком случае, когда любишь того, кто не любит тебя, или не замечает тебя, даже не знает о тебе, то, чтобы не захлебнуться нежностью, я писал в подростковом возрасте стихи, говорил с "нею" наедине с собой, своим сердцем и ночью, и эти слова, стихи - тоже были письмами ночи, звёздам, деревьям, мимо которых она проходила.
Впрочем, и сейчас я иногда пишу письма умершей любви - не к человеку, а к самой, любви.

Как и вы, я с детства чувствовал, что природу пронизывает какой-то яркий голос незримого духа; звёздами, деревьями, милой грозой, он пытается нам что-то сказать, это иногда слышат дети, влюблённые, поэты и безумцы, и вся мука вдохновения во многом в том и состоит, что нам нечем ответить на этот робкий шёпот природы: да, люди прочтут, но природа - хотела бы чего-то иного...гроза - отшумела, звезда - умерла быть может миллион лет назад, но её свет мы видим сквозь пространство и время, она для нас жива.
Её светом питаются цветы, глаза влюблённых... а значит, в цветах и влюблённых течёт голубая кровь звёзд.

Любовь - первый сон на земле, творческий сон, реликтовое изучение которого так сильно в вашем творчестве; любовь не знает преград, расстояний, т.к. мыслит, летит дальше того, кто любит, на миг покидая тело человека, пронзая расстояние и время.
Иногда испытываешь такую нежность к любимому человеку, что кажется, если бы вот сейчас я вдруг умер, то любовь, стала бы жить дальше, не заметив смерти тела, улыбнувшись, она бы перешагнула простёртое на земле тело, по-женски грациозно подобрав крылья, словно белый подол платья, и шагнула бы навстречу любимой, и любимая бы почувствовала это, на миг, но почувствовала бы, пусть и в синем поцелуе ветра, в светло качнувшемся листке перед нею, а может, в её сне или на кончиках пальцев, протянувшихся к небу, я бы вспыхнул на её ноготках лиловой, текучей звездой!
В конце-концов, и любимые ведь разлучаются, и кто-то из них, не в силах сдержать слово и нежность в себе, продолжает писать, почти не надеясь, что ему ответят.
Это уже походит на разговор с самим собой, а вы же писали, что разговор с собой - искусство, с другими - забава.

Возможно, любовь - самая нежная форма сумасшествия, её инфракрасное качество, стратосфера души, чувства, где сиреневые поля цветут звёздами, и сердце невесомо ступает по небу, поднимая звёзды, словно карюю, заалевшую осеннюю листву.
А порой бывает, что любимый человек умирает, а другой этого не знает, и продолжает писать ему нежные письма... нечто подобное было и в вашей повести "Епифанские шлюзы".
Но бывает и вовсе нечто безумное в своём трагизме: умирают оба влюблённых, и письма от них, словно бледные мотыльки, летят навстречу друг другу... они встречаются на миг где-то в небе ( самолёты с почтой летят), и расстаются, навсегда... но навсегда ли?
Что было однажды почувствовано, высказано, не умирает уже.

Не так давно я отдыхал на море и взял с собой на пляж вашу книгу.
Мимо проходили люди с пляжными романами: Агата Кристи, Ремарк... а я лежал с мрачной книгой, но из неё исходил какой-то тихий свет, я загорал сердцем, я улыбался вслух, говорил что-то книге и морю... а люди проходили и странно смотрели на меня: я лежал на пляже со своим другом, разговаривал с ним, что мне было до взглядов прохожих?
Открытая книга была похожа на человека, лежащего на спине и подложившего руки под голову, расставив белые локти страниц.
Сверху книги, была травинка-закладка, и это было так хорошо, словно бы вы лежали, смотря в небо, в губах держа эту травинку...
Мы говорили с вами о Набокове и Достоевском, о ваших письмах Марии и том поезде, в котором вы ехали из Москвы: легли спать, перевязали только что написанную вами рукопись какого-то гениального романа себе к руке, чтобы её не украли ночью.
Проснувшись, вы с ужасом увидели, что верёвки порезаны, а рукопись романа - пропала.
Где она сейчас? Кто её украл? Знал ли он, что крадёт?

Помню, прочитав об этом в вашем письме, я чуть-ли не плакал, я был так же подавлен душой как и вы: эти порезанные верёвки на ваших запястьях, казались мне порезанными венами... что вы, проснувшись на заре среди талой скорости сорвавшихся и бледных пространств, истекали кровью искусства, памяти.
Если бы я сейчас узнал, что некий безумец ворвался в Дрезденский музей и воткнул нож в Мадонну Рафаэля, порезал, искромсал бы небо и ангелов, её нежное тело с перепуганными глазами ребёнка, словно бы предчувствующих подобное, я был бы потрясён не меньше.
Мне тогда приснилось, что эту, быть может, лучшую вашу книгу, похитил тот же человек, что пришёл однажды к Кольриджу утром, когда ему приснился дивный, райский сон, и он, проснувшись, записывал его, создавая одну из самых таинственных в мире поэм: "Видение во сне" ( во многом перекликающуюся с таинственной поэмой Перси Шелли "Сон Марианны" - я о ней писал в рецензии на его стихи), но раздался звонок в дверь, слуга доложил поэту, что пришёл некий человек из Порлока, и спрашивает его.
Когда Кольридж спустился, то никого не нашёл у двери... Поэма так и осталась недописанной.
Может, в этой поэме, в той вашей гениальной утраченной книге, таилась такая тайна о жизни, которую людям не нужно знать? Они либо сойдут с ума, либо...
Вы где-то писали: Не томись за книгами - если б там было что серьезное, давно бы люди обнялись друг с другом.
Не знаю, может и так... но мне тогда приснилось, что эту книгу похоронили в лесу, ночью.
Обычно книги не хоронят, а вашу- похоронили, т.к. она была подобна человеку, в ней была живая тайна звёзд, деревьев, мыслящих, и что-то ещё... над книгой, словно заговорщики или падшие ангелы в скрытом обличье, собрались вороны, сидящие на ветках, звёзды и шёпот листвы...

Книгу похоронили, и она умерла, она стала пищей для насекомых, земли, цветов и ветра.
Но это не была обычная смерть. Все они, все кто съел эту книгу, словно бы спрятали её в себя, и передавали её тайну потомкам - мне это поведал седой, сутулый от старости ночной ветер в лесу: цветы тянулись ею к звёздам, плакали на заре росою, и ветер ласково вытирал голубые слёзы цветов...
С тех пор, цветы, ветер и звёзды знают тайну вашей книги.
Когда я с ними говорю, то чувствую это. Я читаю отдельные слова этой книги, и тогда слёзы подступают к горлу, и мне хочется незаметно и тайно поцеловать, обнять всех людей, поцеловать цветы и звёзды...
Один хороший человек мне однажды сказал, что ему иногда снится, что в людях что-то сломалось, как в часах, что он подходит к ним, желая помочь, но они не замечают "поломки", они улыбаются, а душа в них рыдает, молит о помощи, но они не замечают её.
Он... она протягивалась к их душе, минуя плоть, память, но руки замирали, застревали в их телах и душах, они распадались, и женщина, желавшая всем помочь, оказывалась без рук, и над ней смеялись, и люди уходили, унося в себе её руки, коснувшихся их тихих душ.

Мне кажется, что однажды цветы и ветер расскажут ребёнку ли, поэту ли, влюблённому ли.. тайну вашей книги, этого затерявшегося письма миру, и тогда книга вновь вернётся в мир, но в другой форме, быть может, дивной поэмой, музыкой, картиной, фильмом... а может, и тем и другим, разом коснувшись всех органов чувств человека, и тогда в нём что-то починится, и он впервые ощутит в себе душу, синие крылья бессмертия так же достоверно и тепло, как он ощущает в груди своё сердце, и все станут жить иначе, полюбив друг друга навсегда, и в любви этой будут участвовать не только души, но и самые звёзды, цветы, и человек начнёт понимать их светлый язык.
А может, какой-нибудь учёный или философ в глубинке России, следуя вашей мечте, высказанной в рассказе "Сампо", по мотивам Калевалы, изобретёт нечто невозможное, родит некую идею, что объединит всех чистых людей на Земле и сокрушит всё мировое зло в самом зачатке, сокрушит всю ту мерзость, что тёмными волнами веками накрывала Россию и жизнь.

Я лежал на пляже, говорил вам всё это, а листы книги нежно так щурились на солнце, былинка дрожала, перекатывалась, словно бы вы улыбались, перемещая её из одного конца губ, в другой.
Я лёг на песок, вытянув левую руку и облокотившись на неё головой, и просто тихо смотрел на вас; былинка упала, вы встали, улыбнулись мне и, взявшись за руки, пошли с какой-то женщиной в очках купаться в море цвета неба; страницы лениво читал ветер, перелистывая их, останавливаясь, задумчиво медля на мрачном рассказе "Мусорный ветер"... ветер зачитался, я задремал со счастливой улыбкой на лице: небо качнулось голубой мельницей, зёрна пены посыпались с сияющей высоты призраками звёзд, бокал с вином перевернулся... у меня был лёгкий солнечный удар - солнце нежно поцеловало меня в темечко, словно любимая.

Не так давно приобрёл в букинисте долгожданную книгу: все ваши пьесы в одном томе.
Боже! как долго я ждал эту книгу! Я не читал до этого ни единой пьесы, всё ждал эту книгу, и когда нашёл - радовался как мальчишка.

o-o.jpeg
Замечали, что поиск книг в букинисте вообще похож по ощущениям на собирание грибов? Иные листы книг пряно пахнут винным запахом опавшего листа... а тут, словно бы нашёл не гриб, а нечто драгоценное, как в детстве, когда ходишь по лесу, ищешь грибы, но, подмечая милых и странных птиц, метеоры бледных паутинок в вечере воздуха, чувствуешь, что ищешь что-то другое, какое-то чудо, красоту...
Взяв вашу книгу в руки, я поцеловал её, как целуют бездомного котёнка, который глядит своими грустными глазами с какой-то талой грустью в них, на прохожих, и прижал её к груди: меня всегда поражала чисто есенинская нежность к животным в ваших произведениях - вы один поняли, что это не совсем животные, а какие-то падшие, одичавшие ангелы или древние духи.

Знаю, как вам сложно при жизни было переносить все нападки и глумления над вашим творчеством, как ваши книги запрещали на 50 лет, как Горький в ужасе отшатывался от "мрачного бреда" вашего гениального "Мусорного ветра", а Сталин писал на полях вашей рукописи: сволочь, негодяй!
Читая рецензии на ваши книги, я уже не так переживаю как раньше, я грустно улыбаюсь... ведь в той пошлости, которая часто пишется о вас и вашем удивительном языке, сквозит та же пошлость Сталина, тех пошляков, кто глумился над вами, и тогда я стараюсь исправить, искупить это своей рецензией или историей.
Обещаю написать на каждую вашу пьесу рецензию, хорошую, как вы того достойны: в моих рецензиях и историях на ваши книги есть нечто большее чем просто мысли и слова - это мои сокровенные письма к вам, письма к звёздам, деревьям, ночи, которые теперь полны вами.

Когда я пришёл с книгой ваших пьес домой, я тихо и нежно рассматривал ваше лицо на книге, грустно провёл рукой по вашей щеке, и поцеловал книгу ещё раз.
Мне стало чуточку печально от вашей фотографии: вроде бы хорошие, умные люди работали над книгой, но и на них легла тень пошлости, той самой, в которой увязли многие, пишущие о диссидентах.
Вы бы тоже грустно улыбнулись на это фото: боже, в какую жалостливую чепуху они вас нарядили! как в том самом пошленьком и лживом анекдоте о вас.
Это ещё надо было умудриться так испохабить нежнейшую фотографию, в которой есть что-то Рафаэлевское: на ней вы держите на руках дочку Машеньку.

o-o.jpeg
И всё же, ваши пьесы читаются, по ним ставятся спектакли. В Москве даже, вы будете смеяться, с одного из них, кажется, на "Эфирный тракт", некие возмущённые женщины... нет, не бальзаковского возраста, а скорее вольтеровского, покинули театр.
Это напомнило мне эпизод, когда почтенные и благочестивые английские дамы собрались на слушание стихов Перси Шелли, у них было что-то вроде кружка Шелли ( ах, Шелли мечтал совсем о другом кружке!), и вот, на одно из таких чтений пришёл Бернард Шоу, нежный поклонник творчества Шелли, и, рассмеявшись посреди чтения, розовой лжи о Шелли, встал, начав говорить о смелых взглядах Шелли на любовь и брак, о его атеизме...
Эти женщины также возмущённо покинули заседание.
Правда, справедливости ради нужно сказать, что и Шелли, во время скитаний со своей милой Мэри по гостиницам в Швейцарии, подписывающийся в журналах словом "Афей" ( атеист), шокируя многих, и вы, при всём своём есенинском богоборчестве в молодости, в итоге пришли к некой концепции если не бога, то нечто небесного; вы настояли даже на крещении сына Платона, словно предчувствуя его смерть.
Философ Владимир Соловьёв в письме Розанову, которого вы так ценили, писал, что
Достоевский горячо верил в существова­ние религии и нередко рассматривал ее в подзор­ную трубу, как отдаленный предмет, но стать на действительно религиозную почву никогда не умел
Пусть это письмо недостоверно, т.к. передано на словах Леонтьевым, но в этом что-то есть: вы смотрели на религию, словно на далёкую, "косматую звезду древних", как сказала бы Цветаева, смотрели на метемпсихические тайны слияния духа народа и природы, для нечто великого, для воскрешения мёртвых, для бессмертия мёртвых, о котором мечтал и Достоевский.
В ваших мыслях последних лет ведь было что-то от мучительного богоискательства Достоевского в его "Подростке" и "Эврики" Эдгара По?

Но не будем о грустном... знаете ли вы, что ваше творчество потихоньку становится известным и в других странах, что там читают лекции о вас, сравнивая с Джойсом, Кафкой, Прустом и Эдгаром По?
Над переводом одного вашего романа трудилось чуть-ли не 15 человек из разных стран, это так странно и чудно, словно бы человечество, наконец-то поймало сигналы с далёкой и нежной звезды, и с увлечением, с предчувствием какой-то сладкой тайны ( ах, Шелли называл так тайну смерти, желая отправиться в сверкающую звёздами бездну моря со своею подругой, отправиться в глубину и смерть, почти как в одном из ваших романов), с какой они в детстве смотрели на звёздное небо, теперь разгадывает ваши небесные мысли, слова...
Многие люди из других стран, молодые и взрослые, считают ваше творчество таким же драгоценным для мира, как и творчество Достоевского, а одна итальянка, как я недавно узнал в одном иностранном журнале, прочитав ваш рассказ "Река Потудань", сказала, что это самый прекрасный и странный рассказ о любви.
Прочитав об этом, у меня на глазах дрогнули слёзы, рука потянулась к лицу... После всех глумлений над вами, после запрета вашего творчества на полвека, - а ведь им должны были восхищаться Сартр и Камю, они могли говорить о нём!, - его свет просиял над всем миром.

В мире у каждого из нас не так уж много тех, к кому бы нам хотелось прижаться сердцем, выплакав своё заветное горе, слово...
Среди живых - у меня всего 1-2 человека таких, среди мёртвых - всего 5: вы, Достоевский, Набоков, Есенин и Шелли.
Иной раз придёшь домой в горе ли, тоске ли, коснёшься вашей книги на полке, словно постучишься в дверь к милому другу, и станет легче, и дверь светло приоткроется, и впустит тебя, целиком...
Были моменты, когда я сдерживая слёзы от отчаяния, лёжа на полу обнимал вашу книгу, шептал ей что-то заветное, гладя её, касаясь пальцами любимых строк, словно морщинок вечности на вашем лице: морщинки милых звёзд, ночей и рек!, листал ваши фотографии... мне почему-то кажется, что я уже жил в то время, где-то рядом с вами, так мне всё до боли в них знакомо и мило...а может, это именно я украл тогда в поезде вашу рукопись, украл, прочитал в дрожащих руках со слезами на глазах, и похоронил... и там же, в лесу, среди ночи и звёзд, повесился.
картинка laonov
Моя любимая фотография: вам 28 лет, только что была написана замечательная пьеса "Дураки на периферии", собеседники улыбаются, говорят... а вы нежно задумались о чём-то своём.
картинка laonov
Воронеж. Пронзительный взгляд 26-него парня, уже сознающего свой гений, мир открыт голубой и широкой дорогой: уже написана книга стихов "Голубая глубина", остался год до повести "Епифанские шлюзы".

o-o.jpeg
Жуткое и одно из самых сильных фото для меня: конец 43 г., фото для документов, вы фронтовой корреспондент, как и Хемингуэй, который потом будет восхищаться вашими рассказами. Эта волевая статность взгляда... ведь вы могли именно с этим взглядом стоять перед стеной во время расстрела. Но вас судьба пощадила, и яркая очередь вспышек фотоаппарата прошила вашу грудь, лицо... С таким взглядом стоял должно быть Гумилёв той страшной ночью расстрела.
Если бы та украденная рукопись романа была опубликована, то вас возможно ожидала бы судьба Радищева, расстрел, которого он избежал: ваш роман, пусть и в черновом варианте, носил зеркальное название его романа...

картинка laonov
Интересно, от какого шедевра вас отвлекли? "По небу полуночи"? Грустная, чисто платоновская улыбка al dente...Это фото мне чем-то напомнило фото Набокова: он держит бабочку в руках, а вы... для вас человек был подобием бабочки - куколка его сердца - и тайной, как и для Достоевского.
картинка laonov
А вот одно из самых грустных фото: 48-г. Бывшая усадьба Усачёвых-Найдёновых, крыльцо корпуса туберкулёзного санатория... Измученный болезнью, процедурами и мытарствами власти, вы только что написали пронзительно-грустную, но всё же, светлую пьесу "Ученик Лицея" о Пушкине ( подумать только, что кто-то мог осмелиться "пенять" вам за то, что пьеса плохо удалась... им бы написать нечто подобное в вашем состоянии!!)
Как символично, что вы находитесь между Грифоном и львом...
Кстати, именно в этом месте был снят замечательный фильм "Покровские ворота"

Не так давно был на кладбище, у могилы отца.
Я стоял перед ней, лиловый шёпот солнца журчал о чём-то в листве, отражая совсем прозрачные, почти нездешние звуки далёкого города, вороны, словно кладбищенские, огромные бабочки, перепархивали с могилы на могилу... в какой-то миг я поймал себя на том, что мысленно говорю с отцом, словно бы смерти - нет, и её зачем-то придумали люди, желая ею заслониться от того, чего боялись, что не знали как объяснить, что требовало от них быть чуточку больше, чем человек.
Да, в какой-то миг я поймал себя на мысли, что почти вслух сказал, смотря на листву надо мной: отец, зачем ты умер?
Это была первая строка вашей пьесы - Голос отца.

Вот и подошло к концу моё письмо.
За окном листва купается в ветре, ворочается в небе, словно галька на синем берегу моря.
Над листвой, высоко-высоко, виден белый крестик самолёта, его обгоняет птица... как хорошо и легко на душе!
Скоро осень, и птицы, листва, карей листвой полетят на юг, где тепло, как в раю, где загореть можно сердцем, где синие волны неба касаются ног...
Это не птицы, не листья - это письма лета, каждого из нас, и среди них, есть и моё письмо, Вам, миру...

Комментарии


Платонову бы понравилось это письмо


Прекрасное письмо!


Письмо искреннее. Спасибо)


Замечательное послание замечательному автору


Спасибо за отзыв)


восхитительное письмо! Может быть, вы позволите выложить его на странице ВК нашей библиотеки? Разумеется, с указанием вашего авторства. Хотелось бы порадовать своих читателей в честь дня рождения писателя потрясающим отзывом


Ну разумеется, можете выкладывать, если это кому-то может быть интересно)


Ваши рецензии надо издавать отдельной книгой!


Чуть чаем не поперхнулся от вашего комментария)
Засмущали вы меня. Я просто в рецензиях и историях делаю маленькие театральные постановки своих чувств о произведении, вот и все. Пишу как могу, но ваши слова... смутили меня: обычно от друзей тут привык видеть несколько снисходительное мнение о моих рецензиях.
Спасибо за теплые слова.