Больше историй

17 сентября 2018 г. 17:36

792

Миры внутри

Мир внутри равен миру снаружи...

Это мои строчки, написанные лет двадцать назад. В тот период я каждый вечер садилась со своими бумажками и... можно сказать, что медитировала, хотя тогда я даже слова такого не знала. Меня интересовало время, поэтому я садилась и соредотачивалась на объекте. «Время... Что это – время?» – мысленно повторяла я. Потом приходили слова, и я их записывала на бумагу. Результатом этой бумажной медитации стали два вывода: «времени нет» и «мир внутри равен миру снаружи».

Когда, годы спустя, я оказалась в Азии и стала медитировать в буддийской (тхеравадинской) традиции, я поняла, что получала ответы на свои вопросы при помощи сосредоточения и внимательности. Когда, после моего возвращения, меня спросила подруга, почему я стала буддисткой, ответ был мгновенным: «Я всегда ею была»! Да, я занималась буддийскими практиками, ничего о них не зная. Я смотрела внутрь себя и находила ответы. Тогда я еще доверяла словам.

Я ухожу все глубже
И поднимаюсь все выше,
Теряются очертанья
Знакомых понятий,
Становится бессмысленным слово,
Неосязаемыми вещи,
И все превращается в сгусток
Невесомых чистых идей.
Субстанция абсолюта,
Безмерность каждого шага.
Движение бесконечно,
Покой – это вечный бег,
Где мысль превращается в форму,
Из формы отлито слово,
А слово становится сутью,
Явившей нам зримый мир.

За эти годы мало что изменилось. Я по-прежнему смотрю внутрь, но теперь это называется медитация випассана. Только ответов я больше не ищу, хотя они по-прежнему приходят. Ответы без вопросов. Из того мира, в котором все есть.
Буддизм – это только слово. Ярлык различающего ума. Ему (различающему уму) удобнее, когда все разложено по полочкам и маркировано. Собственная система маркировки ему кажется единственно правильной. Таким образом создается мир такой, к которому мы привыкли, с белым и черным, хорошим и плохим, буддистами и христианами, цветными картинками, эстетическими и моральными ценностями – мир двойственной реальности. Он может быть и другим, но мы привыкли к этому. Мы держимся за эту модель, как за истину.

Когда мне задают вопрос, буддист ли я (чаще по английски: Are you a Buddhist?), я отвечаю «да», хотя при этом понятия не имею, что это такое. Так проще – спрашивающий сразу удовлетворяется, наклеивает на тебя ярлычок и ставит на нужную полочку. И можно продолжать смотреть внутрь. Внимательно и сосредоточенно. В безграничное пространство, которого нет на карте. И чем дольше смотришь, тем больше оно дробится на мельчайшие составляющие и...

В каждой – капля меня,
В каждой – средоточие всего.
Множественность и единство –
Все равно всему минус все.

«А какое это все имеет отношение к книге?» – может спросить тот, кто дочитал до этого места. А она (книга) именно об этом, о смотрении внутрь с полной внимательностью и беспристрастностью, без предубеждений, ярлыков и оценочных суждений.
«А история? История-то в чем?» А и нет истории. Му.

Комментарии


А есть ли у такого смотрения внутрь себя конечная цель?
Или - как вариант - таковую цель даже некорректно предполагать?


Присоединяюсь к предыдущему оратору :)


Если вкратце, то нирвана. Если же пойти дальше... а на фига?


Кто дарует нирвану и за что?


Никто не дарует и ни за что...