Больше историй

2 октября 2018 г. 20:57

896

Возможна ли любовь с первого взгляда?

Да! Сейчас уже и не вспомню где и когда я наткнулась на эту книгу и решилась её прочитать. Но да будет благословен тот день. О сколько мнений об этой книге. Читая рецензии то и дело натыкаешься на: "О боже, книга прекрасна! Моральное падение человека! Да еще и душа в портрете, прекрасно!" или "Ну... душа в портрете, ну циничный лорд Генри, ну глупый Дориан, ну что вы тут нашли, не понимаю".
Считаете ли вы, что гениальная книга - это книга, которую восхваляют все, закрывая внимания даже на её недостатки? Или же гениальна книга - это та которая вызывает споры, но при этом признана мировой классикой? Я думаю многие, кто знаком с творчеством Уайльда, конечно же натыкались на эти слова:

There is no such thing as a moral or an immoral book, books are well written or badly written. That is all

Нет книг моральных или аморальных, есть книги хорошо написанные и плохо написанные

Так вот с уверенностью можно сказать: "The Picture of Dorian Gray" - это бесспорно хорошо написанная книга! Простите мне мои излияния души, но как же иначе можно влюбиться в нее с первых строк? Да еще и не с начала повествования, а с первых цитат предисловия! Как я заметила, многие воспринимают книгу как красивую историю, или моральную притчу. Моральной притчи я не вижу здесь совсем. Нет, суть конечно ясна, мол, стремитесь к красоте душевной, а не внешней, а то высшая справедливость покажет вам кузькину мать! Но опять же Уайльд никогда не имел цели вложить в сие произведение мораль, ибо как возможно вы знаете, он отделял само искусство от морали. Считая все эти нравственно-безнравственные заморочки лишь инструментами для создания чего-то большего.

Порок и добродетель для писателя - это то же самое, что краски на палитре для живописца. Не больше и не меньше."

И история красива, но даже она меркнет пред красотой языка и стиля автора! Возможно с первого взгляда я даже влюбилась не в книгу, а в самого Оскара Уайльда. Все эти эстетично-декадентские высказывания покоряли меня. Ну не была я тогда еще в том возрасте, чтобы понять всю философию книги и автора и поэтому для меня остается загадкой, как же она сумела меня покорить. Читая я чувствовала какое-то родство, с автором, со всем происходящим. Нет, не с героями и не с Англией 19 века. А с данным произведением. Эта книга стала для меня тем, что для Дориана та самая, которой он был "отравлен". Но нет, несмотря на юный возраст, циничные эпиграммы лорда Генри не повлияли на меня так как на главного героя. Помнится, меня восхищала смелость мысли, отчасти со многими высказываниями я была согласна, многие удивляли. И хоть Уайльд говорит:

Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника

Все же эта книга образец конечно не его души, (это уже к De profundis. Тюремная исповедь. ) но образец его взглядов и суждений, а значит - личности. И вся эта философия в купе с красотой самой истории и метафоры положенной в её основу, нашла созвучие в моей душе.
Как сейчас, помню тот (летний?) день, а точнее вечер, уже садящееся солнце светило на страницы книги, которую я держала в руке. Видно от неё исходило какое-то волшебство, а может сам Уайльд продал душу дьяволу в обмен на то, чтобы его произведения околдовывали если не всех, то хотя бы некоторых читателей? В общем, почувствовала я себя, безвозвратно искушенной, покоренной и во власти Уайльдовских чар. Но боги, это ведь я читала её первый раз, да и на русском языке! А что же вы думаете сделалось со мной, когда спустя три года я перечитала её в оригинале? Этот вопрос я пожалуй оставлю открытым. Ибо говорить такие вещи как минимум, не прилично. Вот такая вот странная, почти чувственная любовь с первого взгляда. Так если можно испытать такое к книге, то можно ль к человеку? Или только книги достойны, такой любви?)