Больше историй

29 октября 2018 г. 15:33

1K

Остап Мела Брукса

Именно так. Не Гайдай (нежно люблю всего за небольшими исключениями в числе этот фильм) и не Захаров (еще нежнее, а "Стулья" у него просто обожаю). Первым был американец. Мел Брукс, такие дела. Тот самый Брукс, что через два с половиной десятка лет снимет единственный фильм на вампирскую тему, который пересматриваю время от времени. Режиссер известный охальник, а кино называется "Дракула мертвый и довольный". И на роль Остапа он взял Френка Ланджелла, который сыграет десятком лет позже дивного Дракулу, такому только в прыжке отдаваться и Куилти в "Лолите". Но то будет уже после "Дракулы мертвого" с Лесли Нильсеном.

И зачем всего этого наговорила. Не знаю, чувствую, что все не случайно, все как-то связано. Слушала же зачем-то вечер кряду пару дней назад Венгерские танцы Брамса. А Четвертый, вернее музыка, написанная на его основе, стала лейтмотивом "Двенадцати стульев" Брукса. Оно все такое, в большой степени цыганистое, кино. Главные герои красавцы (да-да, Киса тоже, еще какой) в румыно-венгерском стиле. Остап так и вовсе щеголяет в гусарских рейтузах. Чакчиры называется эта деталь туалета, если совсем правильно, а на вид, так лосины лосинами и на стройнызх мужских ногах смотрится, в общем хорошо. Забавно, сейчас читаю книгу, где много о войне 1812 года и гусар там характеризуют именно, как людей с расплывчатыми понятиями о честности "и в карты не садись, продаст".

картинка majj-s

Уморительно смешная комедия в оригинале и у Захарова, тут приобрела звучание почти трагическое. Или это я в ней вижу, чего нет. Такое "и хруст французской булки". А нынче кругом убожество и зарвавшиеся хамы. До высокой трагедии, впрочем, не дотягивает. Недотянутая трагедия норовит оборотиться сетованиями на времена и нравы в стиле незабвенной Масяни: "Я в советское время О!!!" Ланджелла красавец и актер милостью божией, и брутального обаяния ему отсыпано хоть отбавляй. И некоторая "нездешость" намек на прекрасное далеко, где все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст. Но он Принц, Культурный герой, не Трикстер.

А Остап именно, что трикстер. То, что идеально воплотил Андрей Миронов: ловкач, пройдоха, плут, насмехающийся над традиционными ценностями, выворачивающий их наизнанку, жестокий и чуждый сантиментов. Саламандра, танцующая в огне, который рано или поздно сожжет ее дотла. И лишь тогда поймем - то был Феникс. Меркурий. Локи. Лис Ренар. Паук Ананси. Алдар Косе. Тиль Уленшпигель. Фигаро (!) Кот Бегемот. Он имеет право возродиться, как в силу божественной, надчеловеческой своей природы так (и это главное) потому что ерничая и насмехаясь, наказывает достойное наказания. Чистые духом вознаграждены бывают после встречи с ним и тяжких испытаний.

Но то лирика. К фильму.Сюжет изрядно обкорнали. Лишив нас таких колоритных персонажей как людоедка Эллочка и вдова Грицацуева. Отец Федор мил, но вспоминая Ролана Быкова в этой роли и сегодня еще смеюсь (и немножко грущу). Здесь смеялась дважды. В первый раз, когда концессионеры едва не переломали спину лошади прыжком в седло из окна. И смех тот был недобрым. Второй компенсировал. Финал. Ипполит Матвеевич, оставленный Бендером на произвол судьбы, пытается заработать на пропитание, симулируя эпилептический припадок. От эпилепсии в том, что он выделывает столько же, сколько во мне от трактора. Но так уж усердно. И Остап возвращается, привлеченный столпотворением. И включается в игру, эдакий Энди Таккер. Люблю.

Комментарии


Очень интересно, спасибо :)
Много нового и неожиданного узнал. Даже не то что много -- всё ново и неожиданно.


Всегда пожалуйста. Сегодня в группе Новости была тема экранизаций дилогии. я захотела найти свое впечатление от фильма с Ланджеллой и не нашла. Добавила, чтобы было.


Мне нравится экранизация Брукса просто потому, что не нравятся отечественные. Здесь он угадал верно с возрастом, с образами героев (Ланджелла похож на Бендера, Муди похож на аристократа), и да, вся эта трагедия вырождения аристократа, что во всех экранизациях прошла как-то мимо, здесь прям во всей красе.
Ну и города - здесь они куда больше похожи на СССР 30-х, чем в двух наших главных экранизациях.


Согласна, в плане аутентичности и наиболее точного соответствия типажам, Брукс лучше остальных.