Больше историй

4 февраля 2019 г. 17:40

454

О дефиците водки, таксистах и "конспиративных квартирах"

В "Дегустаторе" автор много пишет об особенностях употреблении алкоголя в советские времена и связанных комичных ситуациях.
В частности, описана встреча нового года в самом начале 90-х. Скорее всего, речь идет о встрече 1991 или 1992 года. То есть действие происходит во времена тотального дефицита:

В тот новый год явиться в гости без водки было невозможно даже к самым распрекрасным друзьям. В государственных магазинах водка давно исчезла, а спекулянты драли по три шкуры. По случаю праздника шкур, конечно, можно было отдать и четыре, но в новогоднюю ночь спекулянты не работали. Что, собственно, и делало визит без водки верхом неприличия: достать спиртное нельзя в принципе, а тут является лишний рот, бригаде горе…


Возможно тем, кто не помнит те времена, но время от времени читает книги о них, пригодится мой рассказ о том, как в позднем СССР торговали алкоголем.

В конце 80-х в стране проводилась масштабная антиалкогольная кампания. Цены на водку в 1985 году повысились в 2 раза (до 10 рублей 20 копеек, где 20 копеек — стоимость тары), но, несмотря на это, водка была дефицитом. Очереди за водкой по госцене были огромными и страшными. Давка и драка — вот два слова, которые лучше всего характеризуют очередь за водкой конца 80-х.

Как правило, водку продавали только с 14.00 (народ тогда даже переделал строчку из шлягера в исполнении Игоря Скляра "Комарово": "На недельку в Комарово, там не с двух, а с полвторого).

Впрочем, при желании купить водку можно было в любое время суток, правда, заплатить за такую роскошь пришлось бы 2-3 цены. В крупных городах водкой по ночам спекулировали таксисты, а в небольших населенных пунктах водку за 20-25 рублей продавали на квартирах, которые уставший от бесконечной ленинианы народ в шутку называл "конспиративными".

В начале 90-х в стране изменилась (привет Карлу Марксу) общественно-экономическая формация. На смену социализму пришел капитализм. В магазинах появилось все, что советский народ раньше видел только в репортажах "Международной панорамы" о загнивающем Западе. Эпоха дефицита товаров закончилась. Единственным дефицитом стали деньги. При их наличии можно было купить любой сорт водки в любое время суток. Водка стала продаваться где угодно и когда угодно. Старушки продавали с рук у метро водку, припасенную на собственные похороны, магазины ломились от новых российских марок типа "Ферейна" (она же "брынцаловка") с "Вереском" и от импортных брендов класса "премиум", и даже скромный коммерческий ларек порой мог блеснуть недурным водочным ассортиментом.