Орхан Памук «Имя мне - Красный» — история _ANTARES_

27 июня 2019 г. 23:11

29K

О ереванском музее, или Что скрывается за седой бородой старца?

На страницах памуковского романа персонажи очень часто, говоря о христианах, называют последних "неверными". У этих гяуров все не так: и Богу неправильному поклоняются, и в искусстве не разбираются и даже с женщинами неправильно обращаются. Вот правоверные мусульмане - это другое дело. Эти, якобы, уважают и любят женщин. Естественно, практически все эти верующие на поверку оказываются лицемерами, далекими от истинной веры. В этой истории я бы хотел рассказать об одном музейной экспонате, который очень красноречиво говорит о желаниях подобных "правоверных".

Едва узнав о "Ночи музеев" в Ереване, я поспешил разузнать информацию о разных выставках и сел за компьютер. В этот день я посетил примерно 6-7 музеев и некоторые мне очень понравились. Прямо позади здания "Национальной картинной галереи Армении" располагался "Музей литературы и искусства" имени Егише Чаренца. Я решил обязательно туда пойти. Там были многочисленные антикварные книги, первые издания, личные вещи армянских классиков. Подобное зрелище я не мог пропустить. Кроме всего перечисленного, в этом музее располагаются также экспонаты армяно-иранского художника Маркоса Григоряна. Согласно информации в сети, эта коллекция насчитывает более 2500 экспонатов. Там есть картины, коллажи, а также различные старые и древние предметы: ковшы, замки, ключи, оружие и, конечно же, миниатюры. Григорян до этого проживал в Иране и у него накопилась очень богатая коллекция антикварных персидских вещей, начиная коврами, заканчивая очень красочными книгами. Просматривая все это великолепие, я остановился у расписной деревянной дощечки. На ней были изображены двое мужчин: слева пожилой, весь такой важный и серьезный, справа - чуть помоложе. Оба в мундирах и всяких бантах. Посередине дощечки я заметил расщелину и подумал, что, скорее всего, эта штуковина должна открываться. Я позвал гида и спросил ее, что эта за дощечка и открывается ли она. Работница музея вся засияла и ответила:

"Это зеркало. Вообще мы его не открываем, но так как вы догадались, что это, и я вижу, что вам очень интересно, я расскажу об этой вещи. Изображенные на ней мужчины - это военные".

С этими словами она протянула руку к изображению пожилого военного и открыла дверцу. Внутри показалось зеркальце, а с обратной стороны дощечки на нас глядела абсолютно голая и пухленькая девица лет двадцати.

"А это изображение его любовницы", - улыбнувшись, сказала она. На обратной стороне дощечки молодого военного скрывалась, соответственно, его любовница. Обе они были голые, с лукавыми улыбками, ну и в теле, само собой. На Востоке, как известно, ценится пухленькая женщина.

Иран, что двести лет назад, что сейчас- довольно суровая и скрытная страна. Женщинам там положено вести себя смирно. Некая свобода была в дореволюционное время, но имам Хомейни быстро покончил со всякими бикини, одев персиянок в платки и длинную одежду. И лишь за зеркалами скрываются чувства персов.

Комментарии

А какие у тебя это вызывает эмоции? Как ты к этому относишься? К тому, что у людей такие зеркала были.

История очень интересная.

0 04.07.19

Спасибо. Нормально отношусь. Если им было хорошо вместе, то я только рад. Ну а наличие зеркала с их портретами в некотором роде обессмертило обоих, точнее их четверых. Я просто не знаю, кому принадлежало это зеркало. Если бы там был всего один портрет, я бы подумал, что он принадлежал самому заказчику, а так даже не знаю, что и подумать. Вряд ли люди стали бы развешивать подобные портреты с чужими людьми. Здесь есть еще один вариант. Возможно, на обеих дощечках изображен один и тот же мужчина, но в разные периоды своей жизни. В таком случае зеркало могло принадлежать только ему. Или вот еще одна трактовка. Возможно, молодой мужчина олицетворял военного, а пожилой - верующего, некоего духовного сановника, однако за обоими находилась голая женщина. То есть в сокровенных мыслях обоих была не религия или отечество, а чувства и похоть. Мол, вот, что действительно нас занимает и владеет нашими помыслами.

В музее были и другие зеркала. Тоже очень старые, антикварные. В них смотришься и будто попадаешь в другой мир. Обязательно взгляни на свое отражение, когда выдастся случай всмотреться в такое старое зеркало. Это очень интересное чувство.

+2 04.07.19

Меня немного пугает такое. Когда смотришься в старые зеркала. Наверное, что-то из детства...

Думаю, им было хорошо вместе. Тех, с кем плохо, не помешают на предмет ежедневного обихода.

Трактовки интересные.

Для меня в этом есть что-то очень человеческое. В этих голых женщинах. Что, по сути, даже трогательно. Не столько про похоть, сколько про жажду слияния. Которая может быть и большим, чем просто интересом к телу.

+2 04.07.19

У меня до этого никогда не было такого чувства. Эти зеркала будто действительно из другого мира. Изображение в них более тусклое, затемненное. Когда я смотрел в это зеркало, весь другой мир будто отходил на другой план. Я видел только свое лицо, которое прежде мне не доводилось видеть. Представь, что даже материала, из которого сделано это зеркало, уже не существует. То есть в наше время невозможно уже создать такое же зеркало. Изображение это оригинально и неповторимо, следовательно и твое отображение тоже уникально. Ни одно современное зеркало не способно показать тебя с такой же стороны. Действительно страшновато было глядеть в нечто, во что глядели люди, жившие за век (а то и больше) до тебя.

Да, это трогательно. Кроме того, довольные портреты женщин говорят о том, что им должно было быть хорошо.

+2 04.07.19

Не считаю, что женщину может оскорбить собственный отгаданный портрет на предмете, которым владеет любимый мужчина. Потому это вполне было поводом быть довольной не только на портрете.

У меня зеркала какой-то вышивают ужас мифологический прямо. Не только связь времён ощущается, но и какая-то грань «по это сторону» и «по ту сторону».
Но я понимаю, что посмотреть в иное зеркало — опыт необычный и могущий что-то дать смотрящему.

+2 04.07.19

Так я и не говорил о том, что это должно было ее оскорбить. Наоборот, в этих изображениях я вижу только позитивное и прекрасное.

Да, есть в этих зеркалах что-то мистическое. Хотя, может, это мы все накручиваем, но все же они особенные. Стоит в них время от времени смотреться.

+2 05.07.19

Знаю, что не говорил. Просто выражаю мнение.
Подумалось вот, что можно верить, но при этом любить и хотеть женщину. Это не обязательно противотечение.

может, это мы всё накручиваем


Конечно, красота в глазах смотрящего. Как и мистика. Так что не так и важно, каковы они по сути, важнее то, что как мы воспринимаем.

+1 05.07.19