Больше историй

12 августа 2019 г. 08:07

3K

Благодарю Юлию Вознесенскую
Вчера я завершила чтение прозы Юлии Вознесенской. Десять лет назад, или около того, случайно взяла в детской библиотеке "Приключения Кассандры". Начавшаяся как сказка история планетянки Кассандры очаровала и хорошо ложилась на музыку Нино Рота (тогда я еще читала под музыку). Как славно, что Вознесенская писала не фэнтези, но правду о реальности (а не о Реальности по законам жанра), иначе через десять лет я и не вспомнила бы имени автора. Второй книгой стали "Посмертные приключения". Сложная книга для понимания шестнадцати-, семнадцатилетним подростком: приходилось то и дело обращаться к примечаниям или Интернету для выяснения православных понятий. Но и эта книга мне полюбилась, даже рекомендовала ее знакомым, и на удивление книга была принята очень хорошо.
Любые отношения, в том числе и "книго-читательские", становятся крепче, обрастают новыми костями после кризиса. Кризис наших с книгами Вознесенской отношений наступил после знакомства с историей Юлианн. Не спасала даже красной нитью проходящая через всю первую книгу отсылка к моей любимой книге детства (Э. Портер, "Полианна"): за каждой строчкой виделась пожилая женщина, наставляющая на путь православия, как водится, с елейным голоском и цитатами из духовной литературы. Юлия Вознесенская раздражала меня. Сейчас, оглядываясь на ту книгу, понимаю, что причиной кризиса стал и, увы, несовершенный стиль Вознесенской: в 16-17 лет я оценивала книги только по сюжету и заложенной идее, художественные изыски мозг и сердце обходили стороной, -- с приключениями сестер-близнецов познакомилась гораздо позже. Не могу сказать, что "Юлианна" абсолютно не понравилась: все также привлекало и даже вдохновляло желание автора в каждом увидеть добро и солнце, то есть желание любить (или хотя бы жалеть) человека.
Вернулась к Вознесенской, наверное, только после ее смерти, может и раньше, помню, что тогда я уже не вела читательских дневников и еще не зарегистрировалась на "Лайвлибе". Мое возвращение не сопровождалось раскаянием, хотя смутно ощущалось желание загладить вину за резкость и высокомерие. Первой книгой после долгого перерыва стало "Паломничество Ланселота", продолжение "Пути Кассандры". Достойное продолжение, стоит отметить, хоть и не без изъянов: начало второй части будто взяли из среднего фильма про постапокалипсис с картинами удовлетворения в пище и крове. Можно было бы заменить эти страницы на парочку ярких деталей. Но из песни слов не выкинешь, к тому же, воля автора -- писать, а воля читателя -- оставлять книгу или продолжить чтение. От тоски меня спас эпизод с Карлом Моором. Мой любимый эпизод в книге, хотя впоследствии и расплылась линия этого героя, но я очень благодарна Вознесенской за эту находку. "Паломничество" не заставило воспылать любовью, но примирило с манерой писательницы, с ее плюсами и минусами.
Вознесенская стала для меня автором "возьму в дорогу", однако умела же увлечь)), и после путешествия я брала в нагрузку еще пару книг. Из прочитанного в этот период запомнились "Сто дней до потопа", "Звезда Чернобыль", "Утоли моя печали" (сборник, не только одноименный рассказ). Ни герои, ни сюжет, ни психологизм в отдельности не могли восхитить, но странным образом книги Вознесенской оставляли теплое чувство, будто у бабушки погостила, там, где "тепло, светло и мухи не кусают" (цитата не из Вознесенской, кажется из Крупина).
Рада, что очередной вехой в наших отношениях стала серия о графине Апраксиной: автор и читатель сошлись в любви к истории русской эмиграции, истории политических гонений и старого доброго детектива. Рада и благодарна Вознесенской. Неизвестно, стану ли я перечитывать ее книги, но спаси-бо ей за все.