Больше историй

17 ноября 2012 г. 19:59

1K

Любите, детки, русскую литературу!

О методах преподавания классической литературы в школе сказано немало, и эта история - лишь ещё один пример.

Моя учительница литературы убила во мне напрочь любовь к Тургеневу, как впрочем, и к остальным классикам.

Сначала она устраивала нам контрольные работы, в которых нужно было указывать, кому принадлежит та или иная реплика. Затем были какие-то диаграммы, на которых нужно было стрелочками рисовать всякие отношения между героями, кто на кого повлиял. Я никогда не угадывала, какие надо было рисовать стрелки!

А апофеозом стало задание написать сочинение по следующему вопросу. Она взяла последний абзац книги и определила, что "золотым сечением" этого абзаца является фраза "Евгений Базаров лежит в этой могиле". И нужно было объяснить, почему именно эта фраза. Видимо, где-то незадолго до урока она вычитала, что писатели неспроста помещают самые важные мысли именно на "золотое сечение" (причём вычисляется оно путём подсчёта глав, например, или предложений абзаца и деления на соответствующие коэффициенты). Как вспомню свои мучения при попытках объяснить, почему эта фраза является ключевой...

С тех пор я, правда, кое-что прочла у Тургенева так сказать добровольно - и мне ведь понравилось! Но от словосочетания "Отцы и дети" до сих пор жутко делается!

Комментарии


Бррррр! Я даже не знаю,что такое "золотое сечение" и с чем его едят)) Но "Отцы и дети" понравились!


Золотое сечение - это когда меньшая часть относится к большей так же, как большая - к сумме обеих :) Прямоугольник, например, с таким соотношением сторон является наиболее привлекательным для человеческого глаза.

Возможно, и в литературе действительно где-то в точке золотого сечения логично находиться наиболее важному, напряжённому моменту. Коэффициент - где-то около 2/3, если я ничего не путаю. То есть две трети произведения идём к накалу, затем пик, затем постепенный откат.

Всё логично, но вряд ли Тургенев считал свои предложения и составлял пропорции :) :) :)


Аналогично, именно это произведение вспоминаю с неприязнью, хотя литературу любила


А я невзлюбила практически всю программу и читаемых авторов :( А всё, что изучалось по XX веку, вообще не перевариваю, боюсь даже открывать :( Хорошая, блин, была учительница :(


А нас заставляли наизусть заучивать отрывок в конце. Тоже там что-то про могилу. Правда произведение это одно из самых любимых.


Ну вот это он и есть, ага.
Подозреваю, что если прочту сейчас, то посмотрю другими глазами. Надо будет как-нибудь взять - и не только "Отцы и дети". Достоевского я вообще почти не читала - меня так стала раздражать на тот момент литература, что я нарочно уже старалась извернуться как угодно, но не читать заданное в полном объёме.


Какая у вас учительница-оригиналка. Но вероятно, она действительно думала, что поиски "золотого сечения" - это творческий или, не дай Бог, креативный метод преподавания литературы.
Отрывок в последнем абзаце помню, конечно, но на это конкретное предложение никакого особого внимания не обращала)


На самом деле она очень старалась, это было видно, что она пыталась внести какую-то новую струю, но к сожалению, на мой взгляд, все её идеи делали только хуже :( Два года в её классе вспоминаю в ужасе. У меня и с русским языком у неё были проблемы (я практически не делаю ошибок в орфографии, но в пунктуации могу начудить, а она нас гоняла по всем этим знакам препинания очень лихо). Но литература была просто кошмаром :(


Ох, как я понимаю! У нас отличная учительница русского и литературы, но тем не менее мое восприятие на многие классические поизведения кардинально отличается от ее восприятий. Поэтому частенько на уроках литературы я прибываю в шоке.


Хорошо, когда учитель по крайней мере готов выслушать отличающуюся точку зрения. Или уж хотя бы чётко обозначает, что ему этого не надо - просто учи, что сказано. А наша ещё умудрялась с одной стороны требовать от нас думать (попытки выдавать ей обратно то, что она говорила, не прокатывали - мол, думай своей головой), а с другой - наказывать "тройками" за не угаданное :(


У нас такими свойствами обладает учительница истории и обществознания. Там на уроках общества свои мысли лучше вообще не высказывать, а то точно плохо будет :(


Это просто ужасно :( Но к сожалению, почему-то именно учителя литературы и обществознания этим грешат чаще других :(


Моя учительница литературы была завучем, эдакой принципиальной дамой (но как оказалось принципов у нее кот наплакал). Вела урок своеобразно - у нее были любимые писатели и *так себе* писатели, при этом упор ставился на любимых, конечно:) я очень часто была не согласна с ее трактовкой классических произведений и вступала в дисуссию. Гораздо позже она уже спрашивала: "Света, а что ты думаешь на этот счет? Ты же у нас философ."


Хорошо хоть, принимала другое мнение! А наша вроде и поощряла думать самих (точнее, ругала, если просто повторяешь чужие мысли), но если не угадаешь, что она хочет, ставила трояки :(