Больше историй

29 октября 2019 г. 11:08

3K

На "Опиумную войну" я наткнулась в телеграм-канале посвященом фантастике и сразу же заинтересовалась. Я недавно вернулась из Китая и за полтора года жизни там, узнала очень много нового об истории, культуре и традициях этой страны. И вот оказывается в 2018 году фэнтези о Китае собрало кучу разных наград. И мне стало жутко интересно, что же там такого необычного в этой книге. Я почитала несколько статей в интернете и мне стало еще интересней: мнения разделились, кто-то писал, что это шедевр подросткового фэнтези, а кто-то наоборот говорил, что шумиха вокруг книги раздута и вообще там все ниачем.
Короче я пару месяцев то вспоминала то забывала о ней, а когда взялась за чтение, то "проглотила" "Опиумную войну"" чуть больше чем за неделю. К книге у меня осталось много вопросов и некоторые вещи вызвали недоумение, но я всё равно с нетерпением жду продолжения. Я сначала хотела написать рецензию, но потом поняла, что мне скорее хочется отрефлексировать прочитанное, чем оценивать его, и об этом собственно будет история.

Мир:

С самых первых страниц меня безумно порадовал мир, в котором живет главная героиня (Рин) и не потому что он прям детально и интересно прописан, а потом что автор не заморачиваясь просто описала китайскую ментальность, без особых преувеличений, вот они такие и точка. Например, когда Рин прибывает впервые в столицу, она узнает, что если извозчик сбил ребенка, то его дешевле убить, чем всю жизнь о нем заботиться. В современном Китае тоже существует точно такое же негласное правило, если сбил кого-нибудь, то лучше добей иначе ты будешь отвечать в прямом и переносном смысле за этого человека до конца жизни (его или твоей). Или например история про масло для жарки из канализации: в книге так и говорится, что некоторые торговцы уличной едой процеживают масло из канализации и используют его для приготовления еды, в реальности же я тоже сталкивалась с таким мнением (я-то сама уличную еду в Китае ела и не умерла, так что хз). В общем там вначале книги раскидано достаточно много подобных интересных мелочей, в которых "приятно" узнавать современный Китай. Конечно мне все это показалось каким-то немного китаефобским, но потом я узнала, что автор на самом деле американская китаянка, и все встало на свои места. И пусть кто-то скажет, что это все глупые стереотипы о Китае и страшилки для иностранцев, но откуда-то же оно все взялось...

Главная героиня:

Хороший персонаж книги или кино - это очень важный элемент любого сюжета. Ведь если ты кому-нибудь не будешь сопереживать, если тебе не будет интересная хоть чья-та судьба, то в целом зачем тебе о ней узнавать. Я прочитала несколько рецензей тут же к "Опиумной войне" и в основном все "ругают" писательницу за создание типичного образа главной героини - бедная сиротка, которая все превозмогла и всего добилась буквально за пару страниц. Мне кажется это не совсем правильным. В первую очередь мы читаем книгу жанра подросткового фэнтези и об этом не стоит забывать. Для начала чтобы раскрыть избранность персонажа его нужно поместить как раз таки в архетипичное окружение, читатель должен понимать что это особенный человек, поэтому он важен для всей истории, поэтому за его судьбой нужно следить, поэтому он всех и всё превозмогает. Все эти истории об одном - о том, что человек сможет все побороть, о том что каждый человек особенный и это важно донести до ЦА - подростков. Ведь чаще всего именно в подростковом возрасте начинаешь ощущать свою неполноценность, свое одиночество и остро воспринимать свои недостатки. И именно подростки хотят себя отождеставлять с особенными персонажами, с героями, с победителями. Ведь никто не отождеставлял себя в 13 лет с чем-то заурядным. все чувствуют свою уникальность, все хотят о ней фантазировать. Именно поэтому Рин - крестьянка и сирота, которая ждала судьба типичная для всех таких же девочек как и она - ранее замужество и семейная жизнь счастливая или не очень. Эти девочки не могли выбирать свой путь, не могли решать, не могли что-то изменить. Но главная героиня так не хочет, она имеет достаточно сильную волю, для того чтобы пойти на перекор всем. Ну кто себя не видел в этой роли? Кто в таком возрасте не мечтал о собственных решениях, кто не пытался пойти против воли родителей? А она смогла и это круто! Поэтому лично я не вижу способа еще как-то подчеркнуть исключительность нашей героини кроме как поместив ее в трудные условия. Это самый легкий способ. Возможно чтобы описать богатую и слабую героиню которая все провозмогает авторке просто тупо не хватило таланта).

Сюжет:

В целом не смотря на предсказуемость поворотов и развития персонажей почему-то за ними было интересно следить. Как бы ты понимаешь, что Рин в итоге затащит, но каким образом? Интересно. Ты понимаешь, что в итоге они победят врагов. Но как именно? Ты догадываешься, кто умрет, а кто выживет, но тебе реально интересно как именно это произойдет. Это что-то типа когда тебе сначала рассказывают конец истории а потом раскручивают её в обратном направлении. То есть как бы мы уже знаем конец, но как он произошел нам становится намного важнее.

спойлер
Схожее ощущения я испытывала когда читала, я знала, что она выберет Цзяна, что она полюбит Алтана, что она станет цыке, и что она впустит в себя Феникса, это все было очевидно, потому что такие законы жанра, таков архетип, так должно быть. Но всё-таки за тем, как именно это произошло всё равно лично мне было интересно следить. По законам жанра в конце третьей книги она должна умереть, но как именно мне тоже интересно, поэтому я трилогию собираюсь прочесть до конца.
свернуть

Спорные моменты:
Мне показалось, что авторке реально не хватило писательского опыта для того, чтобы логично закончить или образовать некоторые сюжетные линии. Иногда повествование вызывало снисходительную улыбку и мысли типа "ну да конечно". Например мне не очень понравилась линия с преподователем

спойлер
ну конечно же среди преподовательского состава Академии оказался чувак, который ведет себя супер странно и конечно же он оказался супер крутым преподом и воином и конечно же он стал наставником главной героини.
свернуть

Как-то притянуто за уши получилось, с первых же предложений стало понятно, чем именно закончится их линия. Вторым моментом, который мне не понравился, стало то как Рин "резко" подружилась со своим заклятым врагом. Да они дрались плечом к плечу, да они считай оба друг-друга спасли...Но мне как-то не хватило развития всего этого: пару драк вначале, ненависть, ненависть, совместная драка, дружба. Ну такое, такое...Было понятно чем закончит Алтан и шо он весь такой яростный и мстительный ну уж точно не от того, шо к нему хорошо относились в детстве.
Ну и конечно же меня поразил персонаж Императрицы, абсолютно картонный и ненужный, ну да...она одна из Триумвирата, она такая вся крутая. Но её решение начать войну, в которой она сразу вже всосала меня поразило. Типа не стоит ли пытаться помериться, если ты хотя бы догадываешься о том, что твоя армия слишком уж хреновая. Её встреча с главной героиней тоже прошла как-то странно как и быстро. Что-то нам авторка сказать хотела, но что именно, я вот не поняла.

Как я уже вначале написала, эти маленькие нюансы абсолютно не помешали получить реальное удовольствие от чтения. Давно мне не было так легко и интересно читать книгу. Не знаю ли тянет она она лучшую фэнтези-книгу 2018, но вполне подходит для того, чтобы скрасить досуг.

И хочется передать отдельный привет комментаторам из интернетов, которые советовали прочесть "Задачу трёх тел", если действительно "есть желание ознакомиться с нормальной китайской фантастикой". Эту книгу я читаю прям сейчас и меня поражает тот факт, что кому-то пришло в голову сравнить "Опиумную войну" и "Задачу" потому что это концептуально два разных произведения. Мне кажется неправильным сравнивать фэнтези и фантастику и особенно конкретно эти две книги. Даже то как авторы используют реальные исторические события. В "Опиумных войнах" есть отсылки к реальным событиям, происходившем в Китае, но это не тот случай, когда главный герой просто вписан в реальный антураж и влияет на историю человечества. Тут выдуманный мир, существующий по своим правилам и он просто напоминает нам наш - реальный. "Задача трёх тел" же наоборот (по крайней мере сначала) описывает нам реальную историю Китая второй половины 20го века, здесь главная героиня вписана в исторический контекст, она в принципе могла реально существовать и с ней вполне могло все это произойти. Мне кажется это важно понимать, ну и важно конечно не сравнивать два разных жанра, называя какой-то худшим, а какой-то лучшим.