Больше историй

12 марта 2020 г. 06:01

3K

Исповедь одного детства

"Из чего сделаны маленькие девочки?"
Вспомнив её ответ, я подумала, что, должно быть, сделана из чего-то другого


Цветаева писала Пастернаку, как она в 9 лет болела воспалением лёгких и мама, второпях, на нервах, пришивая ей вечером компресс к одежде, ненароком пришила его… к коже, и только на другой день, снимая его, в ужасе обнаружила, что она сделала:
- Чего же ты молчала?
- Я думала, что так надо… ( чувство стыда боли)
 
А ко мне, ещё в детстве… когда меня изнасиловали, пришили тот душный августовский день с его осипшими, быстрыми взмахами голубиных крыльев возле подвала, шумом листвы и говорящими тенями людей, прохожих: они проникали на миг в проём двери подвальчика и… исчезали, словно бы увидев что-то ужасное, причём тени менялись с голосами местами, словно Орфей с Эвридикой.
Тени исчезали первыми, а за ними, словно тени теней, исчезали, пятясь ослепши и как-то оступаясь, звуки.
Я даже видела профили звуков, когда они стыдливо разворачивались и, вскрикнув на вдохе, убегали.
 
Один из женских голосов даже залетел в подвал несчастной ласточкой, и, раня крылья, заметался по стенам ( кто-то остановился возле подвала: голос говорил с голосом; потом голос отвернулся, а потом голосу стало грустно. Словно в Аиде, я подслушала ссору теней: девушки и парня, умерших быть может 50 или 1000 лет назад.
Потом, женский голос в подвале, как бы отчаявшись выбраться, на ощупь добрался до стены у двери, и...плечики голоса вздрагивали: мы обе умирали в том подвали: голос и я.
 
Когда всё закончилось, я шла по странной и грустной дорожке, улыбчиво шедшей возле моих ног, словно милый, бездомный зверёк.
Она возникала под моими ногами, смотря мне в глаза, желая, чтобы я не смотрела по сторонам на разрушенный мир.
В какой-то миг я улыбнулась зверьку и наклонилась к нему, погладить.
Гладила щурющуюся от солнца рыжую дорожку-дворняжку и… плакала почему-то.
На голубом крыле зрения возникла каряя пыльца чьих-то шагов.
Я закрыла глаза. Лампочка нежности и добра в мире перегорела, вскрикнула робким светом и погасла.
Мотыльки разлетелись. Пыльца шагов опала, зазвездилась в вечере мира, в тонком луче луны, пробившимся из-за туч
 
Луч руки коснулся моего плеча. Луч спросил женским голосом: девочка, тебе плохо? Почему ты плачешь?
Открыв глаза я изумилась себе и миру: зачем-то я гладила землю.
Мир зачем-то двигался мимо меня, равнодушно, прозрачно.
 Ужасным было то, что никакой связи и нежности не было между его частями: деревья, солнце, облака, люди… всё двигалось само по себе, и, что самое безумное — даже не в одном направлении, словно мир, нежный и ранимый мир, как радужная плёнка бензина в лужице, растягивалась и рвалась: мир кто-то рвал на части. Заживо. И он кричал — мной.
 
Огромные, безвоздушные, бездушные холодные пространства между явлениями природы, всё трагичнее удалявшихся друг от друга, были подобны незаселённым межзвёздным пространствам: мне нечем было дышать, я задыхалась, как и там, в сумраке подвала.
Времени больше не было. Оно надорвалось, как страница недочитанной книги.
Оно могло отклоняться в сторону, как минутная стрелка, словно правая нога, кем-то взятая с силой и мерзко потянутая в сторону: 2:15.
Смятая простыня циферблата и развратное время, лежащее на спине…
Я ненавидела время, ненавидела эти цифры, с угловатым движением округлых, как у подростка, мечущихся бёдер.
 Ненавидела себя во времени, ставшую частью его: я не знала сколько времени было в мире, но часы моего тела остановились именно на этом времени.
Щель страницы росла, пожирая невинные слова, ласковые деревья, дома и даже людей.
 
Именно тогда со мной случилось нечто необъяснимое: не в силах высвободиться и даже закричать из-за странного ступора ( кричала я потом, даже через месяц и год… словно бы во мне постепенно оттаивал криком тот голубой лёд дня), я покинула своё тело и увидела себя со стороны, сверху, себя и его, с глухим и выцветшим смещением влево, как это часто бывает во сне.
Когда он ушёл, я, как преступник у Достоевского, сомолчальник, подошла к простёртому на земле телу, и обняла его, вновь в него проникнув, к ужасу вздрогнувшего тела.
 
Брошенной, недокуренной сигаретой, солнце скрылось куда-то, вспыхнув искрами звёзд, ударившись обо что-то (мой дом?).
Деревья выросли… да так быстро, что это было похоже на крик, стройно выпрямившийся, запрокинувший голову крик: деревьям тоже кто-то причинил боль.
Другие деревья завяли и жёлтая листва замерла на уставшей телесности мира и неба теми мучительными квадратиками из предсмертного бреда Малевича, которыми покрыты старые иконы и картины: всё сплошь в трещинках.
Дома разрушились и провалились под землю в какой-то общий для всех подвал.
 
Ничего в мире не было: лишь моя рука и дорожка-дворняжка с невыносимой, стыдливой прищуринкой боли в глазах животного, которого сбила машина.
И вдруг, из замершего сердца разрушенного мира, последним листом — тёплый голос коснулся плеча: девочка, милая, у тебя кровь на ногах и руке… кто это сделал?
 
Мир стал блаженно прозрачен: сквозь дом и смех детей вдалеке, я показала на что-то… но жест мой видел не дальше одарённого горем сердца, памяти сердца, и потому голос на моём плече увидел недалеко от меня лишь беззащитное и грустное дерево клёна.
Голос подумал вслух, что я упала с дерева.
Голос не понял меня. Родителям и друзьям я постыдилась рассказать, а потом...они мне не поверили, и даже, в ссоре бросали мне — что я это выдумала нарочно, назло.
В итоге, этот ртутный шарик боли памяти, стал делиться и заражать своей повышенной температурой несуществования, сначала тот прохладный день, вместе с голосами людей, птицами и шумом листвы… а потом и другие дни, явления природы и невинные чувства, подступая ко мне, к растерявшемуся и словно бы отвернувшемуся к стене моей комнаты, настоящему.
 
Я шла по улице девственного и совершенно нового мира, а за мною, намокшие небом, волочились тяжёлые, бледные крылья, совсем как в стихе Бодлера — Альбатрос.
Эти грязные, вымоченные в дожде крылья, цеплялись за деревья, улицы, дома, ноги прохожих: я чувствовала на себе тёмный вес мира, который я осуждена была тащить за собой.
Кто-то сшил меня с этим безумным, ранимым миром, наживо.
 
Я чувствовала, как за мной, в пыли заходящего дня волочатся измученные детские голоса и добрый шелест листвы: я ощущала иррациональный ужас стыда за боль, которую я причинила миру, простым фактом своего дыхания, малейшего движения.
Я срослась с болью мира и долгое время не чувствовала страдания и своего, и чужого: мир был отброшен в немой кинематограф начала 20 века: кто-то открывал рот, и не ясно, в крике отчаяния или же радостно зовя кого-то.
Чьи-то ладони закрывали лицо, и непонятно было — от муки это стыда или солнца.
Всё как-то нелепо и грустно смешалось в мире: веточка из моего окна могла вздрагивать и всхлипывать под осенним вечерним ветром, человечнее и трагичнее многих людей, а люди...как бы поменялись с природой местами: их плечи, губы, вздрагивали с непринуждённой грацией простой веточки клёна: бог его знает, почему они вздрагивают…
 
Прошло время. Есть весна времени, как парад планет — она может случиться 1 раз в 10 лет.
Что-то нежное выстраивается в ряд с опрятной, стройной грацией зажигаемых вечером фонарей: нежная очередь в рай: все уже вошли, уже раздаются «оттуда» радостные возгласы, милые голоса любимых поэтов, животных, смех детей..
В очереди остались всего несколько человек, самых нежных, многое перенёсших, радующихся за тех, кто уже счастлив, больше, чем за себя.
 
Я шла по солнечной улице, по улице солнца.
Жёлто-алая листва на деревьях, с трогательной нежностью, зажмурив глаза, прижала к груди солнечный свет, каким-то чудом ставшего вещественно-зримым.
Подняв голову, я увидела на балкончике 3 этажа мужчину и женщину.
Они о чём-то разговаривали друг с другом на повышенных тонах.
Женщина вот-вот заплачет…
 
И вдруг, случилось чудо: справа от них, под голубым балкончиком, я заметила ласточку: она принесла в клюве соломинку и вила гнездо.
Мне казалось, что это была не соломинка а сухой и хрупкий луч солнца, который отломила ласточка в кротко замершем небе.
Чудесная ласточка вила гнездо из солнечных лучей под ногами у людей… а они этого не видели.
 
Мне захотелось, как луне, отразить это светлое чудо… хотелось поцеловать эту грустную женщину… чтобы её поцеловал мужчина, почувствовавший солнце у себя под ногами.
И, о чудо! Женщина посмотрела на меня, замершую под их балконом, я улыбнулась им, что-то прошептав; мужчина тоже посмотрел на меня и улыбнулся, и ещё через миг поцеловал женщину, тепло её обняв.
 
Вылетела ласточка со стороны мужчины, и они вместе заметили её, заметили, как другая ласточка прилетела с лучом в клюве под их балкон.
Что-то во мне тогда произошло.
Как мама Цветаевой спросила Марину: почему ты молчала?
Меня словно бы спросила о чём-то красота мира.
Сшитый с кожей моей мир — освободился.
Слёзы показались на глазах.
Я стояла посреди мира и осени, плакала и улыбалась, закрыв ладонями лицо.
Плечи мои вздрагивали весенними веточками на ветру у окна: я была свободна от своего прошлого.
Это было счастье, похожее на ласточку.
И разве… так уж важно, что это было началом моего безумия?

картинка laonov

Комментарии


Вам нужно писать книги. Я это Вам точно говорю. ) А эту книгу я постараюсь прочитать, если хватит душевных сил.


Спасибо за тёплые слова)
Но я и пишу книгу, здесь, для узкого круга друзей, которые читают мои истории)
Сейчас просмотрел историю и исправил опечатки. Простите за них. Подправил и ещё кое-что ( у одного предложения было словно бы вывихнуто плечо).


Сейчас просмотрел историю и исправил опечатки.

Бывает, не переживайте. Главное - мысли и чувства. )))


Очень сильный текст, Саша, правда!
Не знаю, наберусь ли я решимости прочесть такую тяжёлую книгу... но мне кажется (чисто интуитивно), что в своей истории ты создал что-то самобытное, не особенно зависящее от написанного в книге... и однозначно что-то очень проникновенное (остановившиеся часы тела... как грустно). А концовка интригующая

Это было счастье, похожее на ласточку.
И разве… так уж важно, что это было началом моего безумия?

Получается, ей удалось всё-таки расправить крылья и начать, как альбатросу, "летать в облаках, средь молний и громов", но дорогой ценой...
Спасибо за такую историю, Саш.


но мне кажется (чисто интуитивно), что в своей истории ты создал что-то самобытное, не особенно зависящее от написанного в книге... и однозначно что-то очень проникновенное

Ника, спасибо тебе.
Если честно, в истории моей в художественном плане вообще ничего нет от книги: я её не читал.
Её читала подруга моя и рассказала мельком общую канву, что меня ужаснуло.
Это ведь страшно, когда близкие люди не верят тебе. Страшен сам факт насилия... но когда самый родной человек тебе не верит и продолжает жить с насильником - это чудовищно.
Безумно грустно, что этот роман основан на реальных событиях.

Получается, ей удалось всё-таки расправить крылья и начать, как альбатросу, "летать в облаках, средь молний и громов", но дорогой ценой...

Да, каждый из нас расправляет крылья дорогой ценой...

Тебе спасибо за внимание, Ника)


Если честно, в истории моей в художественном плане вообще ничего нет от книги: я её не читал

Об этом можно догадаться, Саша) Твоя история абсолютно самодостаточна...

Это ведь страшно, когда близкие люди не верят тебе. Страшен сам факт насилия... но когда самый родной человек тебе не верит и продолжает жить с насильником - это чудовищно.

Страшно... к сожалению, в наше так сказать «просвещенное» время такие ужасные истории нередко случаются. Про неверие - отдельная тема. Это очень грустно...