Больше историй

1 июня 2020 г. 17:23

77

«Каллиграфия — не искусство»

Статья Е.Е. Боборыкиной Можно ли считать каллиграфию искусством? Дискуссии о каллиграфии в эпоху Мэйдзи посвящена полемике, развернувшейся на страницах одного из японских журналов в 1882-м году. Художник Кояма Сётаро и писатель Окакуро Какудзо опубликовали каждый по три статьи на тему, можно ли считать каллиграфию искусством, но однозначного ответа на этот вопрос не существует до сих пор. Для меня же самым интересным в этом небольшом исследовании стала пара абзацев о современном отношении в Японии к традиционной каллиграфии.

Начиная с эпохи Мэйдзи, каллиграфия более не часть повседневной жизни, практическая её сторона очень ограничена. Напротив, в залах музеев проводятся выставки, каллиграфические произведения создаются именно в расчёте на это, размер каждого знака стал заметно больше — так они выгоднее смотрятся в просторном помещении. Нередка ситуация, когда в качестве материала для написания используется часть китайского стиха без начала и конца — просто потому, что это сочетание иероглифов будет эффектно смотреться, то есть смысл написанного не важен вообще (да и кто сможет прочитать китайский стих, написанный скорописью?).
При кажущейся на первый взгляд популярности, положение каллиграфии в современной Японии довольно зыбкое. В университетах искусств, как уже было упомянуто, кафедры каллиграфии нет. До недавнего времени по всей стране насчитывалось несколько педагогических университетов, где можно было заниматься изучением каллиграфии, однако в последние несколько лет их число заметно сократилось. Да и из школ, ввиду отсутствия практической пользы, каллиграфия может исчезнуть. Всё меньше мастеров туши, кистей, тушечниц. Как никогда остро стоит задача осознания места каллиграфии в современном японском обществе.