Больше историй
22 января 2013 г. 03:32
2K
Урок Чистописания
Наша школа гордилась своими традициями. С первого класса мы писали только перьевыми ручками. Слава Богу, самописками, а не такими перьями, которые надо макать в чернильницу, но и с самописками дела мои были довольно плохи.
Чистописания как предмета, конечно, уже не существовало - это тоже большая удача, - но с самого начала, с первых же прописей, со штрихов и палочек я выказала полную неспособность к каллиграфии. Перо скользило, выворачивалось из пальцев под немыслимыми углами, ворсило, надрывало и протыкало насквозь некачественную бумагу прописей, болезненно натирало сустав, внезапно пересыхало, а стоило заправить - злорадно текло и капало, размазывая чернила. Чвяк! - и жирная клякса плюхается на свеженькие строчки, тут же разбрызгиваясь, окружая себя мелким гаденьким потомством, сочась на другие листки... Я хваталась за промокашку, но руки тряслись, и кляксы елозили, оставляя за собой чернильный шлейф. Грязно, Майорова. Тройка. Ну что ты мараешь? Ошиблась - аккуратненько зачеркни. Но я ожесточённо исправляла свои буковки-кривульки и протирала тетрадки до дыр.
Дома начинался второй раунд. До сих пор вспоминаю с дрожью: Выводи-и! Кружочек! Петелька! Хвостик! Я кому сказала "хвостик"? Выводи! Соедине-ение... О, зараза. Вырывай к чёрту, будем переписывать.
Но настал неотвратимый миг, когда тетрадка перевалила за вторую половину, и вырвать лист уже не получалось. Я представила, как буду перебелять всю тетрадь, и мне сделалось дурно. Мама плюнула, рыбными ножницами отрезала испорченный лист и сказала: Сойдёт. Сойдёт, повторила я и засмеялась.
Не сошло.
На уроке чтения я не ожидала никаких подвохов. Проходили очередной рассказ о детстве Ленина. Анна Петровна патетически возвысила голос:
- Владимир Ильич был невероятно способный ученик, и в то же время – невероятно старательный. Обязательно почитайте Бонч-Бруевича, «Наш Ильич». Там описано, как маленький Володя однажды поставил в тетрадке кляксу – и трудолюбиво переписал всю тетрадь! Всю тетрадь! А не как у нас некоторые – отрезали страничку и подают на проверочку: ах, посмотрите, как у меня в тетрадочке чистенько…
Мама, встречавшая меня после уроков, переменилась в лице:
- Дочь, что с тобой?
И я рассказала про Анну Петровну, и про то, что она не подняла меня с места, не ткнула пальцем, не записала замечание в дневник, но всё равно стыдно, и про маленького Володю, как он поставил кляксу.
- Кто поставил? Какой Володя?
- Ленин…
- Ленин? – повторила мама. Вдохнула, выдохнула и опять проговорила: - Ленин?! Ленин не катался в школу на трёх перекладных, это первое. Ленину не кололи антибиотики утром и вечером – это второе. И третье: Ленин бы на месте Анны вашей Петровны промолчал.
Спорить я не стала. В ленинских делах мама разбиралась. Диплом писала по проблеме личности у Ленина.
Комментарии
Просто законченный рассказ! Аплодирую! Все так и было. Представляете, если бы ученику вздумалось писать карандашом, да еще и держать этот самый карандаш в левой(!) руке?! Учительницу кондратий хватил бы. А нынешние пишут, а кому лень прописью изгаляться, так вовсе и на компе набирают, и быстро так, мне не угнаться. Вот он, прогресс..
У нас левши в классе были и писали левой рукой вполне благополучно. А карандашом писать действительно воспрещали. И не дай Бог шариковую ручку принести.
у нас левшей переучивали. а какие ручки были в первом классе - совершенно не помню. зато с 4-го по 8-й математичка(!) заставляла писать перьевой ручкой и почему-то обязательно фиолетовыми чернилами. почерк у меня тогда был изумительный))
ой-ой, у Ленина с личностью были проблемы? То есть, они, наверное, были, но неужто такие дипломы допускались у мам?
Рассказ замечательный. С волнением ждала реакцию учительницы.
Надо оговориться, что то были философские проблемы личности в трудах Ленина. Правда, из них однозначно и неумолимо вычитывались личностные проблемы автора. Маме научник так сразу и сказал: выше четвёрки по этой теме получить невозможно.
Очень интересный рассказ! ) Мы тоже писали перьевыми ручками, старались - выводили кружочки и палочки с крючочками.
Это было самое прекрасное время, это было самое ужасное время...
И кляксы...кляксы...
Для меня до сих пор перьевая ручка источник ужаса, она вечно подводила меня(
Захотелось почитать о проблеме личности у Ленина.
Дьёрдь Лукач - лучший помощник в этом деле! Как я уже упомянула в предыдущем комментарии, философские проблемы личности в произведениях Ильича как-то недвусмысленно выводят на личностную проблематику автора...
Я иногда заглядываю на сайт философа Ильи Раскина. У него в разделе "Случаи" размещена очень похожая история. :)
«Киев, школа № 48.
В школе я неожиданно стал диссидентом. (Неожиданно, это как сказать, – все к тому шло. Хотя о «диссидентуре» я в то время не знал практически ничего). Просто моя мама была типичным 60-ником, не любила Сталина, любила Ленина. И накупила кучу ленинских работ (в основном, в виде брошюр), а я их читал. Угораздило меня внимательно прочитать «Государство и революцию» (даже, помню, что-то подчеркивал и выписывал). Тут в школе случился урок по истории и обществоведению (кажется, тогда они были слиты) на тему: Н.С. Хрущев сообщил, что у нас в стране, в кои-то веки, построено «общенародное» (т.е. бесклассовое) государство. А из только что прочитанного Ленина однозначно следовало, что такого не бывает и быть не может. Я и взялся это доказывать. После гневной отповеди исторички я достал Ленина с закладками (к-рого предусмотрительно взял с собой) и стал просто зачитывать. С историчкой случилась истерика, она в слезах убежала в учительскую. Урок был сорван. Разумеется, к вящему удовольствию класса – ну, такое шоу.
После этого меня не приняли в комсомол – тогда, как раз, шло массовое (по возрасту) зачисление в ряды.
В нашем классе оказалось трое лишенцев – двое второгодников и я, ученик вполне успешный (по отметкам). Свежеиспеченные комсомольцы сделали (под учительской редактурой) праздничную стенгазету и тут же вывесили ее на стенку класса. Мы, отщепенцы, немедленно сваляли альтернативную стенгазету (никакой политики, чистый стеб!), тексты писал я, а графику сделал один второгодник, оказавшийся, при этом, довольно талантливым по этой части. Вывесили газету рядом с «официальной». Сравнили – оказались довольны. Наша лучше, о чем речь. Решили оставить до утра – ребята придут, посмеются, и мы ее быстро снимем.
Как назло, в этот день вечером в школе проходила встреча выпускников – они пришли в свой родной класс, обнаружили на стенке безобразие, сняли и отнесли директрисе – настучали.
С утра началось следствие и разбирательство. Авторов долго искать не пришлось, да мы и не особенно отпирались. По результатам было собрано школьное партбюро. Присутствовал некий высокий чин из ГБ (муж нашей завучихи). Вызвали меня с мамой. Вопрос первый: «Кто научил читать Ленина»?! (оцените вопрос!) – Говорю – мама научила. А что, кто-то против? (Мама подтверждает). Вопрос быстро замяли. Вопрос следующий и главный: «Кто научил писать»?!» (разумеется, у меня мозгов не должно хватать, а главное – раскрыть организацию). Говорю вопрошавшей Марии Семеновне (она – по русскому и литературе): «Так Вы же, Мария Семеновна, и научили…»
… … …
До сих пор сочувствую Марии Семеновне, учительнице вполне приличной и уважаемой.
А нечего дурацкие вопросы задавать!»
Господи, какой ужас. Им же могли всю жизнь погубить.
Чуть было не перепутала со своей школой, тоже киевской. У нас был военрук, он говорил "надо ходить не криво, а по прямоугольному, сказано же вам , прямоугольному квадрату", или вот еще, его перл " вы, конечно, учите здесь другие предметы, берете там, лимиты, пределы.." наша мат. школа угорала.
Вопросы меня очень повеселили )))
)))
Очень интересно. Спасибо Вам за рассказ.
А сейчас как учат? Шариковыми ручками писать или сразу печатать, как у соседского сына в гимназии?
Меня учили шариковыми,конечно. А дальше,наверно,будут печатать. И это плохо,как по мне.
Но я до сих пор помню,как маман выдирала из моей тетради исчерканные листы,где я напачкала. Каллиграф из меня никудышний.
Мы в школе даже гусиным пером писали (немного,конечно), потом уже перьевой ручкой, и только к классу 7 стали шариковой, так хотелось нам...
Мой брат в этой же школе сейчас в 4 классе, все еще пишет перьевой.
Так что не везде сразу к клавиатуре...
Атмосферу Вы очень точно передали. Я начинала (к счастью), с классической перьевой ручки, т.е. которую нужно макать. Но воспоминания у меня об этом самые тёплые. Более того, несколько лет назад я по-любительски стала заниматься каллиграфией. Купила себе тетрадочек для первого класса...
О, каллиграфия - это моя хрустальная мечта. Три раза пыталась записаться на курсы и три раза ничего не выходило: то группа не наберётся, то помешает переезд...
Да нужны ли эти курсы? Как по мне — нужно только желание. Ну и ещё образец шрифта, т.е. прописи. Но их изготовить несложно. Берёте соответствующий текст, набираете на компьютере нужным шрифтом, распечатываете, а потом начинаете трудолюбиво копировать. Раз, другой, ... тридцатый...Только вот, каллиграфия — медитативное занятие, потому у меня получается ей заниматься только под настроение.
Мой отец обучился каллиграфии за неделю. В армии. Служил писарем в штабе. До этого почерк был отвратительный, я видела тетрадки, сохраненные бабушкой.
А после службы такие букофки стали, просто загляденье!)
Не могу не отреагировать на эту твою реплику про буковки. Моя сестра до класса четвертого писала прям, как в прописи, но медленно, а потом, когда надо было за учителем записывать, наплевала на красоту и стала строчить, хоть и криво, но как из пулемета. Выработала взрослый почерк.
О, какой котейка! Прямо мисс Холли Голайтли:)
Про почерк: мой, к сожалению, могу понять только я. А ведь выводили крючочки-хвостики когда-то )
Слышала от одного первоклассника что, мол, красота букв ему никчему, он достаточно хорошо умеет пользоваться клавиатурой.
мерси за комплеман, я освежилась: постриглась и покрасилась, как Киса Воробъянинов, в радикальный черный (синий) цвет; да, еще я похудела!
Хороша!:)
Слава Богу, нас сейчас учат только шариковыми ручками. Ничего не соскальзывает, никаких клякс и прочего. Прочитала вашу историю, будто бы это самый настоящий рассказ. Спасибо за прекрасную историю!
Бедные дети, сочувствую! Я подобной ручкой писала только раз- ставила "автограф" с бланке паспорта, самого первого в 14 лет. Так я чуть бланк этот не испоганила....К счастью, в трех остальных случаях мне подсовывали гелевую ручку
Я тоже 1 раз в паспорте подпись ставила перьевой ручкой. А 1 раз - шариковой))