Больше историй

5 апреля 2021 г. 13:58

4K

Несколько соображений о поэме "Мертвые души" Николая Гоголя.

Автор исследования – Ольга Гордеева.

Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ". Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд. Повторяю вам вновь, что это тайна, и ключ от нее покаместь в душе у одного только автора.
(Из письма Гоголя Смирновой-Россет за 1845 год).

«Мертвые души» Гоголя … Именно это произведение наиболее часто вспоминается, когда разговор заходит о Н.В., и хотя, на мой взгляд, эта поэма вовсе не является венцом его творчества, в силу самой истории ее создания и многих заключенных в ее тексте загадок, она не может не привлекать пристального внимания гоголеведов.

В данной краткой работе хотелось бы поговорить об итогах проведенного мною в начале прошлого года исследования «Мертвых душ» и чтобы не презентовать слишком длинный и утомительный для читателя текст, обозначим некоторые соображения максимально кратко.

1.То, что изображено в поэме Гоголя есть вовсе не только одна Россия, которой автор и не знал то толком (ведь даже само произведение писалось заграницей), а весь людской мир целиком. Набросав первые главы «Мертвых душ», Гоголь прочел их Пушкину, который всегда смеялся во время подобных чтений, но в тот раз сделался мрачен. В конце Пушкин сказал «Боже, как грустна наша Россия!» и очень интересно, как на это отреагировал Н.В - он записал:

«Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тут то я и увидел, что значит дело, взятое из души вообще, душевная правда…»

Оценивая замечание Пушкина, Гоголь сам признает, что его поэма – лишь карикатура на Россию и выдумка, которая имеет первостепенное отношение именно к нему, Гоголю, как «дело, взятое из души». Кстати, потом Н.В. сам начнет культивировать у публики мнение о «Мертвых душах», как о летописи русской действительности и всячески подчеркивать русскость этой поэмы, но это будет уже лишь типичная гоголевская игра. Н.В. написал поэму, выходящую далеко за пределы российской действительности.

2.То, что изображено у Гоголя - не только не просто Россия или какая-то обыденная реальность того времени, а то, как Гоголь видел весь мир и всех людей (и видел он совсем не тоже самое, что другие). Он вообще не так воспринимал мир, как остальные люди. Быть может, история Чичикова - просто наблюдения Гоголя, рассказ о том, что он видел вокруг в жизни? Ведь он сам был собиратель мертвых душ и прекрасно в них разбирался. Вот приехал Чичиков в очередной город, скупил мертвые души, заложил их в банк, получил барыш и поехал дальше. Эти бесконечные поездки всего то дают ему возможность существовать в некоей круговерти бытия, которая ему самому весьма нравится - красивая одежда, вкусная еда, он тщеславен и не слишком умен, он действительно любит этот примитивный пошлый мир, превосходно его понимает и с удовольствием существует в нем. И все, больше никакой интриги и смысла - герой, живущий плоскими радостями земного воплощения, без высшей цели или идеи?

3. В так называемом «духовном завещании» Гоголя находим:

«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом….»

Быть может, именно в этой фразе ключ к пониманию названия «Мертвых душ»? Ведь сама формулировка этого названия не типична. В действительности, души умерших крепостных назывались убылыми, но никак не мертвыми. Никто не использовал такой термин. Его ввел сам Гоголь и именно потому, что он хотел подчеркнуть эту тему с мертвыми душами. В этом фокус всего произведения и даже сейчас, когда поэма изучена довольно полно, меня все равно не покидает ощущение некоей недосказанности, словно что-то еще осталось неразгаданным. Итак, в чем смысл фразы о живых и мертвых душах? Существует мнение, высказанное, в том числе, исследователем Воропаевым, что смысл данной фразы сводится к тому, что Гоголь, якобы, считал, что души его героев еще не полностью мертвы (в том числе душа Чичикова) и их можно будет воскресить в будущем, о чем и собирался написать во 2 томе поэмы. Все это соответствует христианской мысли о спасении души, которая даже если и кажется мертвой, на самом деле все равно бессмертна и может возродиться. Но так ли? Само построение фразы «Будьте не мертвые, а живые души» уже указывает на противопоставление, на то, что души (по Гоголю) могут быть мертвыми и живыми. И далее «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом» - т.е. нет иного входа в другой мир, кроме одной двери, той, через которую может пройти лишь душа живая. Читая Платона, встречаем его концепцию о мертвой душе, когда тело есть лишь пустая оболочка и человек с мертвой душой не попадет после смерти в иной мир и не получит вечной жизни. Возможно, именно к этому сводится смысл вышеобозначенной фразы писателя– тривиальные, пошлые люди (герои поэмы Гоголя) с мертвыми душами не войдут в дверь, не попадут в иной мир, а просто сгинут, растворятся как пыль?

И тогда название поэмы и ее суть становятся более понятны. Гоголь описывает земной мир, человеческий мир, как мир, населенный почти сплошь мертвыми душами. Он пишет о том, какими не надо быть, чтобы не лишиться души и вечности после смерти. Чичиков выступает лишь как проводник подобных смыслов в этой истории. Многие гоголеведы обозначают, что помещики поэмы Гоголя - не злодеи, это именно обыкновенные люди (тривиальные, пошлые), вот в чем видел Н.В. самое дурное в человечестве.

Одна из интереснейших особенностей помещиков, у которых Чичиков покупает их собственные мертвые души – это типичность и обыденность этих людей. Посмотрим, кого Гоголь почитает как обладателей умерших душ - злодеев, истязающих своих крепостных, садистов, убийц, воров и грозных преступников? А ведь именно такие люди логичнее всего должны приходить на ум, когда заходит разговор о мертвой душе. Но нет, у Гоголя обладатели мертвых душ – обыкновенные люди, они не являются положительными героями, не имеют особых добродетелей, но они и не злодеи. Трудно представить себе, чтобы Манилов причинил кому-то настоящий вред; как бы ни была неприятна Коробочка, по сути своей, это всего лишь обыкновенная старуха, каких во всем мире большинство - глупая, трусливая, не гнушающаяся легкой наживы. Ноздрев, при всей мерзости его образа, по сути – обыкновенный игрок, похабник и лжец. Собакевич – всего лишь образец грубого ограниченного человека с эмоциональным диапазоном меньше, чем у мухи, однако же, он знает своих крестьян по именам и биографиям, уважает и ценит их, держит хозяйство в порядке и, как минимум, не применяет свою грандиозную физическую силу для расправы над работниками. Лишь Плюшкин на этом фоне может показаться настоящим злодеем, но при более внимательном взгляде и он оказывается обыкновенным спятившим старикашкой, скрягой и неудавшимся помещиком, вследствие собственной глупости и жадности, приведшим свое же хозяйство в запустение. Как видим, помещики Гоголя, его мертвые души – вовсе не злодеи, они именно что обыкновенные люди, типичные до предела, такие, каких подавляющее большинство в любой стране мира. Именно в них писатель видит мертвые души. Не мелькают на страницах его поэмы ни грозные жестокие убийцы, ни святые старцы, ни благонравные девы, ни развратницы. За этими типами людей писатель, по всей видимости, признает наличие живых душ. А вот посредственность, серость, обыденность во всех ее разнообразных проявлениях, мелкие людишки, погрязшие в таких же мелких мыслях, деяниях и грехах – вот кто признан мертвыми душами у Гоголя.

4.Итак, ответим на некоторые важные вопросы. Чем является путешествие Чичикова? Бесконечной дорогой, подобной той, которая была культом в жизни самого Гоголя. На обложке первого издания «Мертвых душ», выполненной по рисунку самого Гоголя, прежде всего бросается в глаза крупная надпись «Поэма». Автор делает на этом акцент, что приводит нас к нескольким важным соображениям. Во-первых, Гоголь был именно поэтом, потому что он имел иное сознание, уходящее словно бы вглубь веков, это –«сознание эпоса». Во-вторых, замысел «Мертвых душ», несмотря на свою, казалось бы, типичную форму, тяготеет именно к эпосу или притче, вековечному сказанию, основанному на фольклоре и мифологии, которые очень важны, как в творчестве Гоголя в целом, так и в этом произведении.

В связи с этим, дополнение по поводу притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Сам факт наличия притчи в тексте поэмы Гоголя в очередной раз подчеркивает ее истинную жанровую принадлежность как тяготеющую к древним эпосам, для которых наличие притч в сюжете было необходимым элементом, поясняющим и подчеркивающим смыслы произведения. Так что поясняет данная притча о «Мертвых душах»? Кифа Мокиевич занят философским вопросом, который «яйца выеденного не стоит», в то время как Мокий Кифович – русский богатырь, который, правда, не умеет приложить свою силу на благое дело, а лишь разрушает все вокруг. Таким образом, притча говорит нам о том, что люди одарены талантами (и философия, и сила сами по себе хороши), но по природе своей всегда все обращают на зло, а не на благо, всегда все свои таланты пускают по ветру или извращают, как герои этой притчи. Это о сути человечества в целом и о помещиках Гоголя в частности. У каждого из них есть таланты, положительные качества, да только все они идут во вред. Таким образом, с помощью этой притчи Гоголь художественно закольцовывает смысловую суть рассказа о своих помещиках.

Отношение Гоголя к человечеству в целом легко можно понять из его черновых записок к поэме.

«Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени. ….. Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир и еще сильнее между тем должна представиться читателю Мертвая бесчувственность жизни. ….. Весь Город со всем вихрем сплетней – преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе. Как низвести все мира безделья во всех родах до сходства с городским бездельем? И как городское безделье возвести до преобразования безделья мира».

Вот она соль - безделье, праздность, никчемность мира и человечества, человеческих поступков, скучная, пошлая жизнь города из «Мертвых душ» и мертвая бесчувственность жизни. Вот они - мертвые души в мертвом городе, населенном пустотой, пустыми телами, оболочками без души. В финале 1 тома поэмы умирает прокурор и под его похоронную процессию Чичиков покидает город. Смерть не трогает мертвые души...