Больше историй

19 августа 2021 г. 17:14

577

Все что зрится, мнится мне, Все есть только сон во сне...

О фильме "Самурай" Мельвиля (1967 год).

Пусть останется с тобой
Поцелуй прощальный мой!
От тебя я ухожу,
И тебе теперь скажу:
Не ошиблась ты в одном, -
Жизнь моя была лишь сном.
Но мечта, что сном жила,
Днем ли, ночью ли ушла,
Как виденье ли, как свет,
Что мне в том, ее уж нет.
Все, что зрится, мнится мне,
Все есть только сон во сне.

(из стихотворения Эдгара Алана По)

картинка Beatrice_Belial
(кадр из фильма "Самурай")

Мельвиль (режиссер фильма) говорил, что его работы не являются реальностью, они являются снами. И «Самурай» яркий пример такой картины, которая будучи абсолютно нелогичной, формирует уникальное повествование, которое (за счет своих потрясающих и мощных образов) производит невероятное впечатление на зрителя.

К этому фильму совершенно точно нельзя подходить с позиции традиционного киноведения или кинокритики, потому что специалист не продвинется дальше констатации того факта, что режиссура в картине отменная, актерская игра превосходна, концепция неонуара проработана филигранно и каждый кадр создан с практически маниакальной одержимостью. Можно будет сказать о символизме картины, хотя он сосредоточен всего лишь на паре тривиальных образов, типа канарейки, очевидно, отождествляемой с главным героем. Можно будет упомянуть атмосферу, но… Чуть только ты движешься дальше, как все в этом фильме рассыпается, разлетается, как дым, как туманный образ сновидения. Таков «Самурай» и в этом он уникален. Это и есть кинематограф, киноискусство, возведенное в абсолют, этот фильм не про смысл, не про «четко сформулированную мысль», он про уникальных персонажей, которых вы никогда не забудете, как никогда не забудете тот самый, единственный, самый главный сон в вашей жизни, который в своей силе и красоте кажется более реальным, чем вся ваша жизнь.

Итак, герои. Ради них и был снят этот фильм и в них он невероятно силен. Таких мощных образов в картине всего два. Герой Алена Делона и его жены Натали. Самурай и его возлюбленная. Персонажи без прошлого и без будущего, без предыстории, без мотивации, существующие в вакууме той потрясающей псевдореальности, которую Мельвиль нарисовал в этом фильме. Великолепная музыка, холодные глаза героя Делона, дождь и … любовь - вот и все, что есть в этом сне. Но почему тогда он производит столь сильное впечатление? А почему иной наш сон запоминается на всю жизнь? На примере Жефа Кастелло Мельвиль показывает классический образ психопатической личности – холодный, безэмоциональный, маниакально одержимый деталями, сосредоточенный на своем внутреннем мире, опасный, умный и невероятно обаятельный. Этот герой воссоздан Делоном с гениальной точностью и естественностью, абсолютно нереалистичный образ каким-то чудом выходит на экране подлинно живым и весьма впечатляющим. Но, пожалуй, не меньшее впечатление оказывает возлюбленная Жефа. Она любит преданно, ни о чем не спрашивает, ничего не просит, не жалуется, не требует. Она просто ждет и по первому зову дарит герою свою любовь. Она существует словно бы в невесомом пространстве чьих-то снов – всегда одна в своей квартире, в ночной сорочке ждет прихода Жефа. И как же естественна их любовь! Сколько в ней эротизма, причем темного, гнетущего, сочетающегося с психопатической натурой Жефа. А ведь в фильме нет ни одной эротической сцены…

картинка Beatrice_Belial
(кадр из фильма "Самурай")

Об этом фильме можно сказать всего лишь несколько слов, как и об удивительном чарующем сне, который вы никогда не забудете, потому что глаза мужчины из этого сна говорили слишком о многом, о чем-то большем, чем вся ваша жизнь.