Больше историй

5 ноября 2021 г. 15:27

981

Мой путь к детям с инвалидностью

"...дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности..."

В 2006 году ООН ратифицировала конвенцию о правах людей с инвалидностью. Страны, которые её подписали, обязываются вместе к многим другим пунктам, обеспечить инклюзивное образование. Годами позже в нашем университете обязали всех будущих учителей пройти курс коррекционной педагогики. Сделано это было для того, чтобы будущие педагоги имели хотя бы базовые знания в обращении с детьми с инвалидностью. Тогда я была далека не только от понимания смысла конвеции, а и от того, что люди с инвалидностью живут где-то рядом. Рядом, но всё же в параллельной реальности, чтобы не смущать нас своим присутствием. Но предмет меня очень заинтересовал.


Однажды наша доцентка, которая по совместительству преподавала в частной  смешанной школе для детей с инвалидностью, решила нам показать, как функционирует заведение, как дети учат, как им преподают. Нас разделили на три группы. Моя была последняя на 10 часов утра. И вот мы идём в ту школу, а нам навстречу шокированные, некоторые плачущие однокурсницы. Не то чтобы я испугалась, но появилось волнение, участился пульс: что они увидели? Неужели так страшно? И что я увидела? Детей! Да, с инвалидностью, которую большинство и не осознаёт. У них нет понятие "нормы" и "отклонения". Конечно, физическая инвалидность у ребёнка вызывает смятение. Мне не захотелось плакать, я не чувствовала жалости. Мне захотелось им помочь: помочь учится, социализироваться, интегрироваться. Со двойным задором я учила и искала информацию о всём, что касается коррекционной педагогики. Экзамен сдала на "отлично". Но перевестись на другой факультет не хватило смелости. А вдруг не моё?Опробовать себя в этом поле у меня не было возможности. Поэтому я получила свой диплом учителя иностранных языков.


Нашла программу в Германии, где попробовать свои силы в школе для детей с ментальными расстройствами. Поначалу шок: побыть один час вместе с преподавательницей - это одно. Оказаться "внутри", где надо самостоятельно принимать решение, искать выход в экстремальных ситуациях - другое. Пришла к первоклашкам, они самые тяжелые, ведь только из дому, где их разбаловали родители. И я там проработала 4 года! 4 волшебных, не всегда лёгких года с чудесными детьми и наилучшими сотрудниками, что можно себе представить. Уже к концу первого года я понимала, что этим хочу заниматься дальше - помогать учиться и развиваться детям с инвалидностью. Накопила деньги на учёбу к концу третьего класса, но не смогла оставить школу и детей. Хотелось дотянуть до окончания начальных классов, а дальше со спокойной душой передать моих школьников другим. Что и сделала. Учёба закончена фактически. И меня ждут новые вызовы. Я не всегда готова была видеть детей с их физическим дефектами, слушать их истерики, но это только потому, что я такого раньше не видела.  У нас таких людей скрывают, затыкают рот, стыдятся. К такому быстро привыкается  и больше не замечается.

o-r.jpg

Один из моих школьников :)


У меня не было опыта до этого, но я научилась уважать права людей с инвалидностью, уважать их стремления, понимать их проблемы, уважать право родителей играть со своими детьми на общей площадке. Большинство детей и взрослых с инвалидностью прекрасно понимают, что вокруг происходит и как к ним окружающие относятся. Как-то мальчик один спросил нас взрослых: "Это стыдно быть инвалидом?"


Нужно выходить с комфортной зоны, где только розовые пони и идеальные, здоровые люди и принимать тот факт, что люди разные, тело разное, возможности разные. Конечно, принятие на сто процентов обществом детей с инвалидностью невозможно. Но возможно для начала их толерировать.

o-r.jpg

Праздник святого Мартина (праздник фонарей), который каждый год празднуется 11 ноября.


P.S. Кстати, мой ник "Frau Irina" дали мне дети. Вообще, к "Frau" должна прилагаться фамилия, но они не могли её выговорить и стали обращаться с формой имени :)



Комментарии


Спасибо за историю, фрау Ирина!
Хочу у вас спросить - в связи с тем, что у меня есть некоторое количество знакомых немцев, обратила внимание, что все они в той или иной степени аутисты с шизоидной акцентуацией личности - не улыбаются, излишне серьёзно относятся к себе и к миру, не способны выражать эмоции, шутить, не способны испытывать аффект. Как думаете, связано это с тем, что в погоне за толерантностью общество утратило способность распознавать психические заболевания? Все теперь - варианты нормы.
Или это вообще только у меня выборка такая, а так немцы психически нормальны и не о чем говорить?

Немцы - не самый открытый народ, это правда. Тут с иностранцами особо не любезничают, но и хамить не будут. Всего в меру. Есть разница менталитета  Запад/Восток.  Я с Востока никого не знаю, но считается, что те немцы более закрытые. То, что они не способны шутить или испытывать сильные эмоции - этого не могу подтвердить. Немцы знают толк в развлечениях. Их чувство юмора абсолютно такое же, как и у других.  Может Вам флегматики попались?

Понятие "нормы" находиться  в постоянном процессе изменения и зависит от времени, культуры и общества. То, что дико нам, немцам - норма. То, что показывают по телевизору - не значит, что принимают все немцы. Дети с инвалидностью на улицах и детских площадках - норма для молодых. Старые, выросшие тогда, когда детей еще прятали и стыдились, не всегда реагируют адекватно. Здесь никто не будет орать, чтобы забрали своего"инвалида", "отсталого", "дауна" с игровой площадки.

Немцы умеют ценить свои границы. У них другое воспитание. У нас оно коллективистское, а у них индивидуализм. Кстати, эта идеология была одна из решающих факторов, почему я решила здесь остаться. 


Не, мои точно шизоиды. Большинство похожи по поведению на Тунберг плюс-минус - не считая её истерик, конечно. Ну значит, просто выборка такая попалась.


Да, левые набирают в Германии оборотов. С одной стороны, у них хорошие инициативы, а с другой - решения без будущего.


Спасибо Вам огромное.
И за историю как текст, и за историю как часть Вашей жизни.

С уважением,
EZ


Спасибо Вам, что читаете и за позитивный отзыв!


Удачи Вам в своём труде! Это замечательно, что есть люди, которые осознанно хотят помогать другим не пугаясь трудностей.

Спасибо большое. Для меня самой стало открытием то, что я могу работать с детьми с инвалидностью.