Больше историй

19 декабря 2021 г. 09:28

136

Как ругали импрессионистов

Я очень люблю импрессионистов. Эта любовь открылась как-то внезапно, лет в двадцать семь. До тех пор было: не люблю, не люблю, не люблю, не знаю, равнодушна; а в какой-то момент (Ван Гог! Ван Гог открыл мне глаза!) - бац! и люблю. И каждый раз теперь, бывая в Питере, сразу иду на третий этаж в Эрмитаже. Сажусь там и впитываю. Не интересуясь никакими искусствоведческими раскладами.
Но тут попалась мне книжка Рейтерсверда (1915-2002), шведского художника, "Импрессионисты перед публикой и критикой". Там подробно расписано, как критика последовательно гнобила "независимых" с 1873 по 1886. И, интересное дело, благодаря ругани критиков я разглядела в работах импрессионистов то, на что раньше не обращала внимания, чего не замечала, но что, оказывается, невозможно было не заметить. Примерно так: фиолетовые деревья у Писсарро? а какие они должны быть? что, не бывает фиолетовых деревьев? как это - не бывает?.. а вообще, да, не бывает...
картинка ngur
Камиль Писсарро "Пейзаж с большими деревьями". 1875. Холст, масло. 71Х52 см. Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген.

Эти так называемые художники именуют себя "интрансигентами", "импрессионистами". Они хватают холст, краски и кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу свое имя. Они напоминают мне умалишенных из Виль-Эврар, которые собирают на дороге камни, воображая, что это бриллианты.
Какое жалкое зрелище видеть человеческое достоинство выродившимся в безумство! Попытайтесь-ка убедить Писсарро, что деревья не бывают фиолетовыми, что небо не выглядит, как взбитое масло, что нигде мы не увидим того, что он пишет, что ничей мозг не способен принять подобной путаницы. С одинаковым успехом мы можем потратить время на то, чтобы убедить пациента доктора Бланша, который мнит себя римским папой, что он живет в Батильоне, а не в Ватикане. Попытайтесь серьезно поговорить с Дега, доказать ему, что в искусстве существуют такие понятия, как рисунок, цвет, выполнение, воля; он рассмеется вам в лицо и сочтет вас реакционером. Попробуйте объяснить Ренуару, что женский торс не бесформенный разлагающийся кусок мяса, покрытый множеством зеленых и фиолетовых пятен, не вызывающих сомнений в том, что перед вами гниющий труп! (Альберт Вольф, "Фигаро", 3 апреля 1876).

Небо, как взбитое масло! Ведь действительно!

картинка ngur
Альфред Сислей "Наводнение в Пор-Марли". 1876. Холст, масло. 50Х61 см.

Мсье Сислей хотел изобразить наводнение. Если бы мне сказали, что избранный им сюжет представляет собой праздничный стол на тридцать кувертов, я бы согласился и с этим. Эта картина неописуема! Архиненормальна! (Гастон Васси, "L'Evenement", 2 апреля 1876)

картинка ngur
Пьер-Огюст Ренуар "Автопортрет". 1876. Холст, масло. 73 × 57 см. Fogg Art Museum Cambridge, Massachusetts.

Среди вещей, которые должны особенно приятно затронуть зрителя, я должен прежде всего назвать портреты и изображения обнаженных фигур мсье Ренуара. Его господин с зелеными и небесно-голубыми волосами заворожил меня. Его пятнистая, как ягуар, мужская фигура погрузила меня в мечтательный бред, граничащий с экстазом, который возрос еще больше при виде лилового, розового и лазурно-голубого пейзажа мсье Клода Моне. (Луи Леруа "Le Charivari", 15 апреля 1876)
Стоит посмотреть на посетителей, входящих в выставочные залы импрессионистов, где резкий розовый, ядовитый зеленый, синейший синий, пронзительный красный, нестерпимый фиолетовый, все цвета спектра бешено борются друг с другом. Бедным людям хочется зажмуриться, их веки начинают подергиваться. Боже правый, куда они попали? (Жюль Кларети "L'Independance beige", 2 апреля 1976)

картинка ngur

картинка ngur

Благодаря счастливому случаю, сведшему меня с этой красивой комедианткой перед ее портретом, мне удалось констатировать преимущества искусства перед натурой. Последняя следует старым, вышежшим из употребления требованиям на округлость тел, определенность форм и реальность цвета; первая, напротив, растаптывает подобное ногами. Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенкина полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатление (impression) блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой! (Луи Леруа "Le Charivari", 11 апреля 1877)

Как это я раньше не обращала внимания на зеленые пятна?!

...Ренуар накладывает продолговатые четырехугольные мазки один подле другого так, что женская нагота напоминает изнанку вышивки". (Поль Манц "Le Temps", 22 апреля 1877)

В самом деле!

Остается только восхищаться целеустремленностью и самоуверенностью импрессионистов, которых сначала пять лет не замечали вовсе, а потом еще пятнадцать ругали все, кому не лень. Иди своим путем - и не заблудишься.

Комментарии


Любопытная книга. Беру на заметку, спасибо.
А ещё есть неплохой мини сериал ВВС "Импрессионисты: Живопись и революция" 2011 года. Довольно хороший рассказ про художников, их взгляды и технику работы над картинами.


ммм, спасибо, буду знать)


И, интересное дело, благодаря ругани критиков я разглядела в работах импрессионистов то, на что раньше не обращала внимания, чего не замечала, но что, оказывается, невозможно было не заметить


О, это самое интересное с чьей-то руганью) Со мной такое часто происходит, что именно из-за нее я о чем-то узнала с необычной стороны и полюбила всей душой)


точно-точно!
не всегда, правда, удается полюбить всей душой - познакомишься, бывает, да и согласишься с ругателями) вот, к примеру, наткнулась тут на книгу некоего Полярного (?), которую все ругают. а желающих прочесть - тысячи. должно быть, поэтому же признаку: интересно воочию увидеть, за что ругают-то.


Да, и так бывает)

А если мне с руганью хочется согласиться и прислушаться к ней, тогда я называю это – аргументированная критика))


я тоже так делаю - удобно!