Больше историй

27 декабря 2021 г. 14:58

1K

Уроки истории

Решила я в последние дни, оставшиеся до Нового года, почитать размышления умных людей о прошлом, его изучении и задачах этого изучения. Выбирала между Марк Блок - Апология истории и Письмами об изучении и пользе истории лорда Болингброка. Остановилась на последней книге и, кажется, не прогадала. Уже с первых страниц стало понятно, что в книге много дров, чтобы разжечь костер размышлений и поддерживать в нем огонь. Автора заслуженно нарекли "великим представителем эпохи Просвещения Англии". Прошло столько лет, а его рассуждения читаются с интересом и сегодня.

Мое внимание привлекли размышления в одном из писем о том, можно ли применять уроки истории в разных обстоятельствах. Насколько одни и те же методы применимы (или полезны) в разных случаях? Наверно, конкретного ответа на этот вопрос нет, но мне понравилось, что написал об этом Болингброк.

Надо всегда иметь в виду, что история — это философия, которая учит с помощью примеров, как вести себя в любых обстоятельствах в частной и общественной жизни; что поэтому нам следует подходить к ней с философских позиций; что мы должны восходить от частных знаний к общим и готовить себя к общественной жизни и практической деятельности, приучая свой ум размышлять над событиями и характерами людей, о которых повествует история. Конкретные примеры могут иногда пригодиться в конкретных же случаях, однако руководствоваться ими опасно. Это нужно делать крайне осмотрительно, иначе редко будет сопутствовать успех.

Автор не ограничивается общими формулировками, но приводит примеры из истории. Одним из них я хочу здесь поделиться. Он достоин того, чтобы уделить ему отдельное внимание. Время действия - рубеж 15 - 16 веков.

Безрассудство Пьеро стало причиной его несчастий; отойдя от общего направления политики, которого придерживался Лоренцо, и надеясь поправить свои дела, он поступил точно так же, как однажды его отец. Когда военные действия против папы и короля неаполитанского создали для Лоренцо крайне опасную ситуацию,- он решил отправиться к Фердинанду и лично вступить в переговоры с этим государем. В рассказе историка решение это выглядит опрометчивым и почти отчаянным; возможно, что если бы мы знали о тайных помыслах этого великого человека, оно показалось бы мудрым и надежным. Миссия Лоренцо была успешной, и он вернулся, добившись мира для страны и безопасности для себя лично.

Как только французские войска вступили во владения, принадлежащие Флоренции, Пьеро, охваченный безумным страхом, отправился к Карлу Восьмому, передал порт Ливорно; городские укрепления Пизы и все ключевые пункты страны в руки этого государя. Тем самым он обезоружил Флорентийское государство и погубил себя. Его лишили власти и изгнали из города в результате справедливого гнева магистратов и народа и, и в мирном договоре, который они впоследствии заключили с королем Франции, предусматривалось, что Пьеро не разрешается приближаться к границам Флорентийского государства на расстояние меньше ста миль, а его брату — на то же расстояние по отношению к городу.

По этому поводу Гвиччардини замечает, как опасно руководствоваться конкретными примерами,— ведь для того, чтобы достичь такого же успеха, мы должны быть столь же благоразумны и удачливы, а сам пример — соответствовать обстоятельствам, с которыми мы столкнулись, не только в общих чертах, но и в малейших деталях.

o-l.png

Комментарии


Да, спорные моменты есть, конечно, но я все же склоняюсь к тому, что история - величайший учитель. Глупо же внедрять предыдущий опыт без изменений, в том и смысл, чтобы, опираясь на прецедент прошлого, подогнать его под новую ситуацию так, чтобы всё сработало) Но здесь же важно уметь оценить подходящий ли это вообще прецедент) в примере, приведенном в тексте, мне кажется, пример из прошлого просто не подходил новой ситуации) Вообще это уже слишком сложные для меня размышления в конце декабря))


но я все же склоняюсь к тому, что история - величайший учитель.

В этой книге тоже об этом. Автор пишет о важности изучения истории, но не просто как сухой хроники, а именно что надо разбираться в причинах, заглядывать глубже, чтоб была польза... Например, мне понравилось такое высказывание

История — древний автор, опыт — современный язык.
слишком сложные для меня размышления в конце декабря))

для меня тоже ^_^  В начале истории я так серьезно  написала (чтобы как-то книге соответствовать),но читаю я по чайной ложке :) Такие книги быстро и не прочтешь. В моем случае уж точно )

Спасибо за отклик, Алёна )))


да, тут извечный вопрос о том, что ко всему надо с умом подходить) а если мозгов нет, то ни история, ни какой-либо другой чужой опыт не поможет)

Да и не стоит их быстро читать, мне кажется) в них вникать надо, потому скорочтение в этом случае только в минус идет)

И тебе спасибо, Кристина!)) С Наступающими праздниками тебя! =(^-^)=


а если мозгов нет, то ни история, ни какой-либо другой чужой опыт не поможет)

Ага )

Спасибо, Алён! И тебя с Наступающим! Тепла, праздничного настроения и улыбок )))


Кристина, спасибо большое!))


Остановилась на последней книге и, кажется, не прогадала.

Кристин, в какие необычные книжные края тебя занесло в последние дни года))) Я-то ждала Диккенса, а тут Болингброк :)
Если серьёзно, мне очень понравилась твоя история и мысли автора. Размышления и примеры в приведённых тобой отрывках мой мозг ещё должен переварить, поэтому взяла историю в закладки... но с ходу могу сказать, что мне очень созвучна следующая мысль:

как опасно руководствоваться конкретными примерами,— ведь для того, чтобы достичь такого же успеха, мы должны быть столь же благоразумны и удачливы, а сам пример — соответствовать обстоятельствам, с которыми мы столкнулись, не только в общих чертах, но и в малейших деталях.

Про необходимость совпадения "в малейших деталях", что по определению невозможно, просто отлично сформулировано!)

Большое тебе спасибо, что поделилась!


в какие необычные книжные края тебя занесло в последние дни года

Мне самой странно:) но я читаю понемножку , и я думала, что книга будет тяжелее читаться. Написана доступно, если читать по несколько страничек.

о необходимость совпадения "в малейших деталях", что по определению невозможно, просто отлично сформулировано!)

Ага ) Я помню, что мы обсуждали эту тему, и ты говорила как раз об этом, что не бывает одинаковых ситуаций, и поэтому история не повторяется.

В книге по этому поводу есть и другие высказывания. Могу поделиться, если хочешь )

Тебе спасибо за отклик, Ника! Рада, что тебе было интересно ))


Могу поделиться, если хочешь )

Конечно хочу)
Но я надеюсь, что ты и рецензию в будущем напишешь. Мне, правда, очень интересно)


что ты и рецензию в будущем напишешь.

только если в будущем )) постараюсь )

Я выписываю цитаты, как ты наверно заметила.Если будет что-то интересное, выпишу )

Но я имела в виду другой пример про важность и взаимосвязанность деталей.Процитирую отрывок из книги под спойлером

спойлер
Когда произошла революция 1688 г., лишь немногие из живших тогда людей, как я полагаю, заходили в поисках ее причин дальше сумасбродного покушения короля Якова на религию и свободу своего народа. Его прежнее поведение и некоторые эпизоды, относящиеся к правлению Карла Второго, могли еще являться для некоторых тягостным воспоминанием, но не могли всерьез приниматься во внимание как причины его низложения, ибо он, невзирая на указанные обстоятельства, наследовал трон мирным путем...
Дурное управление короля Якова сделало революцию необходимой и реальной. Но его дурное управление, как и все предшествующее поведение, было вызвано его приверженностью к папизму и к принципам деспотического управления, от которых никакие предостережения не могли заставить его отказаться. Его слепая преданность тому и другому была связана с изгнанием королевской семьи, что в свою очередь явилось следствием узурпации Кромвеля. Кромвелевская же узурпация вытекала из предшествующего мятежа, начатого — не без основания—из-за притеснений и ограничений свободы, а также — уже без всяких оснований — и по религиозным причинам. Находясь в изгнании, наши государи не избегли папистской заразы и иностранного политического влияния. Мы сделали их непригодными для того, чтобы управлять нами, а после этого были вынуждены их призвать, чтобы они спасли нас от анархии. Необходимо было поэтому, как видит Ваша светлость, во время революции, а еще более в наше время заглядывать в глубь истории, по крайней мере, до пределов, указанных мной, а может быть, и дальше — вплоть до начала царствования Якова I, чтобы сделать это событие законченным примером и извлечь все мудрые, честные и полезные как для короля, так и для подданного уроки, которые в нем содержатся в изобилии.
свернуть


Я выписываю цитаты, как ты наверно заметила.

Да, я их просматриваю)
Кристин, моё тебе спасибо за очередной интересный пример) Чувствую, что я ещё вернусь к мыслям, изложенным в "письмах" автора.
Но читать книгу пока не буду, подожду, что ты скажешь)

ты говорила как раз об этом, что не бывает одинаковых ситуаций, и поэтому история не повторяется.

Да, мне кажется, что различий в событиях разных эпох в большинстве случаев больше, чем схожестей, иногда иллюзорных. Но я согласна с Алёной и с тобой (и с автором), что изучать историю полезно, многое можно понять о человеческой природе, увидеть закономерности... как сказал кто-то из философов, "история никогда не повторяется, человек - всегда".


Чувствую, что я ещё вернусь к мыслям, изложенным в "письмах" автора.

думаю, они того стоят )

"история никогда не повторяется, человек - всегда".

Надо запомнить это высказывание.

Спасибо, Ника! С Наступающим тебя! )))


Спасибо! И тебя с Новым годом!))


Спасибо.

Я тоже его большой поклонник. Особенно же, учитывая обстоятельства его эпохи и его собственные.

А про ошибку Медичи... Чем кончилось, известно. И довольно скоро.

Тем печальней неустанные попытки, современные, "войти в одну реку дважды".
Не замечая даже, что река давно перелегла в другое русло....

С уважением,
EZ


Спасибо Вам за комментарий.

Вы правы про современные попытки "войти в одну реку дважды"...

К сожалению, уроки истории отнюдь не всегда правильно усваиваются.