Больше историй

6 февраля 2022 г. 08:13

879

Значение аллегорической истории с ежом из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Символы, смыслы и пророчества.

Романы Достоевского серьезно и глубоко исследуют многие важнейшие социальные, политические, религиозные и философские проблемы, которые интересовали общество во времена писателя, а многие из которых актуальны и по сей день. Федор Михайлович внимательно отслеживал все события, имевшие значение для Европы и России, анализировал их, писал о них в художественных произведениях и публицистике. Часто писатель давал шокирующие (для нынешнего читателя, увидевшего их воплощение наяву) пророчества, раскрывавшие те проблемы, с которыми Россия столкнется в 20 веке. Достоевский использовал различные писательские приемы для внедрения в тексты своих работ подобных откровений, которые служили многозначительными и назидательными посланиями для потомков. Одним из таких приемов была аллегория. К классической прямой аллегории писатель прибегал довольно редко, предпочитая использовать более сложные методы изложения (например, сновидения, полные символизма). Однако есть в его творчестве яркий пример именно работы с аллегорией – история о еже из V главы 4 части романа «Идиот». В самом тексте романа эта история называется аллегорией, что наводит исследователя на мысли о том, как следует понимать заложенные в ней смыслы.

Итак, кратко передадим суть исследуемого отрывка текста. Коля Иволгин и Костя Лебедев (сын Лебедева) приносят сестрам Епанчиным ежа, которого они только что купили вместе с топором (это запомним) у какого-то встречного мужика. При этом, Костя остается стоять с топором у ворот дома Епанчиных, потому что стесняется войти, а Коля приносит сестрам ежа, что вызывает чрезвычайный переполох. Девицы Епанчины испытывают большой интерес к зверьку. Аглая хочет купить у Коли ежа, но выясняется, что он принадлежит другому мальчику (Петрову). Дело в том, что по просьбе этого Петрова, Коля и Костя должны были купить книгу истории Шлоссера (на что им и были даны деньги), но вместо этого мальчики купили ежа и топор.

Прежде чем изложить финал этой истории, посмотрим, что означает ее начало. Коля Иволгин и Костя Лебедев в сюжете романа «Идиот» представляют собой еще одну вариацию красоткинских мальчиков (вспоминаем Колю Красоткина из романа «Братья Карамазовы»). Красоткинские мальчики – это будущие революционеры, которые в конце романа вместе с Алешей Карамазовым собираются у символического (в смысле «имеющего большой символический смысл») камня Илюши, который является первым камнем в строительстве будущего нового мира. Тема молодых людей, имеющих социалистические взгляды и революционные настроения, просматривается во всех романах Великого Пятикнижия Достоевского. В том же «Идиоте» есть, например, павлищевцы, чьим прототипом послужили знаменитые петрашевцы (за участие в кружке которых сам Достоевский поплатился в молодые годы). Здесь имя Николай имеет особое значение (не забудем о том, что это имя в принципе имеет колоссальное значение в произведениях Достоевского).

Таким образом, мы видим, что наши мальчики, купившие ежа - уже символ, имеющий четкое значение в творчестве писателя. Отметим также, что их двое, хотя Коля вполне мог бы и в одиночку стать героем этой истории. Но Достоевский показывает нам именно группу мальчиков (Коля, Костя и Петров). До Петрова мы еще доберемся и скажем о нем много интересного, а пока обратим внимание на то, что мальчики покупают у некоего мужика именно ежа и топор. О еже чуть позже, а вот топор рассмотрим сейчас. Учитывая символизм топора, связанный у Достоевского напрямую с романом «Преступление и наказание», понимаем, что это не просто предмет, который может служить орудием (например, убийства), но и символически раскалывающий предмет, ведь топор предназначен в первую очередь для того чтобы колоть дрова. Раскольников (в значении «раскалывающий») именно топором совершит свое столь значимое (кстати, и в ритуальном смысле) убийство в первом романе Пятикнижия. Символическое значение купленного у мужика топора понятно. Это будущее главное орудие красоткинских революционеров, ведь им предназначено расколоть Россию и ее народ на белых и красных, на своих и чужих.

Прежде чем рассмотреть символическое значение ежа в этой истории, поговорим о Петрове. Фамилия этого третьего мальчика происходит от имени Петр, которое также является одним из наиболее значимых у Достоевского и именно в революционном контексте. Петр означает «камень», это и есть тот самый камень, первый камень в будущем здании нового миропорядка. Безусловно, значение имеет и библейский Петр в контексте его истории с Христом. Кроме того, имя Петр дает нам возможность вспомнить о Петре Верховенском, главном и наиболее жестоком из строителей будущего царства социализма в Пятикнижии. Именно он был основателем знаменитой пятерки в романе «Бесы», именно он воплощает и раскрывает собой те смыслы, которые Достоевской вкладывал в деятельность людей, подобных Верховенскому. И тут можно было бы сказать, что эта фамилия (основанная на имени Петр) – всего лишь совпадение и не имеет какого-то особого смысла, но дело в том, что в тексте романа есть кое-что, что совершенно точно дает нам понять смысловую направленность и суть истории о еже – книга историка Шлоссера. Это именно та книга, которую Петров попросил купить ему и за которой вначале отправились Коля и Костя. И важно тут то, что известный историк Шлоссер высоко ценил и активно штудировал труды Карла Маркса. Направление мысли понятно. И тут очень символично и показательно, что вместо этой истории Шлоссера Коля и Костя купили именно ежа и топор. Т.е. хотели как лучше (найти решение проблем через науку и созидание), а получилось как в революционной России (нашли колючего ежа и сметающий все на своем пути топор).

И вот тут в дело вступают сестры Епанчины, которые, учитывая их происхождение и социальный статус, символизируют в данной истории понятно кого. Скажем так, верхи. Заметим, Аглая не хочет покупать у Коли топор, топор ее не интересует, ей нужен только еж, только иголки, только боль. Это психология самоубийства, которая хорошо соотносится с психологией поведения тех самых верхов в хорошо известный нам период истории, который во времена Достоевского был лишь будущим. Здесь важно отметить, что революционный контекст весьма важен в отношении сестер Епанчиных. Невнимательный читатель легко может упустить подобные детали, а между тем, старшая сестра Александра отказывается вступать в брак именно по причине идей эмансипации (даже хотела обрезать волосы, от чего с истерикой ее отговорила мать). Младшая сестра Аглая хочет бежать из родительского дама с раннего возраста, о чем сообщает князю Мышкину в конце 3 части романа в сцене свидания на скамейке. Собственно, потенциальный муж (кем бы он ни был) ей только для того и нужен, чтобы сбежать из дома, уехать из России и начать деятельную жизнь. Девушка хочет свершений, хочет «послужить пользе». Простая жизнь жены и матери ее не интересует. И в какой-то момент ей уже не важно, с кем бежать – с Мышкиным, с Ганей Иволгиным или с полячком-мошенником, с которым она в конце романа и отправится покорять мир. Одна средняя сестра Аделаида из всех Епанчиных пойдет по традиционному пути. Таким образом, мы видим, что сестры Епанчины вполне воплощают собой настроения женской половины тех самых верхов российского общества, которые имели место быть во второй половине 19 века, когда и происходит действие романа. Кстати, Костя с топором стыдливо войдет в дом именно после настоятельных приглашений Аглаи.

Аглая все-таки уговаривает Колю продать ей ежа. Затем девушка просит отнести этого ежа Мышкину в качестве, внезапно, подарка. Коля просьбу выполняет. Получив ежа, князь приходит в полный восторг, ведь по его мнению, еж означает, что ссора, случившаяся у него с Аглаей накануне, закончилась прощением со стороны девушки. Но так ли это? И вот здесь нам приходит время поговорить о символизме ежа и его значении в этой истории.

Как и в большинстве случаев у Достоевского, символическое значение крайне редко бывает однозначным или, уж тем более, простым в трактовке. Тут достаточно вспомнить хотя бы имеющих колоссальное значение в романе «Идиот» льве и мыши (имя князя – Лев Мышкин). Или значение фамилий Иволгин, Лебедев, Барашкина (в данном романе вообще полно птичьих или звериных фамилий, так что с символизмом различных птиц и животных исследователю приходится повозиться). Так каково же наиболее распространенное значение ежа? В прямом смысле, это, конечно, колючки, иглы и опасность, которую они с собой несут. Далее, еж символизирует мудрость, это оберег от сглаза в народных поверьях и поедатель змей и мышей (отметим это). Аглая в очередном припадке инфантильной злобы по отношению к Мышкину покупает ежа. Понятно, что с ее стороны этот подарок выступает унижением для князя от своенравной, истеричной и самовлюбленной девушки, которая в конце истории романа станет позором для своей семьи. Что означает еж для Мышкина? Как для князя - это «подарок» от мальчиков-будущих революционеров. Как для Мышкина – животное, которое в некоторых случаях ест мышей. Если вспомнить историю отношений Мышкина с павлищевцами, Ипполитом Терентьевым и то, как князь на всех них повлиял, можно написать целое отдельное исследование в рамках темы социализма в контексте романа «Идиот», но это не предмет данного эссе. Поэтому здесь отметим лишь тот факт, что эта тема весьма значительна в романе «Идиот» и в «Бесах» она получит мощное и впечатляющее продолжение.

В рамках простой короткой истории, в невинной и комичной аллегории с участием ежа Достоевский дает важное назидание читателям, назидание, которое, увы, не было замечено и правильно понято современниками писателя. И лишь теперь, спустя 154 года с момента первой публикации романа, мы начинаем открывать ее подлинные значения, что дает основание утверждать, достоевсковедение в настоящем смысле, только начинает свой путь.