Больше историй

27 сентября 2022 г. 13:34

239

Книга в дорогу

Мне нужен отпуск. С такой мысли началось моё знакомство с этой книгой издательства «Самокат». Возможности поехать куда-то далеко не было, но оставаться в городе не хотелось тоже. Так появилась идея скататься ненадолго в Москву и обратно. Разумеется, ради музеев и книг. Но это решение получилось весьма спонтанным, а спонтанность это не моя сильная сторона, хотя иногда случается. При чём тут «Субтитры», спросите вы? А очень даже при чём. Размышляя о том, стоит ли мне ехать в отпуск, приняв такое поспешное решение, я по старой привычке, чтобы немного отвлечься от тревожных мыслей, заглянула в книжный магазин. Цели не было, хотелось просто побродить среди полок, поглядеть на обложки и корешки, чего я уже очень давно не делала. И тут мне на глаза попалась она — вот эта самая книга. С уценкой. Причём стоимость в итоге почти полностью совпала с остатком на карте! «Ты не можешь её купить, - сказал мне Внутренний Голос, - у тебя ещё сотня непрочитанных книг, что годами пылятся на полках...» Не могу. При таком раскладе точно не могу, согласилась я. Но это отличный вариант для «книги в дорогу»! И Внутренний Голос промолчал. Так «Субтитры» были куплены, а решение о поездке окончательно принято. На следующий день я уже сидела в очереди за билетами...

Чтение началось в поезде, продолжилось в метро (спасибо вам, переезды между станциями в 40-60 минут). Поскольку под одной обложкой собраны две повести, читались они отдельно. Между ними были ещё две другие книги, также взятые в дорогу, но это, конечно, уже совсем другие истории... Вторую повесть я читала уже дома. А теперь попробую собрать воедино все свои впечатления.

Правда в том, что впечатления от именно «Субтитров» были неоднозначные. Скорее всего потому, что к такой подаче материала я не привыкла. Ведь сама повесть, как будто действительно состоит из одних субтитров к целому ряду видео-роликов. Ни тебе описания персонажей, ни «проживания» момента. Самое настоящее испытание уставшему воображению. А я как раз тот человек, для которого важны атмосфера и... картинка (пусть даже и в голове). Чего очень трудно добиться при малом количестве данных. Но постепенно, пока читаешь, втягиваешься. Потому что «Субтитры» затрагивают немало важных, животрепещущих тем, о которых, увы, не то что нужно, а скорее приходиться говорить снова, снова, и снова... Это печалит, но это необходимо. Потому что проблемы есть, а решения их заключаются в каждом отдельном человеке. Преодоление трудностей, поиск себя, равнодушие и ответственность, взаимопомощь, причины и последствия школьной травли, а также трагедий, с участием транспортных средств...

Эта повесть чем-то отдалённо похожа на сводку новостей. В какой-то момент воображение включается и у ведущих видео-каналов появляются голоса, лица. Для каждого читателя свои. Такое ощущение, что ты в очередной раз бродишь по Интернету, кликаешь на разные сюжеты, так или иначе, связанные друг с другом, собираешь информацию по крупицам, не закапываясь в тему глубоко. И это ни хорошо и ни плохо, это, лично для меня, что-то новое в книгах. Безусловно интересное, но, может, в силу привязанности к привычно построенным текстам, не пробирающее, не перебирающее тебя заново. Но при этом, сказав, что меня не зацепило совсем, я точно совру. Потому что всё-таки зацепило, напомнило о важном и таких вот, напоминающих, книг, на мой взгляд, должно быть больше. «Классических» художественных и художественных «новаторских», разных книг для разных людей, но освещающих общие темы, общие ценности. Так что, поставить «ВАУ» первой повести я по личному впечатлению не могу, но, объективно, также не могу сказать, что это было «средне». Иначе, скорее всего, я предпочла бы промолчать и не стала бы этой книгой делиться. Но я делюсь и думаю, что прочитать её стоит. Кроме того, там ведь есть и вторая повесть.

«Выключите орфографию» - повесть с детективным сюжетом, на события которой читатель смотрит глазами мальчика Саши, страдающего дислексией. Последнее замечание очень важно, потому что именно эта особенность, которая, казалось бы, мешает ребёнку нормально жить, контактировать с другими людьми и в итоге приводит к недопониманию даже со стороны родственников, в конце концов помогает «раскрыть дело». Это история о том, как слабость может обернуться силой. И, хотя в некоторых моментах у меня возникали вопросы к происходящему, мне эта повесть понравилась. Её текст — поток Сашиных мыслей, иногда обрывочных. Краткие замечания сменяются воспоминаниями, описаниями и длинными комментариями, а потом вообще переключаются на что-то ещё, но признайтесь честно, вы тоже мыслите остросюжетными, логически выстроенными историями, не отвлекаясь ни на что вокруг?

«Где они? Так не бывает. На день рождения родители должны быть дома. На любой, на каждый детский день рождения, даже если дети уже взрослые...» С этой тревожной мысли начинается путешествие Саши и поиск пропавших родителей. К счастью, он не один, но, справедливости ради, от старшего брата Тарса временами не так много толку. Какой человек в здравом уме потащит ребёнка в больницу к своему лучшему другу зимой, да ещё и в одной пижаме? Кому из двоих тут, спрашивается, присмотр нужен больше? Авантюристу Илье, жизнь которого — сплошные риски (причём не только своей безопасностью), лежащему в больнице под неусыпным контролем, или младшему брату, который боится остаться один и точно знает, что родители куда-то исчезли без объяснений?! Честно говоря, хотелось бы покопаться и у него в голове, посмотреть на происходящее и глазами Тараса тоже, потому что вроде бы он и любит брата, заботится о нём, но как-то очень своеобразно (за такую заботу временами хотелось дать ему по шее) и в то же время часто реагирует на его присутствие с пренебрежением. О`кей, ты большой, тебе нужно пространство, родители не понимают, нудят, и вообще считают, что ты пропащий и связался не с той компанией. Но это объяснимо в обычных условиях, а тут ситуация, что называется, чрезвычайная и надо бы как-то включаться, перестраиваться, что ли. Благо у него есть Вика, готовая помочь, вразумить, поддержать, посоветовать. Но мне бы очень хотелось понять, сделал ли Тарс из случившегося хоть какие-то выводы или так и остался в глазах родни безнадёжным раздолбаем и бунтарём? В остальном же «Выключите орфографию» интересная, искренняя история со своей загадкой, она будто крошечная дверца в мир молчаливого (не по своей воле) ребёнка. И что уж скрывать, нам всем иногда полезно побыть «не на своём месте» и оценить окружающий мир совсем с другой стороны.

Вот такие-вот мои «приключения» между Москвой и Санкт-Петербургом. Кстати, в книжную лавочку «Самоката» на Малой Ордынке, 18 я тоже заглянула. Там очень приветливо и уютно. Обязательно забегайте, если будете поблизости. Без книжки наверняка не уйдёте ;)