Больше историй

14 июня 2013 г. 13:22

7K

Как отвратить вкус к чтению

Работая в детском отделе книжного магазина, я была свидетельницей многих сцен, которые доводили до белого каления, поражали своей абсурдностью, заставляли желать их участникам побиться головой об стену, вызывали истерику и так далее; в общем, на все случаи жизни. Но больше всего эмоций неизменно вызывает конфликт поколений: когда мама или бабушка приводят в книжный ребенка и начинается… (примечательно, что особо острых споров с опекунами мужеского полу мне пока не попадалось). До сих пор с содроганьем вспоминаю, как девчушка пяти лет протягивала бабуле книгу – обычную тонкую дешевую книжку, какую-то сказку.
- Я хочу эту! – говорит.
- Положи! – сердито отвечает бабуля. – Ты не сможешь это прочитать, ты тупая.
- А я научусь, - робко обещает девочка.
- Не научишься. Ты тупая.
Слово в слово. Вот такие бывают, оказывается, бабушки.

Ну да это я для примера. Случай с небезызвестным «Эрагоном» произошел с читателем постарше. Мальчик лет, наверное, одиннадцати-двенадцати пришел в магазин с мамой. Выбиралась литература по списку для чтения на лето – знакомая песня. Но ничего нужного не нашли, и тут мальчик схватился за «Эрагона».
- Положи на место, - велела мать.
- Но она интересная! – пытается отстоять свое право на «Эрагона» мальчик.
- Ты не можешь знать, интересная ли она, - отрезает мать.
- Я знаю, что интересная, - уже совсем тихо отвечает мальчик. – Мне гово…
- Нет, не интересная, - перебивает мамаша ледяным тоном. – Вот то, что вам на лето задали – интересно. А это ты читать не будешь.

Это стало точкой в споре.

Наблюдая такие сцены, к несчастью, не такие уж редкие, невольно задумаешься – а не такие ли родители потом вопиют возмущенно «молодежь совсем не читает!» и обвиняют во всем компьютеры, плохие компании и так далее?

Ветка комментариев


Вот в этом вся и ошибка, что формальным подходом "чтоб оценки хорошие были" убивается цель и смысл образования (и воспитания): сделать человека успешным и самостоятельным, способным саморазвиваться, находить нужную для себя информацию, быть просто личностью. Пусть он не сумеет найти свое место в жизни, наживет кучу комплексов и сопьётся, а мы будем умиленно вспоминать: зато какой умный мальчик был, какие хорошие оценки получал... (я, конечно, довожу до абсурда). И чтобы потом найти и вытравить из сознания намертво вбитое родителями "ты тупая" или "у всех дети как дети а ты дебил (опять 2 получил по литературе, ... ...)" - кучу бабок на психоаналитиков истратишь, если вообще повезет. Вот так-то.
Надо почаще спрашивать себя: о ком я сейчас пекусь - о ребёнке (его будущем, благополучии) или все-таки о себе - он должен пятерки приносить, значит пусть приносит, чтоб мне спокойно было.


Заметьте, я лишь сказал, что эти мотивы двигали матерью, а не сказал, что поддерживаю её. Но, судя по всему, всем просто хочется сорваться на ком-нибудь.


Да почему сорваться-то?? Просто тема многих зацепила, вопрос очень уж животрепещущий, в той или иной степени касается каждого. Здесь не осуждение, а обсуждение. :)


Понимаете, у неё мотив простой: задали в школе на лето — заставлю прочитать. И всё. Причём такая мамаша даже не узнает, что в книге написано, не говоря уж о том, что поможет ребёнку понять книгу или обсудит с ним произведение. Вот это и печально. Ребёнок сам захотел книгу прочитать, а мать ему запрещает >_< Это ужасно. Желание ребёнка развиваться и узнавать новое надо только всячески поддерживать, не так ли?


Я уже много написал по этому поводу )) у меня уже мысли путаются всем в разном порядке отвечать ))) Но если попробовать всё связать, то я считаю, что школьную литературу нельзя отбрасывать, и родителю надо способствовать, чтобы ребёнок проявлял к ней интерес. Заставлять - не правильно, но правильно - помочь. Что касается другой литературе, то следует относиться к её выбору очень тщательно, и иногда стоит отказать, как бы ни было жалко, потому что литература бывает крайне скверная. Бывает, что она не уместна в каком-либо случае и так далее. нужно анализировать на ходу, и очень быстро строить планы, как вести книжное воспитание ребёнка. Этот вопрос настолько сложен, что стоит что-либо не сделать, и всё будет зря.


Я уже много написал по этому поводу ))

А я прочитала, не сомневайтесь :)
Планы на "книжное воспитание ребёнка" надо строить не быстро, а с самого детства — только и всего. Постоянно этим заниматься, а не от случая к случаю в книжном магазине.


Несомненно.