Больше историй

17 июля 2023 г. 19:53

86

Одна книга 1978 года с кучей названий

Как-то наткнулся на книгу 2000 года "Типичные ошибки государственного регулирования экономики" Хэзлитт – зацепила. А потом вышло, что рекомендуемая в Дэвид Бергланд - Либертарианство за один урок (переводчик Жилин, 2009 год по изданию 2005 года) "Экономика за один урок" – она же как и та, под которой история...

За "деревьями" цифр легко потерять суть, поэтому в книге их почти нет. Вся книга про "гражданское общество" (включая краудфандинг, отсутствовавший в 1978 году, хотя подобное локально было), коррупцию и передачу бюджета "своим" – см. что такое "стационарный бандит Тилли", Ха-Джун Чанг - Съедобная экономика. Простое объяснение на примерах мировой кухни Владимир Ленин - Империализм как высшая стадия капитализма. Государство и революция Александр Аузан - Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь

Этой цитаты хватит:
"Возведен мост. Если он построен для удовлетворения насущной общественной потребности, решения проблемы перевозок или транспорта, которую иным способом решить невозможно, то есть, иными словами, если в целом он даже более важен для налогоплательщиков, чем вещи, на которые они индивидуально потратили бы деньги, если бы те в форме налогов не были забраны у них государством, тогда никаких возражений быть не может. Но мост, построенный в первую очередь из соображений «обеспечения занятости», — это совершенно другого рода мост. С того момента, как целью становится «обеспечение занятости», потребность отступает на второй план. «Проекты» необходимо изобретать. Вместо того, чтобы продумывать, где мосты должны быть построены, транжиры от правительства задаются вопросом, где мосты могут быть возведены. Могут ли они размышлять о благовидных основаниях, почему дополнительный мост должен соединить Истон и Вестон? Вскоре это становится абсолютно значимым. Те, кто сомневается в необходимости строительства моста, увольняются как обструкционисты и реакционеры.
Два аргумента выдвигаются в поддержку строительства моста: один из них чаще слышен до строительства, другой — после завершения всех работ. Первый аргумент: строительство моста обеспечит занятость. Скажем, он создаст 500 рабочих мест на год.
Подразумевается, что в ином случае эти рабочие места вовсе не появились бы.
Это то, что видно сразу же. Но если бы мы научились видеть за непосредственными вторичные последствия, а за теми, кто прямо выигрывает от правительственного проекта, тех, на кого он воздействует косвенно, тогда появилась бы совершенно другая картина. Это верно, что конкретная группа мостостроителей может получить большую занятость, чем в противном случае. Но за мост необходимо платить из налогов. На каждый доллар, потраченный на мост, будет взят доллар у налогоплательщиков. Так, если мост стоит 10 млн. долларов, то налогоплательщики потеряют именно эти 10 млн. долларов. У них заберут такую крупную сумму, которую в ином случае они могли бы потратить на то, что им наиболее необходимо.
Следовательно, каждое рабочее место на общественных работах, созданное проектом строительства моста, отнимает рабочее место в какой-либо сфере частного бизнеса. Мы можем видеть людей, нанятых для строительства моста. Мы можем наблюдать за тем, как они работают. Аргументация правительственных транжир в пользу занятости становится живой и, возможно, убедительной для большинства людей. Но существуют другие вещи, которых мы не видим, потому что, увы, им не было дано проявиться. Это работы, уничтоженные 10 млн долларов, забранными у налогоплательщиков.
Произошедшее, в лучшем случае, это перенаправление занятости, связанное с проектом.
Стало больше мостостроителей, но меньше автомобилестроителей, телевизионных техников, суконщиков, фермеров."