Больше историй

31 января 2024 г. 10:33

169

Свежие (пока ещё) впечатления о фильме Локшина

Вчера вечером сходил на фильм Михаила Локшина.
Фильм не оправдал моих ожиданий.

Но как раз это и здорово! Потому что я заранее ожидал разочарования, а его не случилось. Мало того, полфильма я вообще был в восхищении. Так и надо снимать кино по великим шедеврам: изумить зрителя, ошеломить его, подать хорошо известную историю так, чтобы она смотрелась свежо, чтобы он с интересом и нетерпением ждал, что же будет дальше.
Уважение авторов к первоисточнику несомненно, но оно не помешало им создать совсем другую историю, в чём-то даже более сложную, чем созданная Михаилом Афанасьевичем.
Да, у зрителей – поклонников «МиМ» могут быть многочисленные претензии к фильму, есть они и у меня, и немало. Но это проблема не авторов, а зрителей. Авторы (и Локшин, и Кантор, и актёрский ансамбль) просто молодцы. Они сотворили умное и сложное кино, и, если кто-то считает, что в два с половиной часа можно уместить такую композиционно сложную книгу без какого-либо ущерба, пусть сам попробует. Конечно, не хватает глубины «ершалаимской» истории, у похождений свиты Воланда в Москве нет того размаха. Но и роман Булгакова, если вспомнить, эволюционировал в процессе написания от рассказа о князе тьмы к истории Мастера и Маргариты. И теперь мы получили её воплощение на экране.
Важнейшая особенность фильма Локшина – разделение Мастера на «реального» и «сотворённого», чего, конечно же, нет у Булгакова. Оно исполнено с огромным искусством и выдумкой. Этот приём позволил продемонстрировать природу творчества. Он же обусловил абсолютную органичность закадрового текста, которого в фильме много, и который мне лично, как правило, не нравится (ведь это кино: не умеешь показать – не берись).
Тема репрессий, на которую в романе Булгаков мог лишь намекать, в фильме акцентируется.
Фантасмагоричная Москва поражает воображение, но не доминирует и не отвлекает от истории.
Почти безупречный (особенно если сравнивать с сериалом Бортко) кастинг.
Не раз уже за последнюю неделю приходилось читать и слышать, что эта экранизация интересна только тем, кто знаком с текстом романа. Соглашусь только с тем, что знание первоисточника придаёт бОльший объём увиденному на экране. Разве это плохо? Я разговаривал только с одним человеком, посмотревшим фильм, но не читавшим книгу. Она задавала вопросы по сюжету, конкретно – про линию Пилата. То есть ей, не знакомой с книгой, тоже показалось, что тема не раскрыта. И это значит лишь, что фильм Локшина способен заинтересовать не только ценителей Мастера.
В общем, рекомендую смотреть всем. Сам на днях непременно пересмотрю.