Больше историй
1 февраля 2024 г. 17:54
270
Рукописи полыхают О фильме 2024
Экранизация главного русского романа двадцатого века не могла не стать главным кинособытием года. Ну хорошо, одним из, год только начался. У фильма Михаила Локшина, в полном соответствии с репутацией мистической книги, непростая история создания: менялся режиссер, менялось название, трижды переносились сроки ожидаемой премьеры. 25 января 2024 она все же случилась и да - это "Мастер и Маргарита", которых стоило ждать. Старая кинематографическая байка, которую я слышала еще в прошлом веке: кто-то из столпов мирового кино, чуть ли не Спилберг, мечтал снять "МиМ" еще в восьмидесятых, но тогда у мирового кинематографа не было технических возможностей, чтобы сделать эту историю на достойном уровне. Что ж, можно порадоваться, время пришло.
Итак, роман, в котором соединились три основные истории: 1. о том, как дьявол со свитой посетил Москву и какие из этого вышли последствия; 2. об "умывшем руки" Понтии Пилате; 3. о несокрушимой верной вечной любви. Можно отыскать еще десяток, а то и сотню линий, такое у гениальных книг свойство - давать возможность многих толкований и ограничивать уровень интерпретации единственно уровнем интерпретатора. И все-таки, насколько удалась Локшину золотая тройка? Удалась совершенно. Русская традиция предписывает ставить духовное в приоритет, потому начну с линии Иешуа (Аарон Водовоз)-Пилат (Клас Банг). Она занимает в фильме совсем немного места, но это ядро повествования. Ершалаимские сцены и в свете решены иначе, чем московские, они ярче, они сердце фильма. У зрителя не возникает сомнений: вот это вот все здесь и сейчас потому, что две тысячи лет назад случилась история с распятием. У части Пилата еще одна конструктивная особенность, она звучит на арамейском и латыни, переход с одного языка на другой легко берется на слух, придает брутальному обаянию власти, олицетворяемой Пилатом и незлобивости Иешуа оттенок особой аутентичности.
Идем дальше, любовь, которая выскочила перед героями, как из-под земли выскакивает убийца и поразила сразу обоих. Дуэт Маргарита (Юлия Снигирь)-Мастер (Евгений Цыганов) не только хорош необычайно и совершенно попадает в типажи, но стоит знать также о супружестве актеров, рождающем в кадре особую энергетику не столько страстного влечения, когда партнеры смотрят друг на друга, сколько того небесного брака, когда двое смотрят и двигаются в одном направлении. Первое более ярко и зрелищно, сильнее цепляет эмоционально, но оно для мимолетного романа. Та любовь, что с ночным колпаком, засаленным и вечным и с домом, куда придут только те гости, которые не обидят, не причинят боли - именно то, что дают в кадре Цыганов и Снигирь.
И наконец третий сюжет, который принято называть бытовым (или мистическим, кому как больше нравится). Он великолепен. Свита: совершенно гениальный Коровьев (Юрий Колокольников) вот именно такой, как в книге, кривляка и джокер с этим пронзительным фальцетом от которого рудиментарные волоски вздыбливаются как от железом по стеклу - так и должен звучать Фагот. Азезело (Алексей Розен) страшен, это удалось передать и без очков, в очках появляется сам Воланд (Аугуст Диль) конгениален. Он не просто хорош, это вообще лучший Воланд из всех, каких только можно вообразить. Не усталый ироничный мудрец в традиционной трактовке экрана и сцены, но именно сатана, могущественный, злобно-саркастичный, одновременно притягательный и пугающий. Ужас, исходящий от него волнами, ощущается физически, и да, это именно тот Мефистофель, что погубил другую Маргариту - Гретхен из Фауста. С ним не то, что шутки плохи, он жуток.
Хороша также Гелла (Полина Ауг) и весь литературно-театральный бомонд, который поблагодарю здесь коллективно, хотя каждый заслуживает отдельного панегирика. Бегемот традиционно не удался, но тут уж ничего не поделаешь, самый яркий и живой персонаж романа ни в одном воплощении не дотягивает. Хотела сказать, что ипостаси человеко-кота невозможно воплотить, но нет, "Сумерки" сделали безумно обаятельного волколака, чем коты хуже? Совершенный восторг альтернативно-историческая Москва фильма, такой триумф конструктивизма в архитектуре со взметнувшимся-таки памятником Ленину на месте нынешнего храма Христа Спасителя и стимпанковыми дирижаблями.
И о том, что не удалось. Юмор, роман Булгакова невероятно смешной в бытовых сценах, я до сих пор помню, как сгибалась пополам от хохота в сцене погоне Ивана Бездомного за "консультантом". Фильм не смешон абсолютно. И тем не менее, он прекрасен, это определенно лучшая на сегодняшний день экранизация "Мастера и Маргариты".
Комментарии
Сходите, я ни одной минуты не пожалела, что посмотрела в кино.
Уже взяла билеты, спасибо.))
Приятного просмотра)
Как хорошо написали, Майя..
Так странно наблюдать за той волной негатива на этот фильм.
Когда люди идут в театр, то там они открыты как дети, новой интерпретации текста, игрой с временем, просранством..
А тут, прям как утопающий держутся за фильм, и не допускается отойти в сторону ни на шаг.
Ну глупо же повторятт то что было, я про Бортко.
А кино, это как перевод стиха. Там свой микроклимат языка и поэт волен свой образ вставить, даже ритм изменить, чтобы добиться цветения текста.
Знаете, может и хорошо что юмор отошёл в тень.
Фильм выдержан в иных тонах. Как обратная сторона луны... обращённая к звёздам.
Совершенно согласна, Саша, между духом и буквой книги большая разница и буквализм прочтения Бортко, который я, признаюсь, хвалила: "Да-да, в точности по книге, перенесли тютелька в тютельку. Как уважительно к литературному источнику!" - на деле невыносимо скучный и блеклый
А в новом фильме яркие мизансцены, невероятные персонажи, да чего стоит медсестра в клинике Стравинского или выступление Майгеля на литсовете. А какое роскошное начало с разгромом квартиры Латунского - просто сразу влетаешь в действо.
Спасибо, Майя. Обязательно посмотрю фильм.
Видел два предыдущих варианта. Первый (1990-какого-то года, не помню чей) смотреть вообще невозможно, второй (от Бортко) в целом нормальный, но по сути так себе. Его "Идиот" мне понравился в 16 раз больше, и "Собачье сердце" тоже.
Судя по вашей рецензии, этот вариант лучше. Очень на то надеюсь :)
Посмотрите, от души рекомендую. К слову, Юлия Снигирь, сыгравшая здесь Маргариту, КМС по шахматам и окончила какой-то престижный технический ВУЗ. В том смысле, что ум. его не спрячешь.
Буду иметь в виду, спасибо, это будет бонусом.
Вспомнил Фёклу Толстую, вижу её иногда в программе "Наблюдатель" на "Культуре" (давно что-то не видел). Её неординарный ум всегда заметен, хотя она как ведущая программы его не выпячивает. И это тоже проявление ума. Нравится она мне.
Про Юлию Снигирь до этого момента вообще ничего не знал, теперь буду знать :)
Ага, я пережила период острой влюбленности в Феклу Толстую лет 20 назад, она была ведущей какого-то проекта, вроде Фабрики звезд на России и я просто обмирала от ее появления в кадре. А когда удостоилась из ее уст комментария: "Какие скромные у нас критики", на церемонии Ясной поляны 2021, даже не поняла, что это она, думала, просто какая-то ведущая. И только после того, как тетка мне написала: "И Фекла Толстая отметила твою скромность, до меня дошло, что это мой кумир 20-летней давности")
Классно!
Я не помню, когда увидел её впервые. Думаю, всё-таки меньше чем 20 лет назад :)
Вот мои 10 секунд славы)
Класс!
И этого мужика знаю. Он из Толстых, кажется, директор Ясной Поляны :)
Я ее там тоже смотрела. Очень приятная она. С Ургантом они передачу вели.)
Ага.
Что это?))
Это первая песня группы, которую создали из победителей, кажется она называлась "Другие правила"
Ого... даже не знала)
Я смотрела только 2 проекта, там где была Паулина Дмитренко и Панайотов)
Панайотова помню, а Паулина совсем не вспоминается.
Она второе место заняла, когда Руслан Алихно - первое)
До сих пор помню, в ее исполнении "33 коровы... в интернете не нашла к сожалению...
Любимчику дали первое место, тогда... как же девочка, как пишут, без музыкального образования...
А этих, я наверное уже не смотрела)
Скорее "еще не смотрела". они были в самом начале шоу "Народный артист". Хотя Панайотов как раз отсюда, крайний справа на фото.
Наверное) я не сначала начала... вспоминаю, стала смотреть плотно, когда Александр стал вести себя, менее, так скажем, эпатажно)