Больше историй

25 января 2014 г. 21:16

163

«Макулатурная серия»

Дополняя информацию к книге, снова натолкнулся на отголоски старой темы - Макулатура в обмен на книгу.
В конце этой книги, тоже есть призыв к гражданам СССР сдавать макулатуру.
Так что не у всех была эмблемка переработки картинка nuker , не у всех был призыв о сдаче макулатуры, но обязательно что-либо из этих двух вариантов было.
Копируя информацию о содержании книги с fantlab, я увидел интересное словосочетания, даже можно сказать серию - «Макулатурная серия».

Дальше...


"Немного" процитирую источник (здесь полная версия - www.gorod.cn.ua, для интересующихся), рассказывающей об этой своеобразной серии:

Как ни странно, но в самой читающей стране мира в послевоенные годы остро стоял вопрос об удовлетворении читательского спроса людей: книг, именно читабельных, в стране катастрофически не хватало. В результате на спрос активно откликнулся «чёрный рынок», выплеснув по спекулятивным ценам издания популярных авторов.

ЧИТАЕМ, НО НЕ ВСЕ... И НЕ ВСЁ

Дефицит на книги возник в первой половине 60-х годов, одновременно с резким повышением благосостояния и культурного уровня советских граждан. До этих пор спрос на книги сдерживала непомерная для большинства граждан цена. В 1960-х годах появилась мода на книги; книги в СССР были очень дешёвые, соответственно быстрее раскупались; неразвитость бумажной промышленности и параллельный ажиотаж на периодическую печать не позволяли резко нарастить выпуск книг; существовали определённые организационные изъяны в книготорговой сети.

Они просто не поспевали за книжным бумом, который был беспрецедентным — он охватил довольно широкий круг художественной литературы.
Серьёзной причиной дефицита книг являлась также сознательная издательская политика государства, основанная на идеологических мотивах.
К тому же, существовал отряд «официальных» писателей — членов Союза писателей СССР и союзных республик, которые также издавались огромными тиражами.

...

— В то время популярными были такие жанры, как фантастика, детектив, приключенческая литература, авантюрные романы, — продолжает Людмила Валентиновна. — Но всё это считалось низкопробной и развлекательной литературой. Поэтому книги таких жанров издавались малыми тиражами. Однако у читателей был огромный спрос на произведения Аркадия Адамова, Николая Леонова, братьев Вайнеров (детективы), Василия Ардаматского, Аркадия Васильева, Юлиана Семёнова (приключенческие романы чекистской тематики), Олеся Гончара (роман «Собор»), Василя Земляка (роман «Лебедина зграя»), Николая Зарудного (роман «На білому світі»), Павла Загребельного (романы «Роксолана» и другие), Михайла Стельмаха (роман «Дума про тебе»), Анатолия Рыбакова (роман «Дети Арбата»), Валентина Пикуля (буквально все романы) и многие, многие другие.

Большинство этих произведений сначала публиковались в толстых журналах. Потом малыми тиражами издавались. Так было и с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1967 году Константин Симонов впервые опубликовал его в журнале «Москва». Установилась читательская очередь. Один из наших читателей даже переписывал роман ежедневно в толстую тетрадь.

В ОЧЕРЕДЬ ЗА «ЧТИВОМ »

Кроме розничной продажи, существовала подписка на готовящиеся к изданию дефицитные книги. Она осуществлялась на собрания сочинений известных и не очень авторов, на энциклопедии примерно так же, как на дефицитные товары, но значительно короче по времени получения счастливчиками книг. Иной раз подписка на книги осуществлялась в форме лотереи при огромном скоплении желающих испытать счастье.

Выпускалась также специальная «макулатурная» серия книг классиков художественной литературы, которые продавались только «за талоны», полученные за сданную макулатуру (обычно 20 килограммов за книгу). Все дефицитные книги с большой переплатой можно было достать у перекупщиков, именуемых в те времена спекулянтами. Кроме того, существовали элитные, не для всех доступные общества книголюбов, члены которого имели возможность получать талоны на дефицитные книги и покупать книги, обычно с «нагруз кой» из невостребованных книг, в специальных киосках. Образовавшись в 1974 году, Общество книголюбов на волне доступа к дефицитным книгам стало одной из самых массовых общественных организаций, объединяющей в своих рядах более 16 миллионов человек.

Обладание хорошими книгами в красивых обложках в условиях дефицита стало также мерилом престижа и благосостояния. Об этом ярко свидетельствовало то, что в популярнейшей телевизионной игре «Что? Где? Когда?» с момента её появления в сентябре 1975 года и до развала СССР в качестве приза неизменно оставались книги.

Правда, «мода» читать имела и обратную сторону: во многих домах можно было обнаружить книги с неразрезанными страницами, т. е. книги покупали больше для интерьера, чем для развития.

Автор выражает признательность Людмиле Студёновой, библиотекарю отдела краеведения Черниговской ОУНБ им. В. Г. Короленко за помощь в подготовке материала
Андрей Димич, еженедельник «СЛОВО Черниговщины», №5 (42)



"Макулатурная" серия сделала нормой книгу тиражом свыше миллиона (Дюма, Дрюон), а "Роман-газета" с произведениями тех же Белова и Проскурина имели тиражи от 1,5 до 3 миллионов.
ЗА 90-Е ГОДЫ ИЗМЕНИЛАСЬ СТРУКТУРА КНИГОИЗДАНИЯ И КРУГ ЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП
Текст: Борис Дубин