11 октября 2022 г., 14:16

9K

Литературные фестивали обречены? Почему книжные мероприятия должны меняться

42 понравилось 0 пока нет комментариев 5 добавить в избранное

После пандемии книжные фестивали должны заново пересмотреть свою жизнеспособность, говорят новые организаторы, надеющиеся привлечь более широкую аудиторию.

По словам организаторов, литературные фестивали могут столкнуться «с риском потери интереса к ним», а некоторые из них могут и вовсе перестать существовать, если они останутся ориентированными на внутренний мир, и не будут привлекать аудиторию из маргинальных сообществ, особенно в условиях повышения стоимости жизни.

Это первый год с начала пандемии, когда многие фестивали получили возможность провести полноценные очные программы, причем некоторые из них проводятся впервые после сокращенных или отложенных мероприятий в 2020 и 2021 годах.

Но нервозность в связи с продолжающейся пандемией коронавируса и опасения по поводу роста цен на жизнь означают, что обстановка на фестивалях все еще полна неопределенности, а посещаемость снизилась по сравнению с уровнем до пандемии.

В дополнение к масштабным национальным проблемам, влияющим на посещаемость фестивалей, мероприятия также должны быть более инновационными в плане состава участников, продажи билетов, формата и мест проведения, чтобы привлечь аудиторию, которая ранее чувствовала себя отверженной, считают некоторые.

Кристина Фуэнтес Ла Рош, международный директор фестиваля Hay, рассказала, что нервозность, связанная с пандемией, повлияла на «зрительский аппетит», и «количество забронированных билетов снизилось по сравнению с периодом до пандемии, хотя в конечном итоге это было компенсировано более поздним всплеском числа забронированных билетов весной».



Посетители фестиваля читают в книжном магазине на литературном фестивале в Челтнеме, входящем в

Источник: The Guardian. Автор: Бен Бирхолл/ПА. Посетители фестиваля читают в книжном магазине на литературном фестивале в Челтнеме, входящем в "большую тройку" литературных событий Великобритании.

Hay — известный как один из «большой тройки» трех литературных фестивалей, наряду с Эдинбургским и Челтнемским, — в этом году имел более низкую посещаемость, чем в 2019 году, когда он стал последним полноценным фестивалем перед пандемией. Но, по словам Фуэнтес Ла Рош, это произошло отчасти потому, что Hay 2022 был «разработан с учетом примерно на 20% меньшей вместимости мероприятия», поскольку планы были составлены осенью, когда «необходимо было рассмотреть возможность социальной дистанции и ограничения по количеству посетителей».

Лиззи Керл, директор фестиваля Capital Crime, который пройдет в сентябре, сказала, что фестивали «имеют дело с психологическим воздействием» коронавируса и беспокойством людей по поводу этой болезни. Чтобы смягчить это, Capital Crime переедет с прежнего места проведения — из отеля Большие Коннаутские залы («Grand Connaught Rooms») в Лондоне — в «полностью проветриваемые» шатры в парке Баттерси. Хотя из-за пандемии Capital Crime пришлось на два года отказаться от проведения очных мероприятий после своего первого фестиваля в 2019 году, Керл сказала, что кризис «заставил независимые компании, такие как Capital Crime, проявить творческий подход».

Лиа Варнелл, управляющий директор Ways With Words в Дартингтоне в Девоне, отметила, что «количество зрителей было низким на всех мероприятиях» фестиваля в этом году, что она связывает с проблемой повышения стоимости жизни.

«Настроение было такое, что от „досуга“ придется отказаться из-за уже ощутимо возросшей стоимости топлива/продуктов питания, — сказала она, — и ощущалась тревога по поводу того, насколько дороже может стать жизнь и как долго будет ощущаться напряжение в связи с ростом стоимости жизни».

Варнелл отметила, что Ways With Words столкнулась с «серьезной дискуссией» о «жизнеспособности длительного 10-дневного фестиваля, и может ли более короткий фестиваль выходного дня и отдельные мероприятия» стать лучшим вариантом дальнейшего развития событий.

«Мы ни в коем случае не закрываем фестиваль, — добавила она. — Если пообщаться с другими организаторами литературных или летних фестивалей, они рассматривают возможность сокращения числа фестивалей и активно решают вопрос о жизнеспособности. Я ожидаю, что в ближайшие месяцы или год значительное число фестивалей будет отменено и, возможно, закрыто».



Дартингтон-холл в Девоне, где проходит фестиваль Ways With Words.

Источник: The Guardian. Автор: Алекс Рамзи/Alamy. Дартингтон-холл в Девоне, где проходит фестиваль Ways With Words.

Книжные фестивали также перенимают опыт других индустрий. Например, на музыкальном фестивале владельцы билетов могут увидеть нескольких исполнителей за меньшую сумму, чем если бы они покупали билеты на отдельные концерты. Кроме того, посетители фестивалей проводят вместе целые дни и чувствуют себя единым целым, ведь помимо музыкальных выступлений происходит много всего интересного. «Музыкальные фестивали, я думаю, просто великолепны, — сказала Керл. — Они проводятся уже много лет, они выживают. Посмотрите на успех Гластонбери в этом году, это невероятно».

Capital Crime, как и большинство музыкальных фестивалей, продает абонементы на выходные или день, а не билеты на каждое мероприятие. «Я думаю, что именно такая модель создает чувство единения, а в литературном мире существует такое сильное чувство единения среди читателей», — объяснила Керл.

Это сообщество важно не только для читателей, но и для авторов. Писательница Айиша Малик отметила, что фестивали дали ей возможность познакомиться с другими авторами и открыть для себя новые книги. «Для меня дискуссии, которые проходят в зеленых комнатах и на фестивальных ужинах, не менее важны, чем те, что происходят на панелях», — сказала она.

Автор Патрик Гейл, основатель книжного фестиваля в Северном Корнуолле, сказал, что он часто призывает авторов оставаться на выходные на фестивале, чтобы у них была возможность пообщаться друг с другом. Он и его коллеги стараются, чтобы «фестивальная среда могла предложить много интересного помимо самих мероприятий».

Несмотря на неопределенность, в 2022 году стартовал ряд новых фестивалей, которые часто проводятся местными независимыми книжными магазинами. Осознавая, что традиционные представители среднего класса, белая аудитория литературных фестивалей стареет, многие новые фестивали делают акцент на привлечении более молодой аудитории и представителей маргинальных сообществ.

Среди новых мероприятий — Брайтонский книжный фестиваль, который был учрежден Каролинн Бейн, владелицей независимого книжного магазина «Афрори Букс», и Рут Уэйнрайт.

«Когда вы говорите слово „литературный“ людям, у них сразу же возникает образ старого белого человека в кресле с откидной спинкой, — считают Бейн и Уэйнрайт. — Мы приняли сознательное решение не называть наш фестиваль „литературным“, потому что с самого начала хотели дать понять, что это фестиваль для всех».

Хотя в последние месяцы проблема роста стоимости жизни обострилась, Бэйн и Уэйнрайт заявили, что «люди ведут борьбу за прожиточный минимум на протяжении десятилетий».

«Для многих жителей Брайтона книжный фестиваль всегда был недосягаем, — говорят они. — Мы начали привлекать этих людей, забытых людей, семьи, которых не хватает на книжных фестивалях по всей стране».

Традиционные литературные фестивали, по их мнению, «рискуют потерять интерес к себе пока они остаются внутренне ориентированными и продвигают образ, который многие не могут воспринимать».

Кроме того, для аудитории, которая ранее оставалась в стороне от литературных фестивалей, был организован фестиваль «Бесплатные книги» («Free Books Fest»), организованный Софией Акель, основательницей кампании Free Books. Двухдневный фестиваль, впервые прошедший в апреле в Пекхэме, включал в себя серию бесплатных мероприятий и книжный магазин, где люди могли «купить» бесплатные книги.

Акель рассказала: «Создание фестиваля „Бесплатные книги“ было направлено на то, чтобы принести литературу в сердце сообществ, которым мы стремимся служить, а это означает, что сообщество должно быть в центре всего — по сути, фестиваль был создан с учетом доступности, начиная с места проведения, где мы отвоевали пространство, и заканчивая стоимостью мероприятий и книг, которые были предоставлены совершенно бесплатно».

Литературные фестивали, говорит Акель, «могут быть исключающими по многим признакам, но, пожалуй, наиболее ярко это проявляется в отношении класса и маргинальных групп населения». Но такие мероприятия, как Free Books Fest и выставки издательств, например, #MerkyBooks, создают «открытые, бесплатные и доступные пространства для любителей книг и творческих людей».

Акель также предупредила: «Если литературные фестивали продолжат обслуживать только определенные демографические группы и откажутся расширять их, то их позиция будет ясна, и мы продолжим видеть удивительные организации, создающие новые, более инклюзивные и преобразующие пространства для любителей литературы».

Сара Шаффи (Sarah Shaffi)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
42 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также