19 июля 2023 г., 16:37

32K

Сомнения в авторстве Шекспира — вовсе не теория заговора

70 понравилось 9 комментариев 24 добавить в избранное

Элизабет Уинклер приподнимает завесу тайны «бога ямбического грома»

Подвергать сомнениям авторство Шекспира , то есть утверждать, что не он написал опубликованные под его именем пьесы, сонеты и поэмы — значит наносить болезненный, мучительный, чудовищный удар истории английской литературы.

Шескпироведы, услышав фразу «авторство Шекспира доподлинно не установлено», закатывают глаза, чертыхаются и немедленно лезут в драку. Только заикнитесь об этом в приличном обществе, и кто-нибудь из ученых непременно грохнется в обморок, сраженный наповал неслыханным кощунством, кто-то демонстративно покинет комнату, хлопнув дверью, а кто-то забьется в истерике. Остальные схватят вас и поволокут на плаху, где вас проучат, точнее — научат подобающему поведению. Ибо одна мысль о том, что всеми признанный Творец английской литературы — фальшивый идол — настоящее святотатство.

Смешно, правда? Величайшие писатели и мыслители давно подозревают, что «Шекспир» всего-навсего псевдоним некоего тайного автора. «Меня неотступно преследует мысль, что божественный Уильям — бесподобнейший мистификатор, когда-либо существовавший в нашем мире...» — утверждал Генри Джеймс .

«Все мы прекрасно знаем, сколь мифологичен сам образ Шекспира», — вторил ему Уолт Уитмен . Уолт Уитмен — певец демократии и далеко не сноб, но и он был убежден, что все шекспировские пьесы написал вовсе не Уильям Шекспир.

С ним соглашался и Марк Твен . «До сих пор мы знаем и можем доказать, что Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне за всю жизнь не написал ни единой пьесы, — заявлял он. — Вся остальная часть его великой истории, приукрашенной биографами, построена, слой за слоем, на догадках, умозаключениях, теориях, домыслах — эдакая Эйфелева башня искусственных измышлений, вздымающаяся до небес, но стоящая на очень плоском и очень тонком фундаменте незначительных фактов».

Загадочная личность Шекспира вдохновила Владимира Набокова  на создание небольшой поэмы, названной просто и лаконично «Шекспир» . В ней есть такие строки:

Ты отстранил легко и беспечально

в сухой венок свивающийся лавр

и скрыл навек чудовищный свой гений

под маскою...

Откройся, бог ямбического грома,

стоустый и немыслимый поэт!

Мне кажется, вопрос об авторстве Шекспира можно рассматривать как метафору нашего восприятия истории. В самом деле, насколько наши представления о нашем знании истории действительно соответствуют исторической данности? И кто, в конечном итоге, облечен правом решать, какие именно исторические факты правдивы, а какие нет?

Летом 1964 года вопрос об авторстве Шекспира даже рассматривался в английском суде. Скончавшаяся в том году мисс Эвелин Мэй Хопкинс завещала треть своего состояния обществу поклонников Фрэнсиса Бэкона  с условием, что они отыщут оригинальные рукописи шекспировских пьес и докажут, что эти рукописи принадлежат перу Фрэнсиса Бэкона, философа, государственного деятеля и советника Елизаветы I. Разумеется, наследники мисс Эвелин взроптали и, не желая делиться богатством, подали на общество поклонников Бэкона в суд, требуя признать завещание Эвелин Хопкинс недействительным на основании того, что поиски оригиналов рукописей свидетельствуют о невменяемости покойной. В надежде упрочить свои позиции, они обратились к ученым экспертам, которые должны были убедительно доказать всю сумасбродность подобной затеи.

«Ближайшие родственники покойной утверждают, что поиски оригиналов рукописей равносильны поискам иголки в стоге сена, — заметил в своей речи достопочтенный Ричард Уилберфорс, судья Его Величества Высокого суда правосудия, — однако поиск иголки в стоге сена при удачном стечении обстоятельств вполне может увенчаться успехом. Никто не знает, где он найдет, а где потеряет. Достаточно вспомнить удивительное открытие Синайского кодекса, или гробницы Тутанхамона, или Свитков мертвого моря». Уилберфорс был невозмутимым и педантичным англичанином до мозга костей. Окончив в Оксфорде факультет классических языков и литературы, он величественно и неспешно восходил по карьерной лестнице британской юриспруденции, пока не стал лордом-законником в Палате лордов и тайным советником в Его Величества Почтеннейшем Тайном Совете. Изучив представленные ему материалы, он подытожил: «На сегодняшний день историки и литературоведы, изучающие шестнадцатый-семнадцатый века, единодушно или почти единодушно придерживаются устоявшегося мнение, что обсуждаемые пьесы написаны Уильямом Шекспиром, актером».

«Однако, — продолжал Уилберфорс, — доказательства того, что все эти пьесы действительно написал Шекспир, довольно шатки и в основе своей зиждятся на первом собрании пьес Шекспира, выпущенном четыреста лет назад в 1623 году, а также на том, что, как нам известно, маститые ученые и писатели того времени не возражали ни против данной публикации, ни против ее авторства. Однако, отдавая дань традициям, мы не должны закрывать глаза на некоторое несоответствие фактов».

С последним утверждение трудно не согласиться. Так, например, Уильям Шекспир оставил завещание, в котором скрупулезно перечислил всё принадлежавшее ему имущество, но ни словом не упомянул ни о стихотворениях, ни о пьесах. А ведь при жизни он удостоился публикации только половины своих произведений. Неужели ему было всё равно, что станется с его творческим наследием? Почему он обошел молчанием написанные им четыре поэмы и сто пятьдесят четыре сонета? «Мы должны признать, что интенсивные поиски истины, проведенные учеными девятнадцатого века, только обострили проблему авторства шекспировских пьес, тем самым поставив нас перед почти неразрешимым вопросом», — резюмировал судья.

Затем Ричард Уилберфорс приступил к опросу экспертов. Большинство из них, как и Кеннет Мьюр, профессор английской литературы и преподаватель кафедры имени короля Альфреда университета Ливерпуля, встали на сторону наследников, затаивших обеду на мисс Хопкинс, и заявили, что Бэкон «никоим образом» не мог являться сочинителем шекспировских пьес.

Лишь Хью Тревор-Ропер, профессор новейшей истории в Оксфордском университете, не совсем согласился с доводами коллег, знатоков английской литературы, и осторожно указал, что, по его мнению, «справедливости ради не следует занимать столь безапелляционную позицию». «Я убежден, — промолвил профессор Тревор-Ропер, — что Фрэнсис Бэкон не сочинял пьес под псевдонимом «Шекспир», однако у меня нет и веских доказательств существования Шекспира-драматурга. Все наши доказательства основаны на вере и сложившейся практике, и любое сенсационное открытие может не оставить от них камня на камне. К сожалению, на творчество Шекспира наше профессиональное сообщество смотрит зашоренными глазами и подавляет в зародыше всякое вольнодумство. А потому я считаю, что вопрос об авторстве Шекспира остается открытым».

Судья Уилберфорс придерживался такого же мнения. Да, вопрос остается открытым, признал он. Доказательств существования Шекспира-драматурга недостаточно, и тайна его пьес до сих пор покрыта завесой мрака. Ученым свойственно ошибаться. И даже если Фрэнсис Бэкон не является сочинителем спорных пьес, со дня на день могут объявиться новые претенденты, притязающие на их авторство.

В любом случае рукописи Шекспира не обнаружены, напомнил Уилберфорс, и если их всё-таки найдут, в «мире литературы свершится исторический переворот». Свою речь судья закончил фразой, повергшей наследников мисс Хопкинс в беспросветное уныние. «Только когда свершится этот переворот, — провозгласил Ричард Уилберфорс, — мы, к нашей вящей радости, поставим окончательную точку в вопросе об авторстве пьес».

Завещание мисс Хопкинс осталось в силе.

Судебный процесс 1964 года не ответил прямо на вопрос — писал или не писал Шекспир свои пьесы — однако затронул важную проблему борьбы новых знаний с укоренившимися традициями. В самом деле, если доказательства, предъявленные маститыми учеными в поддержку возмущенных наследников, выглядели не особо убедительными, то, возможно, зерно истины содержалось как раз в еретических предположениях не-специалистов?

Мысль о том, что профессиональное сообщество подавляет свободомыслие, а еретические предположения не всегда ошибочны, красной нитью проходит по всей истории знаний. Групповое мышление и вытекающие из него конформизм, предвзятость и косность — проклятия любого тесного научного сообщества — приводят к отторжению революционных теорий, грозящих низвергнуть с пьедесталов одряхлевших кумиров, и разжигают непримиримую борьбу между архаикой и современностью. Судебный процесс 1964 года, сбив спесь с научных светил, выступивших в качестве обычных свидетелей, доказал предвзятость и пристрастность академических умов и наглядно продемонстрировал, что любое кажущееся истиной утверждение можно и нужно подвергать сомнениям.

*

В 20-х годах нашего столетия сама фраза «экспертное мнение» заиграла новыми красками. Недавно отгремевшая пандемия, отрицавшие ее антипрививочники и прочие непроходимые идиоты заставили нас внимательнее прислушаться к экспертному мнению и довериться высказываниям профессионалов. Правда, и профессионалы оказались не застрахованы от огрехов. Помните, как долго — почти полвека! — научное сообщество отвергало теорию Альфреда Вегенера о дрейфе материков или отказывалось признавать связь Томаса Джефферсона и его рабыни Салли Хемингс, пока ДНК-тест не доказал, что именно он является отцом всех ее детей.

Увы, академические круги сплошь и рядом подвержены групповому мышлению, этому психологическому феномену, приводящему к некорректному или нерациональному принятию решений внутри группы. У членов группы отсутствует критическая оценка, к тому же они агрессивно пресекают любые мнения, идущие вразрез с отстаиваемой ими доктриной. Они крепко держатся друг за друга, они консервативны и непробиваемы. Именно в консерватизме они черпают силу. По-разному интерпретируя творчество Шекспира, они, однако, придерживаются фундаментального набора взглядов на его авторство и несокрушимо верят в апробированные и одобренные большинством теории.

Только наедине с собой, укрывшись в спасительных четырех стенах, шекспировед может дать волю сомнениям. «Да, вполне допустимо, что «Шекспир» — это псевдонимом, за которым скрывался Бэкон, Марло , Генри Невилл или творческое объединение Оксфордских литераторов, решивших посмеяться над публикой», — написал мне профессор одного из университетов Лиги плюща.

Как выяснилось из дальнейшей переписки, профессор хоть и ставил авторство Шекспира под сомнение, вовсе не горел желанием доискиваться до правды. «Какое нам дело, кем был Шекспир, — объяснял он. — Нам с пьесами-то до сих пор не разобраться, не то что с их автором!» Я резонно возразила ему: «Возможно, знай мы больше об авторе, мы бы лучше поняли и его пьесы».

Загадка Шекспира постоянно сбивала ученых с толку. «Его глубочайшие познания в истории и философии поражают его биографов, — замечал известный литературовед сэр Эдмунд Керчевер Чамберс. — Смешно утверждать, что Шекспир приобрел эти знания в грамматической школе Стратфорда, которую он посещал от силы несколько лет». Другие исследователи наоборот принижали эрудицию Барда. Так, Альфред Харбидж, профессор Гарварда, заявлял, что «пьесы Шекспира притязают на ученость лишь в глазах плохо образованной публики».

Однако именно эти пьесы заставляли и до сих пор заставляют профессоров строчить научные трактаты по произведениям Шекспира. И несть им числа: «Шекспир и юридическая практика», «Шекспир и медицина», «Шекспир и вопросы богословия», «Шекспир и астрономия», «Шекспир и музыка», «Шекспир и Италия», «Шекспир и французский язык»... «Талантливый автор впитывает информацию из воздуха», — внушал читателям Альфред Харбидж, развивая теорию обучения по принципу осмоса. А биограф Шекспира Сэмюэль Шенбаум , чтобы снять все вопросы, и вовсе назвал великого Барда «сверхчеловеком». Но и это определение ничего толком не объяснило, а лишь заложило новую почву для обсуждений.

Впрочем, именно поэтому мы и любим Шекспира: окутывающая его тайна вызывает в нас трепетное восхищение и делает Шекспира — Шекспиром. Шекспир утоляет нашу страсть и тягу к неизвестному и неизведанному. На Западе в общем и в Британии в частности на Шекспира взирают как на божество. С восемнадцатого века толпы пилигримов стекаются в Стратфорд-на-Эйвоне, чтобы воздать ему почести.

Упасть на колени и поцеловать землю, возможно, давшую жизнь почитаемому им поэту. В благоговении отломить веточку шелковицы и сохранить ее на долгую память. Воспеть Барда в хвалебной оде Бена Джонсона : «О дивный лебедь Эйвона! Как впредь Тебя в привычных водах нам узреть!»

К середине девятнадцатого века научные кафедры английских университетов, сформировав канонический образ Шекспира, бережно и неприкосновенно передали его последующим поколениям ученых.

Наверное, поэтому любые сомнения в авторстве Шекспира воспринимаются как богохульство и приводят чуть ли не к религиозным войнам. И вправду, кому понравятся вероломные посягательства на святыни! Шекспироведы — сея привилегированная каста жрецов и духовников — в священной ярости ополчаются на снобов, заявляющих, что сын перчаточника не мог стать одаренным поэтом. «Разве сын плотника не стал Спасителем человечества?» — возражают они, готовые до последней капли крови защищать своего кумира.

В 2011 году профессор Стэнли Уэллс  заявил прямо: «Копаться в истории и ставить под сомнение личность Уильяма Шекспира, уроженца Стратфорд-на-Эйвоне, — безнравственно и аморально!» Аморально «копаться в истории», когда исследования и изыскания составляют самую суть исторической дисциплины! Вместо того, чтобы приводить аргументированные доказательства, ученые-шекспироведы воспринимают новые теории об авторстве Шекспира как личное оскорбление и отказываются дискутировать на эту тему. Однажды я общалась с известными шекспироведами, и они не смогли мне внятно объяснить, почему Шекспир не мог быть тем поэтом, которым, как считается, он был, просто потому, что ни один из этих ученых не был знаком с новейшими концепциями и мировоззрениями.

Странно, но многие ученые точно также напрочь отрицают идею вымышленности имени «Шекспир». История литературы знала немало творческих личностей, скрывавших свои имена. Особенно богата такими личностями эпоха Ренессанса. Кто-то, например, творил под анаграммами. Здесь достаточно вспомнить английского поэта и писателя Николаса Бретона и его «Салокина Требона». Кто-то прикрывался звучными именами древних, например, Демокрита, надеясь, что звучное имя позволит им более свободно и независимо выражать крамольные мысли.

А кому-то, как анонимному автору, известному под псевдонимом «Мартин Марпрелат» и критиковавшему англиканскую церковь, приходилось скрывать свое имя не ради творческого эпатажа, а ради сохранения жизни. Сатирики и памфлетисты выдумывали себе говорящие прозвища — «Саймон-острый-нож» или «Томас-правдолюб». А некоторые приписывали свои работы другим людям, своим современникам. По мнению Марси Норт подобная маскировка, довольно популярная и успешная в эпоху Нового времени, позволяла авторам, не раскрывая собственных личностей, создавать узнаваемый и притягательный образ.

Загадка авторства Величайшего Мэтра привлекает внимание историков, социологов, психологов, физиков, философов, юристов и судей Верховного суда. «Академические круги совершают ошибку, не желая признавать налет мистической тайны вокруг имени Шекспира, — сетовал Мортимер Адлер , профессор философии Чикагского университета. — Они принесли бы неизмеримо большую пользу и образовательному процессу, и литературе в целом, если бы открыто поставили вопрос об авторстве шекспировских пьес перед своими студентами и иными интересующимися данной проблемой людьми».

Мортимера Адлера поддерживал и член Верховного суда Джон Пол Стивенс. «Был или не был Шекспир автором пьес — вот в чём вопрос, и ответ на него находится вне пределов логических объяснений». К сожалению, шекспироведы редко увлечены поисками ответов. Но времена меняются. В Йоркском университете Канады Дон Рубин, профессор отделения свободных искусств, учредил курс по вопросам авторства. Его коллеги в Британии поначалу презрительно морщили носы, но когда узнали, что от желающих записаться на курс нет отбоя, открыли в 2018 году в Лондонском университете онлайн-курс «Кто создатель шекспировских пьес?»

Дискуссии о прошлом — основа академических свобод и демократии. Нет ничего страшного или аморального в том, чтобы подвергать сомнениям авторство Шекспира. Наоборот — смятения, сомнения, тайны и мистицизм в духе самого Уильяма-Барда. Его пьесы подчас совсем не то, чем кажутся на первый взгляд: они полны загадок, скрытых смыслов, подтекстов, неожиданных поворотов сюжета, мистификаций, переодеваний героев и ошибочных идентификаций. Для неутомимых искателей истины личность Шекспира сама по себе потрясающая драма, не нашедшая пока что для своего описания достойного автора.

Элизабет Уинклер (Elizabeth Winkler)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

70 понравилось 24 добавить в избранное

Комментарии 9

Любопытная статья! Прочла с удовольствием.

fucaeri, Спасибо большое! Да, мне тоже понравилось, как автор статьи подходит к вопросу об авторстве Шекспира: смело, дельно, по существу.

"Нет ничего страшного и аморального". Правильно. А что есть? По-моему, банальная глупость. Которая ничуть не лучше, чем нечто страшное или нечто аморальное.

AndrejGorovenko, заниматься наукой и исследованием с использованием современных методов, которых не было раньше, глупость?
"интересная" точка зрения :)

Большое спасибо! Шекспировский вопрос давно меня интересует. Читаю всё , что можно найти.

Madam159, Вам большое спасибо! Рада, что вам понравилось. Да, Шекспировский вопрос всем нам покоя не дает. :) Автор статьи, по-моему, очень интересно и грамотно подошла к этому вопросу.

Меня тоже десятилетиями интересует этот вопрос. Когда меня спрашивают, какая мне разница, я не знаю, что ответить. Интересно -- и всё. Иррациональное любопытство.
Ставлю рубль, что при моей жизни убедительный ответ не появится. Однако когда-нибудь вопрос может решиться. В Англии полно старинных рукописей, которых ни разу не касалась ничья рука за последние четыре века. Почему бы среди них не найтись оригиналам шекспировских творений?

Так или иначе, Высокий Суд Лондона никоим образом не пытался выяснить авторство произведений Шекспира. Он должен был оценить вменяемость автора завещания -- и выяснил, и слава богу.
Не хватало ещё, чтобы научные (в том числе и исторические) вопросы решались судами или голосованиями :)

Лично для меня убойным аргументом против страдфордского Шекспира являются его сохранившиеся автографы. Стоит на них только взглянуть, чтобы стало совершенно ясно, что тот, кто их написал, нечасто держал в руках перо. А это было как-никак время каллиграфии...

Вот так было принято писать:
картинка sq

А вот все шесть надписей, которые совершенно точно написал страдфордец Шекспир собственной рукой:
картинка sq
Почувствуйте разницу...

sq, Почувствовали. Спасибо! Классно! :)

Всем, кто интересуется этим вопросом, очень рекомендую нашумевшую книгу Ильи Гилилова (покойного) "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса". Вся проблема им раскрывается полностью, причём с нуля. И рассматривается определённое решение. Книга блестяще написана (было уже несколько переизданий, есть свободно в Сети).

Читайте также