19 сентября 2023 г., 18:12

106K

Культовые герои детских книг

Начиная с Пеппи Длинныйчулок и заканчивая Матильдой, больше всего в книгах нам запоминаются необычные герои-аутсайдеры, бросающие вызов авторитетам и ведущие борьбу с несправедливостью. Кэт Паунд исследует непреходящее обаяние лучших детских персонажей

Что делает героя или героиню детской литературы выдающимися? В произведениях, принявших участие в нашем опросе, рассказывается и о персонажах, обладающих суперсилами/волшебными способностями, и об обычных детях, столкнувшихся с необычными испытаниями. Не отвага ли, выносливость и отказ подчиняться традиционными нормам объясняют их популярность среди респондентов? И находят ли юные герои и героини детской классики среди современного младшего поколения такой же отклик, как и среди поколения их родителей — тех, кто принял участие в нашем майском исследовании на тему самых знаковых детских книг?

Пеппи Длинныйчулок , ворвавшаяся на литературную сцену в 1940-х гг., была отчасти создана под влиянием другой культовой героини —  Ани из Зелёных Мезонинов . Обе — обладательницы рыжих волос; обе склонны рассказывать небылицы. Однако, на образ Пеппи также оказал влияние персонаж Супермена. Поистине, такой героини, как она, еще не было — суперсильная, она бросала вызов хулиганам; и суперсообразительная, она часто утирала нос неблагоразумным старшим. Кроме того, она владела набитым золотыми монетами чемоданом, а значит, была материально обеспечена и имела возможность вести не стесненную рамками обычного детства жизнь. Неудивительно, что дети по всему миру ее обожали и по-прежнему обожают. Как заявляет Малин Науверк, сотрудница Шведского Института Детской Литературы, в своем интервью BBC Culture:

Она — личность, которая бунтует против авторитарных норм. Все в этом персонаже ставит под сомнение мир взрослых.

Характер Пеппи, несомненно, сформировала Вторая мировая война, в разгар которой она впервые возникла в воображении своей создательницы Астрид Линдгрен : в одной из сцен Пеппи уморительно смешно побеждает циркового силача по имени Адольф. Однако, она — также результат того, что общество изменило свое отношение к детям. В 1900 году шведская философ Эллен Кей выпустила чрезвычайно влиятельную книгу Век ребенка , в которой она предсказала, что XX век станет временем прогрессивных идей в отношении прав ребенка. Линдгрен, по словам Малин Науверк, позаимствовала у нее «мысль о том, что дети приобретают все больше прав и возможностей и все чаще воспринимаются как самостоятельные личности, придав ей очень понятную форму. В результате этого Пеппи получила звание ребенка века».

Если Пеппи была главным ребенком ХХ века, чем же объяснить ее непреходящую популярность в XXI? Малин Науверк предполагает следующее:

Она является практически мифологическим тропом — эдакий Давид против Голиафа. Пеппи олицетворяет слабого противника — детей — выступающего против куда более сильного угнетателя - взрослых. Она обладает такими символическими чертами, которые делают ее образ очень пригодным для неоднократного использования.
Современный подход к пониманию символики персонажа Пеппи во многом связан с феноменом сильных девочек и того, что эта героиня является для маленьких читательниц ролевой моделью,

— поясняет научная сотрудница. Возможно, потому и неудивительно, что Грету Тунберг, другую юную шведку, бросившую вызов авторитету взрослых и создавшую при этом мировое движение, изображают как Пеппи.

Целевая аудитория персонажа Пеппи — дети младше 10 лет, которые любят типичный для сказок грубоватый фарсовый юмор (глупость, пожалуй, является недооцененным качеством героев и героинь детской литературы). Детям постарше, однако же — что неудивительно — необходимы персонажи, отражающие их собственную жизнь и тревоги.

В библиотеку Тио Треттон города Стокгольм, обслуживающую посетителей возрастом от 10 до 13 лет, не допускаются ни родители, ни другие опекуны ребенка — дети оказываются свободны от их влияния и имеют возможность читать и обсуждать то, что для них действительно важно.

Координатор библиотеки Аманда Стенберг комментирует:

Сейчас мы наблюдаем повышенную тревогу наших юных посетителей в отношении будущего. Их очень беспокоит состояние окружающей среды — продолжит ли планета свое существование ко времени, когда они вырастут?

По словам Стенберг, эта возрастная группа также начинает свыкаться с мыслью, что «взрослые не всегда правы, не всегда мудры и не всегда принимают верные решения, а тебе приходится с этим жить — старшие по-прежнему имеют над тобой власть, даже если они в чем-то ошибаются».

Неудивительно, что это влияет на то, какие книги дети хотят читать. Координатор библиотеки делится:

Во всех книгах, пользующихся популярностью, в той или иной степени присутствует некий конфликт, будь то конфликт протагониста с обществом, взрослыми, друзьями или в школьной среде. И тогда героям приходится мужественно противостоять оппонентам. [Дети хотят видеть] персонажей, которые не боятся говорить о несправедливости и проявляют мужество защищать права других.

Конечно, сюда входят персонажи Ани из Зеленых Мезонинов и Матильды . Однако, Стенберг считает, что подобная классика «должна быть дополнена более современными произведениями, которые полнее раскрывают актуальные темы».

По ее словам, всего несколько книг из опросника могли бы понравиться детям. С ее мнением согласна и Луис Ларо, управляющая Детского центра библиотеки Фонда имени Ставроса Найархоса в городе Нью-Йорк:

Дети (и родители) в настоящее время находятся в активном поиске героев, которые бы служили отражениями их самих — были бы носителями их культуры, наследия, языка или внешности.

По утверждению Мари Мозер, владелицы книжного магазина The Edinburgh Bookshop в Брансфилде, пригород Эдинбурга, классику детской литературы покупают родители детей и бабушки с дедушками, сохранившие нежные воспоминания о читательском опыте своего детства. Это не означает, что сегодня данные книги уже не приносят удовольствия детям. Однако, если они предоставлены самим себе, дети выбирают произведениями, содержащие персонажей, с которыми у них возникает некая связь или с которыми они себя отождествляют. Такой выбор не обязательно подразумевает современные реалии:

Некоторые желают видеть таких же детей, как и они сами, потому что они вот так устроены; другие предпочитают фэнтези, потому что реальная жизнь их слишком пугает.

Всемирная притягательность

Гарри Поттер, по-видимому, пользуется популярностью у обоих лагерей. Мари Мозер объясняет всемирную притягательность серии следующим образом:

Это — книга о том, как угнетенные решают бросить вызов угнетателям, что является классической темой в литературе; о людях, которые ведут себя благородно, несмотря на свое окружение — взрослых — которые, в свою очередь, ведут себя некрасиво.

В магазине Мари Мозер регулярно проводятся мероприятия, посвященные вселенной Гарри Поттера, и она всегда с интересом следит за тем, кто в кого переодевается. На встрече в честь 20-летия поттерианы, по словам владелицы магазина, «было много Гарри, потому что он — настоящий герой, но также пришла куча Гермион. Как же маленькие девочки любят ее! Ведь она умная и без девчачей приторности. Я думаю, они видят в ее персонаже себя. Гермиона — невероятно вдохновляющая личность для многих маленьких девочек». Матильда — еще одна неизменно популярная героиня. Мари Мозер делится:

Мне кажется, детям всегда по душе «аутсайдеры, которые умеют давать сдачи». Персонаж Матильды веселый. А еще она умная, совсем как Гермиона.

Келли Херст, шеф-редактор книжного издательства детской литературы Puffin, согласна с тем, что «персонажи-аутсайдеры, которым приходится проявлять силу, юмор или свои умения для решения возникших проблем, часто вызывают у детей сильнейший эмоциональный отклик. В образе многих классических и современных персонажей —  Трейси Бикер , Гарри Поттер, Лира Белаква, Грег Хэффли — присутствует некий мотив уязвимости, отчего Вы за них переживаете».

Мари Мозер считает, что отсутствие в жизни Матильды взрослых, которые могли взять на себя ответственность за все происходящее, делает этот персонаж привлекательным для детей. Действительно, в личных историях многих популярнейших героев и героинь детской литературы возникает этот троп — либо их окружают безразличные родители, либо они по какой-то причине не принимают постоянного участия в жизни ребенка, либо юные персонажи являются сиротами:

В таких произведениях отсутствует явный родитель. Это практически намекает читателю на то, что любовь такого взрослого возможна в том случае, если Вы являетесь тем, кем он хочет; зато в таких книгах всегда присутствует осуждающая фигура старшего, с чем героям проще мириться.

По ее мнению, Жаклин Уилсон, создательница персонажа Трейси Бикер, среди невключенных в опрос авторов является авторитетнейшей писательницей:

Ее выбирают дети, которым хочется историй без волшебной концовки, поскольку они пережили сложный жизненный период. Одна из причин, по которой Уилсон начала писать, заключается в том, что персонаж Матильды — это фантазийная версия тяжелой жизни. Писательница же была знакома с людьми, которые действительно росли в трудных семьях; она понимала, что о таком в книгах не рассказывают.

Хотелось бы думать, что сегодня на книжных полках детей найдется местечко и для классики детской литературы, и для более современных произведений, и при этом как юных читателей, так и их родителей будет ждать долгий и приятный путь литературных открытий.

Келли Херст делится своими наблюдениями:

Книги — это безопасное пространство для детей, чтобы познакомиться с некими идеями и поразмышлять над тем, как бы они повели себя, грози им опасность или случись что-то захватывающее, а благодаря классическим персонажам детской литературы дети способны прожить все возможные жизни.

В детстве любимыми героем и героиней Келли Херст были поросенок Вильбур и паучиха Шарлотта из Паутинка Шарлотты .

Мне очень нравились смелость и решимость Вильбура и мягкий юмор Шарлотты,

— признается она.

Эти качества и по сей день присущи современным литературным героям и героиням. Детям же всегда будут нравиться отважные аутсайдеры — кто-то, кто немного не вписывается в стандарты, но при этом добр, сострадателен и не боится давать отпор притеснителям, будь то школьный хулиган или неблагоразумные взрослые. Мари Мозер замечает:

Полагаю, в этом смысле всё отчасти осталось прежним. Просто поменялись истории, которые рассказывают нам о таких вещах.

Кэт Паунд (Cath Pound)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
45 понравилось

Комментарии 6

Это сугубо обзор зарубежной литературы и поэтому я удивленно вопрошаю: А где Чиполлино, Пиноккио, герои страны ОЗ??? Ведь это весьма культовые персонажи!!!
Я не умаляю достоинства названных героев, но как то попахивает гендерным передергиванием... Нет??? Одни девочки почти названы...)

Kultmanyak, Интересное замечание) думаю, автор намеренно обошел вниманием мужские персонажи в детской литературе, потому что, возможно, они и так преобладают в книгах (мне так лично кажется), а потому про них достаточно дискурса

Fiji_Mermaid, возможно, не спорю... но тогда и название статьи должно быть четко обозначить сей факт, чтобы никому не было обидно... )

Девочка по имени Момо. Не помню уже даже сюжет. В памяти остался образ брошенного ребенка с живым умом и невероятной любознательностью. Вместо магии девочка использовала логику и отгадывала сложные загадки путем рассуждений. По детски нескладная с острыми коленками, по беспризорному смуглая, при этом открытая миру и полная любви. Наверное, это первый герой из детских книг, который произвел на меня впечатление.  


Дорофеева Аксинья, Михаэля Энде? Вы через книгу или мультфильм познакомились с ее персонажем?

Fiji_Mermaid,

Книга.  Даже не знала что есть анимация. Думаю, смотреть уже не стоит. В сердечке осталось ощущение из книги )

Читайте также

45 понравилось 6 комментариев 9 добавить в избранное 1 поделиться