12 октября 2023 г., 00:35

83K

«Призраки в Венеции» — лучшая экранизация Кеннета Браны о Пуаро и увлекательный фильм сам по себе

62 понравилось 2 комментария 21 добавить в избранное

Фильм «Призраки в Венеции» одновременно и впечатлил меня, и обрадовал.

Я заранее была заинтригована тем, что из всех возможных кинофраншиз Кеннет Брана выбрал именно экранизацию произведений Агаты Кристи об Эркюле Пуаро — забавном и церемонном частном детективе родом из Бельгии. Да, Пуаро — один из самых знаменитых литературных сыщиков, и мистеру Брана явно нравится воплощать на экране подобных героев. И тем не менее, почему именно эксцентричный и полноватый Пуаро? Не Шерлок Холмс? Не отец Браун? Очень интересно.

Мое отношение к творчеству Кеннета двоякое: меня восхищает его неослабевающий энтузиазм к драматизации с одной стороны, а с другой я всегда несколько настороженно воспринимала его стремление концентрировать постановку на себе, и к тому же изображая эдакого наследника знаменитого Лоренса Оливье. Вместе с тем я далека от утверждения, что творческая личность не должна в искусстве следовать собственным желаниям, потому что если наша деятельность не доставляет нам радости, тогда какой в ней смысл в принципе? С такого рода настроем я смотрела его две предыдущих ленты о Пуаро. Работа над «Убийством в «Восточном экспрессе»» и «Смертью на Ниле», по-видимому, доставила Кеннету большое удовольствие, поэтому я постаралась все-таки найти в них то, что мне бы понравилось.

Лента «Белфаст», прекрасный автобиографический рассказ о жизни семьи во времена беспорядков 1960-х годов в Северной Ирландии, вновь напомнила мне о большом таланте и потенциале Браны, особенно, когда он выходит из тени своих кумиров — Оливье и Шекспира, не подражает им и не стремится превзойти. Конечно, нелегко переключаться между театром и кино, но именно в таких фильмах, как «Белфаст», он показал, что у него появился личный яркий стиль в кинематографе. Брана свободно руководит съемками и актерами и умело использует впечатляющие локации, а также звуковые эффекты и монтаж.

Можно воспринимать «Призраков в Венеции» не как часть трилогии по мотивам книг Агаты Кристи, а как вторую картину после «Белфаста», знаменующую его творческий Ренессанс. «Убийство в «Восточном экспрессе»» и «Смерть на Ниле» были просто напичканы компьютерной графикой (второй фильм особенно, вплоть до полной «несмотрибельности») и вялыми сценами, не говоря уже о неудачном исполнительском составе, куда вошли актеры, на чью репутацию сильно повлияли их собственные проступки (Джонни Депп, Арми Хаммер, Галь Гадот). На этом фоне «Призраки» выглядят действительно свежо и живо.

Фильм не предыстория двух прежних и почти никак не пересекается с «Убийством в «Восточном экспрессе»» и «Смертью на Ниле». Он скорее по-новому представляет зрителю Пуаро и делает это отлично. Но самое важное — это его особая атмосфера. Обе предыдущих киноленты безусловно не плохи, но их положительные стороны во многом определены первоисточниками Агаты Кристи и увлеченностью Кеннета Браны в их создании. Однако «Призраки в Венеции» нечно иное: это колоритная мозаика из глубоких переживаний, восхитительной актерской игры, поражающих спецэффектов и одной из лучших в этом году работ с камерой, светом и художественным оформлением.

Повествование начинается в 1947 году в Венеции, где Пуаро (в исполнении Кеннета Браны) живет затворником, отойдя от расследовательской деятельности. Отныне он предпочитает заниматься садоводством и лакомиться сладкой выпечкой. Но что-то все-таки не дает ему покоя, только Венеция тут ни при чем — бывшему детективу город явно нравится.

Размеренный образ жизни Пуаро нарушается появлением старой знакомой. Ариадна Оливер (Тина Фей), автор детективных романов, когда-то в прошлом взяла за основу книги одно из его дел, что в итоге сделало Пуаро знаменитым. Теперь же она приглашает его поучаствовать в спиритическом сеансе популярного медиума Джойс Рейнольдс (Мишель Йео). Эта дама, на первый взгляд, не похожа на шарлатанку. Тем не менее, писательница просит Пуаро помочь убедиться в честности Джойс. Под напором миссис Оливер Пуаро соглашается, тем более что сеанс должен состояться на праздник Хэллоуин в палаццо с привидениями.

Спиритическая встреча необычна тем, что ее устроительница — прославленная британская певица Ровена Дрейк (Келли Райлли), чья дочь Алисия год назад покончила жизнь самоубийством, выбросившись в канал с балкона того самого палаццо. Однако Ровена убеждена, что до смерти ее дочь довели неупокоенные души детей, запертых в этом особняке на погибель во время чумы столетия назад. Другие приглашенные, бывший жених Алисии со вздорным характером Максим (Кайл Аллен) и набожная экономка Ровены госпожа Семенова (Камилль Коттен), не слишком уверены, что сеанс поможет что-то прояснить.

Среди гостей также оказались Лесли Ферьер, личный врач Ровены, получивший на войне психическую травму (Джейми Дорнан), и его маленький сын, развитой не по летам и обожающий все мистическое (Джуд Хилл). Дорнан и Хилл сыграли отца и сына в «Белфасте», поэтому местами кажется, что Брана делает отсылку к этой кинокартине, предлагая как бы ключ или шифр к пониманию «Призраков». Еще на заднем плане возникают несколько немногословных персонажей: телохранитель Пуаро Портфалио (Риккардо Скамарчо) и парочка своенравных помощников медиума (Эмма Лэйрд и Али Хан). Идеальный антураж для убийства готов, и оно не замедлит произойти. Пуаро вынужден заняться раскрытием тайн — как раз тем, с чем ранее пытался покончить.

В основу сценария, написанного Майклом Грином, лег роман Агаты Кристи «Вечеринка в Хэллоуин» . Он относительно мало известен, что только способствует неожиданным для зрителей и эффектным поворотам сюжета. Главное же достоинство фильма — это мастерство, с каким он снят. Нам представлен настоящий калейдоскоп широкоугольных, верхних, крупных планов, отчего возникает впечатление дотошности и чего-то зловещего. Камера скользит по фигурам героев, фиксируя выражения лиц и жесты, скользит по декорациям, сплетая все элементы в непостижимую тайну. Это исключительно удачный прием для фильма с долей паранормальных явлений, по крайней мере, Брана задается вопросом о реальности их существования. В «Призраках» присутствуют и хоррор, и триллер, при этом они не перекрывают основной детективный жанр, так что в итоге все эти жанры объединяются в фантастическое, леденящее душу зрелище.

Визуально фильм обладает впечатляющей палитрой зеленовато-синих, густых черных, кремовых, фарфорово-белых и кроваво-красных тонов, которые привлекают внимание и вместе с тем обманчивы. Ведь в месте действия все не так, как кажется.

И это место действия, прочно связанное с сюжетом, — самое потрясающее в фильме. Венеция — идея Браны, а не Кристи. Город прекрасно сочетается с темами сценария. Камера медленно и любовно проходится по разрушающимся стенам, потрескавшимся деревянным поверхностям, осыпающейся краске некогда роскошной, а ныне пугающей и загадочной, сливочно-желтой Венеции. Суммируя вышесказанное, могу сказать, что Кеннет Брана снял одну из самых волнительных и завораживающих кинолент, которые я видела в этом году. Она произвела на меня невероятное впечатление как от какого-то магического действа, так что уж не является ли мистер Брана неким тайным волшебником? Похоже на то.

Оливия Рутильяно (Olivia Rutigliano)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

62 понравилось 21 добавить в избранное

Комментарии 2

Ох я очень жду выход на цифровых носителях. У нас, увы, в кино не покажут.

Там от книги практически ничего нет 😁 ещё мистики добавили зачем то. Мне не понравился

Читайте также