23 января 2017 г., 20:28

225

The Guardian: Действительно ли рекламные щиты, созданные Дж. Г. Баллардом, были зашифрованными картинами Сальвадора Дали?

40 понравилось 2 комментария 4 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Деклан Лойд
Фото: Мэри Баллард

Автор «Автокатастрофы» задолго до того, как стать известным романистом, устроил в Лондоне широкомасштабную рекламную акцию. Могут ли картины великого сюрреалиста помочь в её расшифровке?

Джеймс Грэм Баллард получил широкую известность как пионер в жанре антиутопии, а также благодаря своим закрученным изображениям техногенного пейзажа. Выставка жестокости (1970), которая рассказывает о том, как человек скатывается в психоз на фоне суматошного потребительского мира, была запрещена в США. В связи с книгой Автокатастрофа, опубликованной тремя годами позже, один критик отозвался о Балларде: «Здесь психиатрия бессильна» (этим диагнозом он часто хвастался в интервью).

Более чем десятью годами ранее, в 1958, Баллард создал серию необычных и загадочных рекламных плакатов, которую он назвал «Проект для нового романа». Они представляли собой пёструю смесь трудных слов, имён и фраз и казались бессвязными выдержками из научных журналов – таким образом как бы создавалось повествование. Но что именно это было? Эта головоломка озадачивала исследователей творчества Балларда и энтузиастов в течение десятилетий.

Наконец, мы можем получить ответ на этот вопрос: эти рекламные щиты были зашифрованными копиями картин Сальвадора Дали.

Баллард разместил эти щиты вразброс по всему Лондону, как зашифрованный рассказ. Они стояли рядом с самыми яркими мировыми брендами. Он был восхищён силой потребительских пейзажей, создаваемых подсознанием, и тем, как реклама может направлять общество и манипулировать им в массовом масштабе. В то время, как в большинстве рекламных щитов акценты делались на быстрые огненные вспышки информационного текста, привлекательные изображения и запоминающиеся фразы, Баллард перевернул этот процесс с ног на голову, заменив изображения текстом и преднамеренно сделав сообщения непонятными. Таким образом, он побуждал наблюдателя, потребителя, сформировать свой собственный субъективный рассказ посредством этих фрагментарных коллажей, расширяя права и возможности потребителей и стимулируя воображение.

Для психической стимуляции Баллард выбрал работы художников-сюрреалистов. Самое важное влияние на него оказал Сальвадор Дали, которого автор восхвалял в статье Гардиан 2007 года как «величайшего художника 20 века».

Возвращаясь к рекламным щитам Балларда в контексте его любви к Дали, начинает вырисовываться картина того, как связаны скрытые слова, имена и фразы с «рассказами, которые скоро должны быть опубликованы».

картинка Nataliya_Karas


Один рекламный щит, «мистер f – это мистер f», относится к сюрреалистическому рассказу 1961 года под тем же названием. Он повествует о человеке, который неуклонно погружается обратно в утробу матери, возвращающейся в детство по ходу развития рассказа. Если заменить текст Балларда персонажами и образами, с которыми он ассоциируется, учитывая размер текста и его местоположение на билборде, наш разум может начать формировать изображение, которое напоминает одну из самых известных картин Дали –«Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека» (1943).

На этой картинке можно видеть, как расположенная в центре фигура человека заключается в мягкое яйцо или «лоно», это обозначает разлом Европы на пике Второй мировой войны (однако на картине разлом проходит через Северную Америку – прим. переводчика) – рассказ Балларда о человеке, который постоянно стремится в утробу матери, отражает этот главенствующий образ. Но наиболее явную связь можно увидеть благодаря двум фигурам, которые стоят в правом нижнем углу около яйца: фигура гермафродита и травмированного ребёнка. Блок сокращённого текста здесь полностью совпадает с этими жуткими персонажами, которые на картинах Дали кажутся возвращающимися к младенческой стадии общества и вместе с этим обозначают никчёмное скатывание в безумие (это обозначается словом «безумный» в правом нижнем углу на окончательной печатной версии щита Балларда).

картинка Nataliya_Karas


Другой билборд Балларда, Т-12, отражает картину Дали 1931 года «Постоянство памяти». В обеих работах главной является тема временности. У Балларда «зонд времени», «море времени», «давайте уйдём от времени» кажется некоторого рода напоминанием апокалиптического отсчёта времени. Главная тема «Т-12» отражена серебряными часами Дали, свисающими с дерева, которое стоит на геометрическом блоке древесины с часовой стрелкой, указывающей на 12.

Как на щите «мистер f – это мистер f», здесь также текст обозначает предметы и фигуры на картинах Дали. Там, где на картине «Постоянство памяти» далёкие скалы, Баллард напечатал слова «вулканические джунгли». Текст «общее бюро» точно соответствует месту, где на картине находится геометрический прямоугольник песков, который намеренно имитирует крепкий рабочий стол.

Ему удалось получить финансирование, и эти увлекательные общегородские билборды Дали, возможно, стали одним из величайших достижений Балларда, ещё одним, в дополнение к литературной карьере. Секрет акции Дали – это всего лишь теория, но она заставляет задуматься о том, что ещё Баллард скрывает от нас?

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

40 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 2

Спасибо

Секрет акции Дали – это всего лишь теория, но она заставляет задуматься о том, что ещё Баллард скрывает от нас?


Не "секрет акции Дали...", а "идея о тайной акции Дали [т.е. о зашифрованных далианских отсылках] - это всего лишь теория"

Читайте также