13 марта 2020 г., 22:06

2K

Я взрослая, но читаю художественную литературу для юношества. И вам рекомендую

36 понравилось 11 комментариев 8 добавить в избранное

«Это не только вампиры и любовные треугольники, хотя и в них нет ничего страшного. Отбрось снобизм и ныряй», — говорит Эми Джонс.

Автор: Эми Джонс

Меня зовут Эми Джонс. Мне 29 лет, я мать, писательница, ответственная владелица домашнего животного, слушатель Радио 3 – в общем, взрослая. И я люблю читать художественную литературу для юношества, так называемый «young adult» (YA).

Это началось случайно, с «Голодных игр» , о которых все говорили. И я подсела. Эта книга была такой динамичной. Такой восхитительной. Она заставила меня забыть обо всем на свете, как ни одна другая книга до этого.

Я была совершенно уверена в том, что это разовая акция, но потом мне постоянно стала встречаться эта так похожая на меня женщина с ноутбуком на обложке «Фанатки» Рэйнбоу Рауэлл , романа о сестрах-близнецах. Затем я прочла «Виноваты звезды» перед выходом экранизации.

С каждой книгой жанр YA становился для меня все привлекательнее. В конце концов моя одержимость стала настолько сильной, что однажды муж застал меня на кухне, помешивающей ризотто и между делом читающей «Silence Is Goldfish» (Молчание – золото) Аннабель Питчер об онемевшей от гнева девушке.

Наверное, я сейчас выражаюсь, как член общества анонимных читателей YA, но в нынешней литературной обстановке действительно складывается ощущение, будто взрослый, читающий литературу такого жанра, должен оправдываться. И хотя многие люди обожают YA, определенная часть книжного мира отвергает эту литературу как гипертрофированную, полную клише и, конечно же, не подходящую для серьезных людей. Иногда ее представляют литературным эквивалентом «One Direction» или Тейлор Свифт – слишком растиражированная и слишком успешная, чтобы воспринимать ее всерьез.

По правде говоря, главная проблема YA-литературы та же, что и у изображаемых ею подростков, – недопонимание. Конечно, в ней встречаются кое-какие знакомые тропы, но, опять же, большинство литературных жанров невозможно представить себе без клише. Романтика играет значительную роль во многих сюжетах для юношества. Но не каждая YA-книга полна любовных треугольников, страдающих взглядов и невозможно отвратительных диалогов. Этот жанр действительно плодит сверхъестественные существа и спасающих мир проблемных подростков, но чаще всего автор просто берет обычного человека в обычной ситуации и пишет о нем красиво и вдумчиво.

Преимущество литературы для юношества в том, что при удачном исходе ей удается обсуждать серьезные вопросы доступным способом. Важная тема феминизма поднимается буквально везде. «Голос монстра» Патрика Несса посвящен горю и гневу. «Вся ваша ненависть» Энджи Томаса исследует расизм. «Butter» (Масло) Эрин Ланге и «The Year I Didn’t Eat» (Год, когда я не ел) Сэмюэля Пэйлина обращают внимание на расстройства пищевого поведения. «Ты не виноват» Дженнифер Нивен рассуждает о психическом здоровье. Это не легкомысленные или глупые темы, и рассматриваются они не как таковые. Это книги об очень сложных проблемах, с которыми взрослые сталкиваются ежедневно.

Тот факт, что эти проблемы мы видим глазами подростка, а не взрослого персонажа, не делает их менее важными. И это помогло мне лучше понять мою собственную жизнь. «Прости меня, Леонард Пикок» Мэтью Квика побудил меня заняться решением своих психических проблем. Когда я впервые прочла «Фанатку», мне действительно показалось, будто кто-то разглядел мои тайные внутренние страхи и объяснил их мне. Забыв о разнице в возрасте, я смогла ассоциировать себя с этими персонажами-подростками и, познакомившись с ними, стала лучше ориентироваться в своем собственном мире.

Самое печальное то, что взрослые, автоматически сбрасывающие со счетов юношескую литературу, упускают будущую классику. Как думаете, Джейн Остин и Филип Пулман собирались написать литературные шедевры или все-таки увлекательные книги о девочках-подростках и любовных треугольниках, о волшебных мирах и приключениях? Серия «Крестики-нолики» Мэлори Блэкмен , несомненно, относится к жанру YA, но ведь это и одно из значительнейших англоязычных произведений о расизме. Один лишь факт, что книга увлекательная, не означает, что она не может быть выдающейся, революционной и любимой десятилетиями.

И даже если YA-роман чисто развлекательный, это ведь тоже прекрасно. Да, многие книги для юношества не великие произведения искусства, но они почти всегда занимательны. Иногда книга – это полезный сытный салат с цельными зернами, а иногда это шоколадная плитка, поглощенная с удовольствием. И вкусное, и полезное – зачем отказывать себе в чем-то?

Читайте классику, лауреатов литературных премий и рекомендации интеллектуальных книжных клубов. А затем прочтите книгу, о которой не перестает болтать ваша племянница или по которой Netflix снимает сериал, и полюбите и ее тоже. Моя жизнь была бы менее насыщенной и далеко не такой веселой без YA-литературы. Не отказывайте себе в этом удовольствии из ложного снобизма.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
36 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 11

Детская литература прекрасна.Главное,читать то,что тебе интересно и важно

dsffsdff, Тут речь не о детской литературе, а о Янг Эдалте - для подростков

Nathaira, Ну ,подростки тоже дети.В какой-то степени

dsffsdff, В той же степени, в которой взрослые.
Смотреть на подростков как на детей вредно для их воспитания (училку внутри меня крайне раздражает такой подход).
А ещё в Янг Эдалте полно тем, которые для детей считаются неподходящими - секс, кровища, смертельные болезни в пачке с безысходностью бытия, политота - более серьёзные, чем в детской литературе, но менее реалистичные, чем во взрослой.

Nathaira, Думаю,что про секс с детьми и подростками надо говорить.Болезни,смерть тоже как-то неправильно скрывать.Хотя мой младший брат очень боялся умереть,когда был маленький.

dsffsdff, Говорить надо, да , но для каждого возраста есть свой язык для разговора на подобные темы. Разница между детской литературой и Янг Эдалтом в этом отношении в уровне подачи. Так же как разница между детьми и подростками (и взрослыми) в уровне восприятия.

Nathaira, Убедили.Теперь буду считать детскую и подростковую литературу разными видами...

dsffsdff, Cоглашусь!!!! Не важно, сколько тебе при этом лет! Главное - находить максимально качественную и полезную литературу.

Жалко только, что если вам уже под 30, то большинство YA это книги лишённые всякой логики.

SmilingCat, А мне под 40 уже опять отлично заходит. Читаем наперегонки с дочкой и обсуждаем. ))

Alenkamouse, Ну, с дочкой я бы тоже читал ) Да и потом, я же не сказал, что она вся плохая.

Читайте также