24 декабря 2021 г., 17:58

12K

Библейское столкновение в основании фильма «Власть пса»

36 понравилось 1 комментарий 8 добавить в избранное

Фильм представляет собой противостояние двух взглядов на американский Запад — обнадеживающего и враждебного

Банджо может показаться невинным инструментом, но в фильме «Власть пса» он выглядит очень грозно. Развязный хозяин ранчо Фил Бербанк (в исполнении Бенедикта Камбербэтча) в центре новой киноленты Джейн Кэмпион представлен как чувствительный хулиган, резво оскорбляющий окружающих. Но я и не подозревал, каким пугающим персонажем он окажется, пока Фил не улегся на свою кровать, не достал банджо и не начал сердито бренчать — этот скромный струнный инструмент так злобно не играл на экране со времен пресловутой «дуэли банджо» в фильме «Избавление».

Действие первого за 12 лет полнометражного фильма Кэмпион, основанного на одноименном романе Томаса Сэвиджа , происходит в 1925 году на ранчо в Монтане, окруженном остроконечными горами и акрами бесплодного ландшафта, перспективного и враждебного. Там Фил гордо влачит одинокое существование в качестве скотовода, в то время как его полноправный брат Джордж (Джесси Племонс) недоволен их спартанской жизнью и жаждет общения.

В эту картину вклинивается местная вдова Роуз (Кирстен Данст) и ее сын Питер (Коди Смит-МакФи). Джордж женится на Роуз, видя в новоприбывших начало настоящей семьи, но Фил высмеивает их как слишком слабых для жизни на полигоне.

Вестерны почти всегда в той или иной степени затрагивают проблему мужественности, будь то простая история о героях и злодеях бездорожья или более мрачные рассуждения о стремлении американцев завоевать чужую землю. В фильме «Власть пса» Кэмпион использует все возможности жанра. Каждый участник ее четверки израненных героев отражает различные аспекты испорченного потенциала Запада. Но Фил, великолепно сыгранный Камбербэтчем несмотря на нетипажность роли, становится неистовым двигателем горечи всего фильма.

Фил считает себя самым настоящим ковбоем. Он постоянно ссылается на ныне покойного наставника по имени Бронко Генри, который научил его выживать на грани и набрасывается на всех, кто осмелился даже попытаться наладить с ним связь. Он кастрирует быков вручную, плетет собственные веревки и редко принимает ванну. Всякий раз попадая в дырявый особняк брата, он чувствует себя не в своей тарелке - подобно мрачному полтергейсту он бросает тень на фасад цивилизованности Джорджа.

Может быть, Джордж и не рвется в бой так, как Фил, но символический разрыв между братьями неоспорим: Джордж жаждет домашнего уюта, хочет перевезти в дом рояль и устраивать званые обеды с политиками, а Филу нужна лишь вечная глушь — мир, в котором он сможет доказать свою прочность. В этом столкновении чувствуется почти библейский характер, противостояние между суровым, несправедливым миром и миром мягким, современным.

Если бы фильм снимали о жестокости Фила и его ужасном отношении к окружающим, было бы неинтересно. Но Кэмпион — сопереживающий режиссер, и ее давно привлекают персонажи, чьи эмоции запрятаны глубоко, такие как избирательно немая Ада из «Пианино», бестолковая старшая сестра Кей из «Душечки» или интровертированная академичка Фрэнни из «Темной стороны страсти». Фил — один из самых многослойных и увлекательных героев в ее фильмографии.

Он создал непроницаемое силовое поле вокруг своих переживаний по поводу маскулинности, но Питер, которого он поначалу отвергает как женоподобного маменькиного сынка, заставляет его начать бороться со скрытыми неврозами, связанным с его собственной сексуальностью. Каждое подергивание лица Камбербэтча ощущается зрителями как землетрясение, поскольку он раскрывает настоящую драму даже в малейшем намеке на чувства.

Фильм «Власть пса» состоит из нескольких глав и каждая новая глава двигается в неожиданном направлении. Роман Джорджа и Роуз поначалу нежен, но в конце концов рушится под внешним давлением. Игра Данст — очень нервная, одна из лучших ее работ за последние годы. Племонс незаметно передает зрителям свои страхи и восхищения, сохраняя стойкость перед лицом жестокого обращения Фила и внутренних демонов Роуз.

Смит-МакФи вначале играет Питера как чувствительного подростка, создающего цветочные композиции из бумаги, лишь бы осчастливить свою мать, но постепенно он раскрывает и жестокую сторону своего персонажа. Кэмпион выстраивает его антагонистическую, но в то же время братскую динамику с Филом в увлекательную головоломку, которую зрители пытаются разгадать.

Но фильм не предлагает окончательных суждений о своем страдающем ансамбле героев. Камера оператора Ари Вегнера иногда увеличивает масштабные кадры с воздуха, подчеркивая ничтожность людей, копошащихся в горах и пытающихся что-то сделать для себя. Кэмпион никогда не принимает чью-либо сторону в продолжающемся конфликте между Джорджем и Филом, вместо этого блестяще улавливает цель и тщетность подхода каждого из братьев, что делает «Власть пса» неповторимым зрелищем.

Дэвид Симс (David Sims)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

36 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 1

Простите, а что означает: "попадая в дырявый особняк брата, он чувствует себя не в своей тарелке" ? Они же жили в одном доме, и "дырявым" его сложно назвать

Читайте также