4 января 2022 г., 12:05
17K
Жизнь слишком коротка, чтобы дочитывать книги, которые не нравятся
Недавно я обедала с моей дорогой подругой по случаю ее 94-го дня рождения. Она также является «всеядным» читателем. Оказалось, что мы обе в восторге от мемуаров Бесс Кальб «Кроме меня вам никто это не скажет» ( Nobody Will Tell You This But Me ), поэтому обсуждали их за поеданием прекрасной выпечки. Но оказалось, что при этом мы обе довольно равнодушны к выходящей вскоре биографии королевской семьи. Несмотря на нашу связь как единомышленников-библиофилов, я нерешительно задала вопрос, который может быть причиной раздора. Дочитывает ли она книги, которые ей не понравились или, — я выдержала неловкую паузу, — бросает их? Ответила она моментально: «В моем возрасте просто нет времени на плохие книги». А собственно, у кого из нас оно есть?
Я обожаю книги. Я постоянно читала, как только этому научилась. От серии «Школа в Ласковой Долине» до книг Салли Руни. Также я была отличницей – всегда готовая отвечать и выросшая на золотых звездочках и других разнообразных формах оценивания. Меня учили не быть «прогульщицей» (хотя теперь мне интересно, почему это считается именно чертой характера, а не просто действием человека). Все это привело к токсичным и зачастую невыносимым ментальным мукам, когда вставал вопрос, должна ли я дочитывать или бросать книги. Даже если мыслями я была далеко, я заставляла себе продолжать читать (о, ну хотя бы еще 10 страничек!). Если я отложу книгу, то сначала оставлю ее томиться на тумбочке, потом переложу на пол под тумбочку, а в итоге просто верну на полку. И все это время книга будет висеть в разделе «читаю сейчас» у меня в профиле на Goodreads. Так что официально я не признаю свое поражение.
Кажется, люди обязательно принимают одну из двух сторон в этом (довольно занудном) вопросе. «Вы страдаете, бросая историю на середине. Страдает и литература» — гласит подзаголовок статьи Atlantic 2014 года, агитируя за завершения чтения. Существует еще и вопрос уважения к автору и непосредственно книгам, требующим от нас большего внимания, нежели лента Инстаграм. «Когда бросаешь читать, то рискуешь упустить что-то невероятное», — пишет Джульет Лапидос. «Не сосчитать, как много романов мучили меня на протяжении ста или даже двухсот страниц, а потом восхищали своей изумительностью», — продолжает она, в качестве примера цитируя объемный первый роман Чарльза Диккенса Посмертные записки Пиквикского клуба . Другая причина для нее не бросать книги – «сила духа». Как говорит она сама: «Может и не очень приятно читать роман, который разонравился уже на 50 странице, но это признак силы».
Но теперь ярая «Команда Отказа» становится громче, публикуя посты в блогах и твиттере, отражающие точку зрения моей мудрой подруги: «Возможно, это нужно услышать именно тебе. Не дочитывай книгу, которую ненавидишь». Такой настрой полностью меняет привычный порядок вещей во имя пресловутой нынче заботы о себе. В сообществе букстаграма в обиход вошла аббревиатура DNF (Did Not Finish) – от английского «не закончил». Причин, почему книги хочется бросить, множество, согласно уже винтажному исследования от Goodreads. Двумя главными причинами стали «медленные и скучные» книги и «слабый язык». Также в нем поделились теми книгами, которые чаще всего бросали. Среди них – Случайная вакансия Джоан Роулинг (видимо, показалась провальной фанатам Гарри Поттера ) и Пятьдесят оттенков серого .
Моя позиция относительно DNF изменилась вместе с моим взглядом на чтение в принципе. Особенно в колледже, где при специализации в английском языке не было возможности выбирать, что почитать. Поэтому, конечно, дочитать пьесу Тит Андроник было не только достоинством, но и обязанностью. Если вы культурный обозреватель, то лучше все же дочитывать книги до самого конца. Сейчас, когда мои дни наполнены обязанностями взрослого человека и матери – я не могу отнести к ним чтение. Чтение – моя отрада, мое приключение, мурашки и иногда разбитое сердце. Я верю, что это относится именно к чтению ради удовольствия. Иногда это просто смутное чувство, неуловимое отсутствие связи, которое приводит к отсутствию интереса. В других случаях это спорные и притянутые за уши решения, вроде огромных и подробных электронных писем персонажей друг к другу. Теперь я не думаю об этом дважды. Плевать, насколько книга популярна и всеобъемлюща – я принципиально больше не намерена страдать над плохими книгами, приближаясь к среднему возрасту. К тому же я не считаю, что «бросить книгу» — это конец. Иногда я просто не в настроении для мрачных и тяжелых книг, поэтому просто отложу их на время. (Очень долго тянула с мемуарами Шанель Миллер Знай мое имя , но когда наконец погрузилась в них на Audible, то была ошеломлена их восхитительностью.) Для каждой книги есть правильное время, настроение и время года.
Разумеется, есть лишь одно правило чтения – нет никаких правил (это, а еще «относитесь к книгам бережно»). В прошлом году Набан Рутрум написал для Medium: «Что бы ни означала позиция «читать правильно», она может помешать чтению в принципе». Иногда я все еще мучаюсь с книгами, которые мне не нравятся. Но я научилась осознавать, что именно я читаю, а потому и откладывать книги я стала реже. Признаю себя снобом. Я умру на горе непрочитанных мной вечных бестселлеров, действие в которых происходит на нелюбимых мной болотах. Система не идеальна, но я часто оцениваю зайдет ли мне книга по первой странице или отрывку на Audible (категорическое нет приторным, роботизированным голосам). Разве не способ избежать брошенных книг? В первую очередь выбирайте с умом.
Мишель Руиз (Michelle Ruiz)
Комментарии 22
Только корневые
какой смысл читать то, что не нравится / смотреть то, что не нравится (и тратить время на не информативный телевизор) / носить то, что не удобно / жить по чужим моделям / есть нелюбимую еду / общаться с неприятными людьми, (если можно этого избежать) / тянуть, как бурлак, опостылевшие отношения и т.д.? Жизнь не то чтобы коротка (мы не знаем сколько мы проживём, возможно и до 100-с-хвостиком), просто это ваша жизнь, а значит - ваши правила. Навязанные с детства обязательства (как рычаги управления) пусть останутся там, в детстве.
про "Случайную вакансию" Роулинг: книга не то чтобы мрачная, она унылая до безысходности. Она об обыденности зла, засасывающей, словно болото мелких дрязг и нелепых крошечных амбиций.
Причём, всё это щедро приправлено классовым мышлением автора. Вся эта классовая фанаберия - это что-то специфическо-британское, свойственное их среднему классу, который истово ненавидит низший класс, приписывая ему все пороки разом, и жгуче завидует высшему классу (который, кстати, брезгливо морщит нос от среднего, но более терпим к "людям из низов"). Автор - однозначно из среднего, судя по тому количеству расхожих классовых штампов, которыми переполнены все её книги (и сказка про мальчика-сироту - тоже).
Персонажи банальны, мышиная возня за пост в совете (жалкое подобие власти) банальна, сам городок банален в своей провинциальности, да и все трагедии, описанные автором с таким любованием, бесконечно банальны.
Скучно... Ну, если вы не любитель банальностей, конечно.
Мне раньше было очень тяжело бросать книги. Бросала если они только совершенно мне не нравились. Совсем-совсем. А если ни шатко ни валко шли, чаще дочитывала, а скорее дослушивала в аудиоформате на фоне каких-то дел. Потому что всегда где-то сидела навязчивая мысль «А вдруг после 200-й страницы станет лучше - сюжет раскрутится, а персонажи станут интереснее?» Такого обычно не бывает. Надо это просто принять. Приняла, стало легче и приятнее. Бросаю и другим советую.
Мне тяжело бросить книгу или фильм, но я стала это делать, потому что нет мотивации заставлять себя.
Есть такая теория, что если первые 50 страниц тебя захватило, значит, произведение ты дочитаешь. Если нет, значит, можно смело отказываться. Конечно бывают исключения, когда тягомотина рассеивается с 100-й страницы или наоборот там же начинается, но все же это больше исключения.
Я, дабы успокоить свою совесть, в определённый момент начала просто откладывать книгу, которая идёт со скрипом, в надежде на то, что, пусть и не с первой попытки, но история сможет заиграть для меня яркими красками. Любимого ныне "Книжного вора" Зузака я начинала читать дважды, к "Мастеру и Маргарите" подбиралась тоже не сразу, и таких примеров много! Иногда для книги нужно просто правильное время и правильное место, а иногда...нужно просто принять то, что это произведение - не твоё и стоит попробовать что-то ещё. Книг ведь так много и каждый непременно найдёт что-то по своему вкусу!)
Читайте также
-
15 февраля 2020 г.
8K
Обнаружить трансфобию Джоан Роулинг было не сложно, она написала об этом книгу
Сама не знаю, зачем, решила посмотреть, кто такая Мишель Руиз...Посмотрела (например, в Vanity Fair)
И теперь смешно)