Кришнада́са Кавира́джа Госва́ми (IAST: Kṛṣṇadāsa Kavirāja Gosvāmī; 1518, Джаматпура, Бенгалия — 1617, Вриндавана) — кришнаитский писатель, богослов и святой, автор «Чайтанья-чаритамриты», агиографического текста на бенгали, повествующей о жизни и учении основоположника традиции гаудия-вайшнавизма Чайтаньи (1486—1534).
Кришнада́са Кавира́джа Госва́ми (IAST: Kṛṣṇadāsa Kavirāja Gosvāmī; 1518, Джаматпура, Бенгалия — 1617, Вриндавана) — кришнаитский писатель, богослов и святой, автор… Развернуть
Ростислав Борисович Рыбаков — советский и российский индолог, специалист по проблемам истории культуры, межкультурным взаимодействиям. Директор Института востоковедения РАН в 1994—2009 гг. Доктор исторических наук. Сын академика Б. А. Рыбакова.
Выпускник Института восточных языков при МГУ (1963 г.)
Работает в Институте востоковедения с 1966 г.
Директор Института востоковедения РАН с 1994 г.
Президент Восточного университета
Тема кандидатской диссертации (1981 г.) «Буржуазная реформация индуизма (начало XIX века — 1947 год)»
Тема докторской диссертации (1991) «Роль религиозного фактора в социально-политическом развитии Индии в новое и новейшее время».
Р. Б. Рыбаков является исследователем в области таких проблем, как синтез модернистского и традиционного в религиозно-культурной сфере, формы воздействия религии на политический процесс в условиях массовой религиозности, параметры развития религиозной ситуации, соотношение конфессионального и этнического факторов в многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Ростислав Борисович Рыбаков — советский и российский индолог, специалист по проблемам истории культуры, межкультурным взаимодействиям. Директор Института востоковедения РАН в… Развернуть
Ману Сарин - датский писатель и политик.
Датский писатель и политик из Det Radische Venstre (RV), был министром по вопросам равноправия и церковным делам Дании в кабинете Торнинга-Шмидта I и министром социальных дел в кабинете Торнинга-Шмидта II. Бывший статс-ревизор и член городского совета Копенгагена, избранный в Датский социальный совет. Либеральная партия.
Он был первым министром по вопросам равенства в стране, а после Генри Грюнбаума и Иси Фойгеля - третьим министром из семьи иммигрантов.
В дополнение к своей политической деятельности Сарин также работает как писатель и, помимо учебников, также создал серию детских книг о главном герое «Икбал Фарук».
Ману Сарин - датский писатель и политик. Датский писатель и политик из Det Radische Venstre (RV), был министром по вопросам равноправия и церковным делам Дании в кабинете… Развернуть
Доктор Мадан Катария - врач из Индии.
Он - основатель движения клубов йоги смеха, которое началось в 1995 году в Мумбаи. Популярный мотивирующий докладчик для корпораций и организаций по всему миру, он проводил семинары и тренинги для UBS, Emirates Bank, IBM, Hewlett-Packard и Volvo, среди многих других. Он также участвовал в шоу Опры Уинфри, CNN и ABC, а также участвует во все большем количестве медицинских исследовательских проектов, посвященных анализу преимуществ смеха. Ушедший с медицинской практики, он посвящает все свое время письму, обучению, наставничеству и обучению лидеров смеха, чтобы способствовать распространению клубов смеха. Он является создателем чрезвычайно популярного Всемирного дня смеха, который отмечается в первое воскресенье мая.
Доктор Мадан Катария - врач из Индии.
Он - основатель движения клубов йоги смеха, которое началось в 1995 году в Мумбаи. Популярный мотивирующий докладчик для корпораций и… Развернуть
Чоттопаддхай Шоротчондро (15.9.1876, дер. Дебанандапур, Бенгалия, ‒ 16.1.1938, Калькутта), индийский писатель. Писал на бенгальском языке. В 1903‒16 жил в Бирме. В начале 20-х гг. принимал участие в национально-освободительном движении. Ранние произведения содержат элементы романтизма; позднее его творческим методом стал реализм. Главные темы писателя ‒ положение женщины в кастовом обществе, критика феодальной и буржуазной морали: романы «Сбившийся с пути» (1917, рус. пер. 1971), «Сожжённый дом» (1920, рус. пер. 1958), «Деревенское общество» (1916, рус. пер. 1971). Роман «Шриканто» (ч. 1‒4, 1917‒33, рус. пер. 1960) ‒ многогранная картина жизни индийского общества. Автор первого в индийской литературе политического антиколониального романа «Дайте дорогу» (1926). Роман «Последний вопрос» (1931) посвящен проблеме взаимоотношений морально-этических и религиозных традиций с современностью.
Чоттопаддхай Шоротчондро (15.9.1876, дер. Дебанандапур, Бенгалия, ‒ 16.1.1938, Калькутта), индийский писатель. Писал на бенгальском языке. В 1903‒16 жил в Бирме. В начале 20-х… Развернуть
Раджив Мотвани (англ. Rajeev Motwani, хинди राजीव मोटवानी; 1962—2009) — американский учёный индийского происхождения, профессор информатики Стэнфордского университета.
Родился 26 марта 1962 года в г. Джамму в штате Джамму и Кашмир Индии, вырос в Нью-Дели.
В 1988 году получил степень Ph.D. по информатике в Калифорнийском университете в Беркли.
В 2001 году стал лауреатом премии Гёделя за работу над теоремой PCP в теории вычислительной сложности и её приложениями.
Благодаря его помощи и поддержке молодые Сергей Брин и Ларри Пейдж смогли создать свой поисковик Google и впоследствии стать одними из самых влиятельных людей в сфере информационных технологий.
Состоял членом правлений в нескольких стартапах Стэнфорда: Google, Kaboodle, Mimosa Systems, Adchemy, Baynote, Vuclip, NeoPath Networks (позже в Cisco Systems с 2007), Tapulous и Stanford Student Enterprises среди других.
Был членом редколлегий нескольких компьютерных журналов: SIAM Journal on Computing, Journal of Computer and System Sciences, ACM Transactions on Knowledge Discovery from Data, IEEE Transactions on Knowledge and Data Engineering.
5 июня 2009 года был найден утонувшим в бассейне собственного дома в г. Атертон, Калифорния, США.
Раджив Мотвани (англ. Rajeev Motwani, хинди राजीव मोटवानी; 1962—2009) — американский учёный индийского происхождения, профессор информатики Стэнфордского университета.
Родился… Развернуть
Яшпал (3 декабря 1903, Фирозпур, Восточный Пенджаб, — 26 декабря 1976, Лакхнау) — индийский писатель. Лауреат премии имени Дж. Неру (1969).
Писал на хинди. В 1925 окончил Пенджабский национальный колледж в Лахоре. Участник национально-освободительного движения. В 1932 году за свои политические воззрения был арестован. Находился в заключении до 1938. В 1939 опубликовал сборник рассказов «Полёт из клетки», содержащий черты романтизма. Социально-политические романы «Товарищ Дада» (1941), «Товарищ по партии» (1946) и другие рассказывают о деятельности индийских коммунистов в 40-е годы XX века. Автор исторических романов «Дивья» (1945, русский перевод 1959), «Амита» (1956), антибуржуазного романа «Лики людские» (1949). В рассказах, тема которых — пробуждение классового сознания героев, обличал религиозное ханжество и кастовые предрассудки.
В романе-дилогии «Ложная правда» (1958—1960, русский перевод 1963) — о судьбе индийского народа в период раздела страны и достижения Индией независимости — заметны черты социалистического реализма. Актуальные проблемы индийской современной жизни трактовал с марксистских позиций. Выступал с пьесами, критическими статьями, переводами.
Яшпал (3 декабря 1903, Фирозпур, Восточный Пенджаб, — 26 декабря 1976, Лакхнау) — индийский писатель. Лауреат премии имени Дж. Неру (1969). Писал на хинди. В 1925 окончил… Развернуть
Святослáв Николáевич Рéрих — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР (1978). Сын Николая и Елены Рерих.
Детство
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.
"Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна собирала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. <…> Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями".
С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам.
С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.
С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь». Николай Рерих так оценил живопись своего сына:
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <…> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!
Работа в США
В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой.
В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию.
В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».
В Америке, наряду с выполнением многочисленных общественных обязанностей, продолжает занятия живописью, критики начинают замечать его художественный талант. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. В 1925 году ему была присуждена высшая награда — Гран при на выставке в Филадельфии, посвящённой 150-летию этого города, где экспонировалось около ста его произведений.
Индия. Девика Рани
Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Наряду с пейзажами пишет много портретов. Является автором около 30 портретов своего отца. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника. Огромные во весь рост портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели.
В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начала 1940-х годов Девикой Рани, когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Работа в Индии
Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология. Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.
В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
В 1948 году Святослав Рерих и его супруга приобрели у британского подданного усадьбу «Татагуни», которая расположена в 20 км от Бангалора. При жизни художник мечтал превратить эту усадьбу, занимающую территорию около 135 Га, в культурно-научный центр.
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.
Святослав Николаевич отмечал:«В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».
Начиная с 1977 года Святослав Николаевич оказывал школе финансовую поддержку. Святослав Рерих известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
Последние годы жизни. Передача наследия семьи Рерихов
В 1987 году в Кремле состоялась дружеская встреча с М. С. Горбачевым и его супругой. 2 октября 1989 года в Москве при участии Р. М. Горбачёвой создается Советский Фонд Рерихов (СФР). 4 ноября 1989 года Святослав Рерих последний раз приезжает в Москву. В тот же день вышло Постановление Совета Министров СССР № 950 «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н. К. Рериха». В созданный фонд Святослав Рерих в 1990 году передал часть наследия его семьи.
Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре, и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих.
Советский Фонд Рерихов просуществовал несколько лет, после чего в 1991 году часть его учредителей создала новую общественную организацию Международный центр Рерихов (МЦР). Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха Правительство РФ приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н. К. Рериха». Новому музею, создаваемому на правах филиала Государственного музея Востока, передавались в оперативное управление руины, представлявшие собой в то время усадьбу Лопухиных. Международному центру Рерихов в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закреплённый за ним охранно-арендным договором, было отказано. В то время МЦР занимал территорию усадьбы и готовил проект сложных реставрационных работ. Между Государственным музеем Востока и МЦР возник спор о том, кто является правопреемником СФР. МЦР не был признан таковым судебными органами, однако продолжает заниматься реставрационными работами и добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом выполняет их волю.
При Международном центре Рерихов существует Музей имени Николая Рериха, частью экспозиции которого являются картины Святослава Рериха, его личные вещи, фотографии, документы и другие экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью Святослава Рериха.
Святослáв Николáевич Рéрих — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР (1978). Сын Николая… Развернуть
БОНДОПАДДХАЙ, Бибхутибхушон (1896, дер. Муратипур, — 15.III.1950) — индийский писатель. Писал на бенгальском языке. Родился в семье бедного брахмана. Окончил колледж. Преподавал в школе, был управляющим помещичьим имением, где наблюдал трудную, полную лишений жизнь бенгальских крестьян.
Литературную деятельность начал в 20-х гг., опубликовав в журнале «Пробаши» несколько рассказов.
БОНДОПАДДХАЙ, Бибхутибхушон (1896, дер. Муратипур, — 15.III.1950) — индийский писатель. Писал на бенгальском языке. Родился в семье бедного брахмана. Окончил колледж.… Развернуть
Дебипрасад Чаттопадхьяя (Debiprasad Chattopadhyaya, бенг. দেবীপ্রসাদ চট্টোপাধ্যায়; 19 ноября 1918, Калькутта - 8 мая 1993, там же) - индийский философ-марксист, известный своим вкладом в исследование материалистического течения в древнеиндийской философии. Его труды посвящены школе Локаята как главным представителям этого направления («Локаята Даршана. История индийского материализма», 1959), атеистической традиции в индийской мысли («Индийский атеизм: Марксистский анализ», 1969), развитию индийской философии в целом («Живое и мертвое в индийской философии», 1976), истории науки и научного метода в древней Индии («Наука и общество в Древней Индии», 1977, в центре которой находятся древние врачи Чарака и Сушрута), а также марксистскому учению («Ленин как философ», 1979). Посмертно (в 1998 году) награждён Падма бхушан - третьей наивысшей гражданской наградой Индии.
Дебипрасад Чаттопадхьяя родился 19 ноября 1918 года в Калькутте. Его отец был сторонником национально-освободительной борьбы в Индии. Вероятно, именно его влияние привело Дебипрасад к двум основным увлечениям в его жизни - индийской философии и политике. Он быстро пришёл к радикальным течениях в обеих областях, сохраняя пожизненную приверженность марксизму и коммунистическому движению.
Дебипрасад Чаттопадхьяя получил академическое образование в области философии в Калькутте (Западная Бенгалия), под руководством таких выдающихся философов, как Сарвапалли Радхакришнан и Сурендранатх Дасгупта. Окончив с отличием Калькуттский университет - сперва как бакалавр гуманитарных наук (1939), затем как магистр со специализацией по философии веданта (1942), продолжил занятия в аспирантуре под руководством историка индийской философии профессора Дасгупты.
С 1944 года преподавал философию в различных колледжах Бомбея и Калькутты в течение трёх десятилетий. Впоследствии также стал приглашённым профессором в университетах Андхра-Прадеша, Калькутты и Пуны. Был связан с деятельностью Индийского совета исторических исследований (ICHR), Индийского совета философских исследований (ICPHR) и Национального института науки, технологий и исследований в области развития (NISTADS) Совета научных и промышленных исследований (CSIR). Его второй женой была известный педагог и тибетолог, доктор Алака Маджумдер Чаттопадхьяя (1926-1998).
Еще будучи студентом, Чаттопадхьяя включился в радикальное молодёжное движение левонационалистического толка и вскоре принимал участие в создании в 1936 году Ассоциации прогрессивных писателей и Антифашистской ассоциации писателей. Познакомившись в 1937 году с теорией Маркса по «Учебнику марксизма» британского коммуниста Эмиля Бёрнса, стал активным пропагандистом этого учения в Индии, руководя студенческими кружками по изучению научного социализма и выступая с критическими статьями по бенгальской литературе. Вступил в ряды Коммунистической партии Индии.
Его первой философской работой была книга «Современная европейская философия», опубликованная на языке бенгали университетом Вишвабхарати. За ней последовали другие труды, преимущественно популяризаторского характера - «Опровержение идеализма», «Философия марксизма», «Критика идеологических предпосылок учения Зигмунда Фрейда», «Проблемы нравственности и новая (советская) цивилизация» и т. д. Его произведения «Локаята даршана. Исследования индийского материализма», «Популярное введение в индийскую философию» (в русском переводе «История индийской философии») и «Индийский атеизм» стали одними из крупнейших образцов марксистского подхода к истории философии Индии. Кроме этого, под редакцией Чаттопадхьяя вышел пятитомный английский перевод важнейшего источника классической философии и логики Индии «Ньяя-сутры» с комментариями Ватсьяяны и собственными разъяснениями (в сотрудничестве с санскритологом Малайя Гангопадхьяя), бенгальский перевод «Ригведы», английский перевод «Истории буддизма в Индии» тибетского автора Таранатхи.
Изыскания Дебипрасада Чаттопадхьяя по материализму и научному методу привели к его активному взаимодействию с международным сообществом философов, историков и индологов. Он сотрудничал с ведущими мировыми специалистами, такими как Джозеф Нидхэм, Джордж Томсон, Григорий Бонгард-Левин и Вальтер Рубен. С 1959 года издавал ежеквартальник «Индологические исследования в прошлом и настоящем». В 1968 году впервые посетил Советский Союз, после чего начал систематическое издание серии «Советские индологические исследования». Был членом-корреспондентом Академии наук Германии и СССР.
Дебипрасад Чаттопадхьяя (Debiprasad Chattopadhyaya, бенг. দেবীপ্রসাদ চট্টোপাধ্যায়; 19 ноября 1918, Калькутта - 8 мая 1993, там же) - индийский философ-марксист, известный своим… Развернуть
Камала Маркандайя (1924 - 16 мая, 2004) псевдоним, который использует Камала Тейлор, индийская писательница и журналистка. Уроженка Майсур, Индия. Была выпускницей университета в Мадрасе, а затем опубликовала несколько коротких рассказов в индийских газетах. После того, как Индия объявила о своей независимости, переехала в Великобританию.
Маркандайя умерла 16 мая 2004.
Камала Маркандайя (1924 - 16 мая, 2004) псевдоним, который использует Камала Тейлор, индийская писательница и журналистка. Уроженка Майсур, Индия. Была выпускницей университета в… Развернуть
Индийский журналист, писатель и путешественник. Жил в Лондоне с женой-англичанкой Marjorie Frank-Keyes, имевшей также итальянские корни, и двумя дочерьми.
Во время Второй мировой войны был заключен в тюрьму Кентербери за отказ от военной службы. Свои действия он мотивировал тем, что готов служить в армии, как свободный человек, но не как колониальный подданный. Дело имело большой резонанс, его защищали такие известные адвокаты, как Sir Fenner Brockway и лорд Sorensen, многие писатели выступили на его стороне, в том числе Джордж Оруэлл. В итоге суд освободил его от ответственности, мотивируя свое решение тем, что Британская армия не могла принуждать его служить, так как он являлся колониальным субъектом. Этому эпизоду своей биографии он посвятил книгу "Английская тюрьма".
В 1958 году принимал участие в этнографической экспедиции на Андаманские и Никобарские острова.
Дочь - актриса Jalabala Vaidya (родилась в 1936 году).
Индийский журналист, писатель и путешественник. Жил в Лондоне с женой-англичанкой Marjorie Frank-Keyes, имевшей также итальянские корни, и двумя дочерьми.
Во время Второй мировой… Развернуть
Хари Нараян Апте (8 марта 1864 — 3 марта 1919) — индийский писатель, писавший на языке маратхи.
Родился в небольшом городке в Махараштре, но вскоре его семья переехала в Бомбей, а в 1878 году — в Пуну, где он прожил до конца жизни. По воле родителей женился уже в 15 лет. В 1883 году поступил в колледж Деккана, в 1885 перешёл в созданный колледж Фергюссона. С детства увлекался чтением английской литературы. В 1890 году основал собственную газету Karamanuk. В 1897—1907 годах активно участвовал в борьбе с эпидемиями чумы в Индии, за что получил правительственную награду.
Свой первый роман написал в 1885 году, на протяжении жизни создал десять исторических и восемь социальных романов. Считается первым романистом на маратхи, отражавшим в своих произведениях проблемы современного ему общества.
Хари Нараян Апте (8 марта 1864 — 3 марта 1919) — индийский писатель, писавший на языке маратхи. Родился в небольшом городке в Махараштре, но вскоре его семья переехала в… Развернуть
Мридула Гарг [Mridula Garg, चित्रा मुद्गल] родилась в 1938 году в многодетной семье служащего. О детстве она рассказывает неожиданным образом: "мы росли в академической атмосфере". Дискуссии, разносторонние интересы, и главное, книги, много книг. Отец пристрастил детей к английской и русской классике. Джейн Остин и Достоевский с тех пор сопровождали Мридулу Гарг во всех жизненных перипетиях. Не было бы ничего удивительного в том, что она сама бы выбрала писательскую стезю - её два брата и сестра посвятили себя литературе. Но будущая писательница поступила на экономический факультет Университета Дели. Много лет она там преподаёт, защитила докторскую, вышла замуж, вырастила двоих детей, увлекалась любительским театром - а первый роман, "Часть солнца ей/ему на долю" выпустила только в 37 лет.
В русском переводе недавно издана вторая, самая странная и скандальная, книга Гарг: "Кобра моего разума". За шокирующую эротическую сцену Мридула Гарг была привлечена к суду за оскорбление общественной нравственности.
Источник: http://fem-books.livejournal.com/1203728.html
Мридула Гарг [Mridula Garg, चित्रा मुद्गल] родилась в 1938 году в многодетной семье служащего. О детстве она рассказывает неожиданным образом: "мы росли в академической… Развернуть
Саадат Хасан Манто (урду سعادت حسن منٹو, англ. Saadat Hasan Manto; 11 мая 1912 года, Самбрала, Британская Индия — 18 января 1955 года, Лахор, Пакистан) — индо-пакистанский прозаик, журналист, драматург, сценарист, переводчик и художник, по национальности кашмирец. Автор одной повести, двадцати двух сборников рассказов, пяти сборников радиопьес, трёх сборников эссе, ряда статей и киносценариев и двух альбомов эскизов. Известными рассказами писателя являются "Новый закон", "Крик", "Оскорбление", "Стосвечевая лампочка", "Мозел", "На обочине", «Запах», «Открой», «Холодное мясо» и «Тобатек Сингх». Писал на языке урду. Шесть раз обвинялся в непристойности, трижды в Британской Индии и трижды в независимом Пакистане, и каждый раз был оправдан. Удостоен высшей государственной награды Пакистана, ордена Нишан-э-Имтиаз.
Саадат Хасан Манто (урду سعادت حسن منٹو, англ. Saadat Hasan Manto; 11 мая 1912 года, Самбрала, Британская Индия — 18 января 1955 года, Лахор, Пакистан) — индо-пакистанский… Развернуть
Панкаж Мишра (Paṅkaja Miśrā) - индийский писатель, эссеист.
Князь Алексе́й Дми́триевич Салтыко́в (1 февраля 1806 — 11 марта 1859) — русский путешественник по Персии и Индии, писатель и художник, англоман.
Родился в Петербурге 1 февраля 1806 г. в семье незрячего князя Дмитрия Николаевича Салтыкова и его жены Анны Николаевны, урождённой Леонтьевой. Получив домашнее воспитание, он 11 декабря 1823 г. поступил на службу актуариусом Государственной Коллегии иностранных дел.
Имея с самого детства врожденную страсть к путешествиям, которая ещё более развилась в нём за время служебных перемещений, и обладая притом значительными средствами (3500 душ в Юрьевском, Покровском и Владимирском уездах Владимирской губернии), князь всегда мечтал совершить путешествие по Востоку. Это желание ему удалось исполнить в конце 1838 г., когда он получил назначение в Персию. Отправившись на место своего нового служения через Кавказ, С. прожил до мая 1839 г. в Тегеране, наблюдая и записывая нравы и образ жизни его жителей.
В 1841—1843 гг. князь Салтыков совершил своё первое путешествие по Индии. В 1845—1846 гг. — второе, в котором провел все время в «беспрерывных поездках по южной и средней Индии и осмотрев много мест, которых не удалось видеть в первое путешествие». Конец жизни князь Салтыков проводил в поездках по Европе.
Свои впечатления о первых поездках Салтыков напечатал в 1849 г. в Москве, под заглавием «Путешествие в Персию». Описание этого же путешествия, изданное в Париже на французском языке, выдержало три прижизненных иллюстрированных издания (1851, 1853 и 1854 гг.) и, кроме того, было дважды издано в Варшаве, в переводе с французского языка на польский Wojciecha Szymanowskiego (1852 и 1856 гг.).
Описание путешествия в Индию печаталось в отрывках в «Москвитянине» 1849 г., а затем издано на французском языке в Париже в 1851 году, с иллюстрациями самого Салтыкова. Описание второго путешествия появилось сперва в Париже, в 1848 г., под заглавием «Voyage dans l’Inde, composé de 36 lithographies à deux teintes», пo рисункам самого князя, и вышло вторым изданием там же в 1850—1852 гг. На русском языке, без рисунков, издано в Москве, в переводе Л. А. Мея, в 1851 году под заглавием: «Письма об Индии».
Умер в Париже, где жил отшельником и приглашал к себе в дом только художников. Похоронен под алтарём Крестовоздвиженской церкви в родовом имении в с. Снегирево Владимирской губернии.
Князь Алексе́й Дми́триевич Салтыко́в (1 февраля 1806 — 11 марта 1859) — русский путешественник по Персии и Индии, писатель и художник, англоман. Родился в Петербурге 1 февраля… Развернуть
Шаши Дешпанде родилась в 1938 в городе Дхарвад, индийского штата Карнатака, награжденная различными премиями индийская писательница.
Вторая дочь известного каннадийского (Каннада - дравидийский язык, используемый в юго=западной части Индии) драматурга и писателя Шриранга. Выросла и училась в Бомбее и Бангалоре.
Шаши имеет диплом в сфере экономики и юриспруденции. Живя в Бомбее, она также закончила курс журналистики в Bharatiya Vidya Bhavan и работала пару месяцев журналистом в журнале "Onlooker".
Опубликовала первую книгу рассказов в 1978 году и первый роман "Темнота не страшит" в 1980.
Выиграла награду Sahitya Akademi Award за роман 'That Long Silence' в 1990 и награду Padma Shri в 2009.
Шаши Дешпанде написала 4 детских книги, ряд рассказов и 9 романов, также несколько эссе, теперь доступных в книге "Writing from the Margin and Other Essays".
Шаши Дешпанде родилась в 1938 в городе Дхарвад, индийского штата Карнатака, награжденная различными премиями индийская писательница.
Вторая дочь известного каннадийского… Развернуть
Амрита Притам - индийская писательница, переводчик (на пенджабский язык). Автор сборников стихов: «Камни и камешки» (1945), «Бумага и перо» (1970), «Ты – я» (1977). Автор романов: «Доктор Дев» (1949), «Клетка» (1950), «Призыв» (1960), «Жила-была Анита» (1963), «Тринадцатое солнце» (1978). Также ей принадлежат рассказы о фольклоре.
Амрита Притам (31 августа 1919 — 31 октября 2005) — индийская писательница и поэтесса педжабского происхождения. Считается первой получившей мировую известность женщиной, писавшей на пенджабском языке, и одним из ведущих пенджабоязычных писателей XX века. За период своей творческой деятельности, охватывающий более шести десятилетий, она написала более 100 книг, включающих сборники поэзии, романы, биографии, эссе, сборники народных пенджабских и автобиографию, которые были переведены на несколько индийских и иностранных языков.
Родилась на территории современного Пакистана в семье школьного учителя, бывшего также редактором литературно-художественного журнала. Её мать умерла, когда ей было 11 лет. Вскоре после этого она вместе с отцом переехала в Лахор, где оставалась до 1947 года, когда после раздела Британской Индии переехала в Индийской союз. Начала писать в раннем возрасте, первый сборник её стихов был опубликован ещё в 1936 году. Несмотря на эмиграцию, она остаётся известной и популярной поэтессой в современном Пакистане.
Более всего Притам известна за её поэму-элегию «Ода к Варис-шаху», посвящённую пенджабскому поэту XVIII века, в которой она выражает свою боль из-за конфликтов, случившихся после раздела Британской Индии. Из её прозаических произведений наиболее известен роман «Скелет» (1950), поднимающий темы насилия в отношении женщин, потери человечности и капитуляции перед судьбой, по которому в 2003 году был снят фильм «Похищенная», отмеченный многими наградами.
В 1956 году она стала первой женщиной, выигравшей премию академии Сахитья за свою поэму «Письма», а в 1982 году получила Джнянпитх — главную литературную премию Индии за роман «Бумага и канвас». В 2004 году была удостоена Падма Вибхушан, второй по значимости гражданской награды Индии.
Амрита Притам была последовательницей Ошо и выполняла тантрические практики.
Амрита Притам - индийская писательница, переводчик (на пенджабский язык). Автор сборников стихов: «Камни и камешки» (1945), «Бумага и перо» (1970), «Ты – я» (1977). Автор… Развернуть
Сент-Илер Жозефина - псевдоним Е.И. Рерих, использованный для книги "Криптограммы Востока". Имя одного из ее воплощений.
После начала сознательного общения Рерихов с Учителями картины из прежних воплощений стали приходить к Елене Ивановне не только во снах, но и в видениях наяву, то есть в бодрствующем состоянии. Дважды ее посещало видение монахини в коричневых одеждах, в молитвенном экстазе. Над ее головой был серебряный голубь; длинная сине-серебряная искра в виде вибрирующей нити исходила от голубя и проникала в ее темя.
В своем дневнике З. Фосдик пишет, что в Средние века Елена Ивановна "… была монахиней-кармелиткой в Париже – Жозефиной Сент-Илер – и жила не больше 20-ти лет. <…> Вообще Е.И. воплощалась быстро, наибольший срок между воплощениями был 45 лет".
В этой же записи З. Фосдик отмечает, что новая книга, тексты которой были даны Елене Ивановне Учителем – "Криптограммы [Востока]" – будет опубликована под именем Жозефины Сент-Илер, то есть под именем ее прошлого воплощения.
Чуть позже Зинаида Фосдик также отметила по поводу Жозефины, что "это была молодая монахиня, жившая после немецкого воплощения Ядвиги (Е.И.). Затем Е.И. была музыкантшей в Голландии – Гертрудой Гедде – и имела большую семью".
В дневнике Рерихов, в общем перечислении имен, которые Е.И. Рерих носила в прошлых жизнях, имя Жозефины Сент-Илер сначала было отнесено к XIV веку, но позднее, в 1928 году, Учитель сказал, что Жозефина жила в XII веке. На вопрос Елены Ивановны "Когда была Жозефина Сент-Илер?" последовал ответ Мастера М.: "В XII веке".
Возможно, именно сохранившиеся в Акаше "записи" слов и мыслей Жозефины Сент-Илер воспроизвел позднее Учитель, касаясь обстоятельств жизни людей, причастных Братству и несущих в мире определенную духовную миссию. Махатма М. подчеркнул существование особого момента в жизни деятелей с богатым духовным потенциалом – момента, названного Им "переменою существования". Что представлял собой этот момент? Предчувствие близкого перехода в мир иной, открывающееся высшему "Я"? 25 мая 1924 года Учитель сообщил: "Завтра запишем еще несколько примеров ощущений перед переменою существования". А далее в дневнике Рерихов появляется следующий текст:
Я простая монахиня, что вы находите во мне? Не целуйте руки мои, чудес не умею творить. Отец, почему они стремятся в мою келью? Кроме книг, ничего не имею. Они хотят, чтобы я возложила руки на их головы, будто им становится легче, но сама я не чувствую ничего. Иногда лист книги освещается слабым голубым блеском, но ведь не из пальцев моих этот свет?
Всю жизнь с тех пор как меня привели в монастырскую школу, не помню ничего замечательного, разве только когда прихожу в библиотеку, нужные книги были вынуты, и иногда замечала около них синюю искру. Часто мне кажется, что я должна куда-то уйти, и, может быть, они приходят проститься со мною? Мне стыдно сказать, но мне тягостно их почитание, они уносят от меня что-то незаменимое, и лишь прикосновение к этим древним рукописям приносит мне силы. Накануне моего прихода сюда моя мать видела сон – точно я в белом одеянии иду, а за мною клубы пламени". – Так явила признание одна монахиня за год до пожара, когда она спасла единственные книги, сама погибнув от ожогов
Литературный стиль этого отрывка удивителен, ему присущи особые поэтичность и гармония, своеобразный внутренний ритм, характерный для древних сказаний и притч.
После этого текста последовал вопрос Елены Ивановны Учителю и Его ответ:
– Почему я так устала от этой беседы?
– Понятно, ведь говорим о переходном моменте. Токи старых рекордов передаются. Но эти рекорды сохраняют одинаковость духоты.
Безвестная монахиня-кармелитка прожила на свете не более 20 лет, но слава о ее духовных силах уже распространилась на всю округу…
Сент-Илер Жозефина - псевдоним Е.И. Рерих , использованный для книги "Криптограммы Востока". Имя одного из ее воплощений. После начала сознательного общения Рерихов с… Развернуть