Anita Nair / Анита Нейр - популярная индийская писательница (пишет книги на английском языке).
Анита получила образование в Университете Ченнаи (Мадрас) - степень бакалавра по английскому языку и литературе.
Работала креативным директором рекламного агентства в Бангалоре, когда написала свою первую книгу - сборник рассказов Satyr of the Subway (2006). Книга выиграла ей стипендию от Virginia Center for Creative Arts, USA / Центра искусств в Вирджинии, США. Ее вторая книга была опубликована в Penguin India, и стала первой книгой индийского автора, опубликованной в этом издательстве - Picador USA .
Ее книги переведены на многие иностранные языки и опубликованы более, чем в 20 странах за пределами Индии: от США до Турции, от Польши до Португалии.
Анита Нейр вместе со своим мужем, Харишем, и их сыном живет и работает в Бангалоре.
Anita Nair / Анита Нейр - популярная индийская писательница (пишет книги на английском языке).
Анита получила образование в Университете Ченнаи (Мадрас) - степень бакалавра по… Развернуть
...Тарокнатх Гонгопадхай родился в 1843 году. Он получил образование в калькуттском медицинском колледже и с 1869 по 1887 год работал в качестве врача в различных районах Бенгалии.
Как и преобладающему большинству индийских писателей, Тарокнатху приходилось сочетать писательскую деятельность со своей основной профессией. Возможно, этим и объясняется тот факт, что за всю жизнь ему удалось написать относительно немного произведений. Кроме «Шорнолоты», Тарокнатхом Гонгопадхаем написано несколько рассказов, а также три романа: «Горе и радость» (1877), «Судьба» (1891) и «Бидхимони», оставшийся незаконченным.
Умер Тарокнатх Гонгопадхай в 1891 году...
...Тарокнатх Гонгопадхай родился в 1843 году. Он получил образование в калькуттском медицинском колледже и с 1869 по 1887 год работал в качестве врача в различных районах… Развернуть
Индийский игрок в крикет, считающийся одним из величайших бэтсменов всех времен. За выдающиеся достижения среди поклонников он получил прозвище «Бог крикета». Тендулкар начал играть в крикет в возрасте 11 лет, в шестнадцать выступал в Тестовом чемпионате мира по крикету против сборной Пакистана. В течение 22 лет представлял команду родного города Мумбаи в чемпионате Индии и сборную Индии на международных соревнованиях. Является единственным игроком, имеющий 100 сенчури в международных матчах, первый бэтсмен, заработавший двойной сенчури на One Day International, и единственный игрок, набравший более 30 000 ранов в международных турнирах. Он также является 16 игроком в мире и первым в Индии, набравшим за карьеру более 50 000 ранов.
В 2002 году ежегодник Wisden Cricketers' Almanack поместил Тендулкара на второе место в списке величайших бэтсменов Тестового чемпионата сразу после Дона Брэдмена, и на второе место в списке величайших бэтсманов ODI сразу после Вива Ричардса. На закате карьеры Тендулкар в составе Сборной Индии по крикету выиграл в 2011 году Кубок мира, что произошло первый раз за его шесть выступлений в кубке за команду Индии. В 2003 году он завоевал титул лучшего игрока турнира, проводившегося в ЮАР. В 2013 году Тендулкар был единственным индийцем, попавшим в Test World XI всех времён.
В 1994 году Тендулкар получил премию «Арджуна» за выдающиеся спортивные достижения. В 1997 году он был удостоен медали Раджив Ганди Кхел Ратна, являющейся высшей спортивной наградой Индии. В 1999 году его наградили орденом Падма Шри, четвёртой по значимости гражданской наградой, а в 2008 — орденом Падма Вибхушан, второй по значимости гражданской наградой. Через несколько часов после завершении финального матча 16 ноября 2013 года премьер-министр Индии объявил о решении вручить Сачину Тендулкару орден Бхарат Ратна, высшую гражданскую награду Индии. До настоящего времени Тендулкар остается самым молодым награждённым этим орденом и единственным спортсменом, удостоенным подобной чести. В 2010 году он также выиграл приз Сэра Гарфилда Соберса, присуждаемый ежегодно лучшему игроку в крикет. В 2012 году Тендулкар был кандидатом в Раджья сабха, верхнюю палату индийского парламента. Также он стал первым спортсменом и первым лицом, не имеющим отношения к авиации, которому было присвоено почётное звание командира эскадрильи ВВС Индии. В 2012 году Сачин Тендулкар стал почётным членом Ордена Австралии.
В декабре 2012 года Сачин Тендулкар объявил, что больше не будет играть в однодневных международных матчах. В октябре 2013 года он также перестал участвовать в матчах Twenty20, после чего объявил о завершении карьеры. Свой последний матч, 200-й в рамках Тестового чемпионата, Сачин Тендулкар отыграл 16 ноября 2013 года против команды West Indies на стадионе Wankhede в Мумбаи. Всего Тендулкар провёл 664 международных матча, в которых набрал 34 357 рана.
Индийский игрок в крикет, считающийся одним из величайших бэтсменов всех времен. За выдающиеся достижения среди поклонников он получил прозвище «Бог крикета». Тендулкар начал… Развернуть
Вирк Кулвант Сингх - индийский писатель. Пишет на пенджабском языке. Сын мелкого фермера. Магистр английской литературы. Работал в Центральном информационном бюро (Индия)
Признанный стилист; язык его произведений - живой, разговорный язык современного Пенджаба. В его творчестве заметно влияние русской литературы ( А. П. Чехов, М. Горький).
Вирк Кулвант Сингх - индийский писатель. Пишет на пенджабском языке. Сын мелкого фермера. Магистр английской литературы. Работал в Центральном информационном бюро (Индия)… Развернуть
Хоми Харшедджи Бхабха (; род. 1 ноября 1949) — индийский учёный и критический теоретик. Является профессором гуманитарных наук Гарвардского университета. Он является одной из самых важных фигур в современных постколониальных исследованиях и разработал ряд неологизмов и ключевых понятий, таких как гибридность, мимикрия, различие и амбивалентность. Такие термины описывают способы, с помощью которых колонизированные народы сопротивлялись власти колонизатора, согласно теории Бхабхи. В 2012 году он получил премию Падма Бхушан в области литературы и образования от правительства Индии. Он женат на адвокате и преподавателе Гарварда Жаклин Бхабха, и у них трое детей.
Хоми Харшедджи Бхабха (; род. 1 ноября 1949) — индийский учёный и критический теоретик. Является профессором гуманитарных наук Гарвардского университета. Он является одной из… Развернуть
Винод Кумар Шукла - индийский писатель и поэт, автором романов, стихов и коротких рассказов на хинди и в переводе.
Родился 1 января 1937 года в Чхаттисгарх.
Получил степень магистра сельского хозяйства в университете Джавахарлала Неру Криши Вишва Видьялайя в Джабалпуре и читал там лекции. В его работах часто затрагиваются вопросы класса и богатства, а также жизни бедных в капиталистическом мире.
Его первой опубликованной работой был поэтический сборник "Лагбхаг Джай Хинд" (1971), за которым последовал другие. "Наукар ки Камиз" был его первым романом, экранизированным Мани Каулом в 1999 году в фильме на хинди, рассказывающем историю клерка в правительственном учреждении, который, как оказалось, влезает в рубашку домашней прислуги, сбежавшей из дома своего работодателя.
Винод Кумар Шукла - индийский писатель и поэт, автором романов, стихов и коротких рассказов на хинди и в переводе. Родился 1 января 1937 года в Чхаттисгарх. Получил степень… Развернуть
Рагхаван Нарасимхан (31 августа 1937 г. - 3 октября 2015 г.) - индийский математик из Чикагского университета, работал над реальными и комплексными многообразиями и решил проблему Леви для комплексных многообразий.
Рагхаван Нарасимхан (31 августа 1937 г. - 3 октября 2015 г.) - индийский математик из Чикагского университета, работал над реальными и комплексными многообразиями и решил… Развернуть
Бхагаватичаран Варма (родился 30 августа 1903 года в деревне Шафипур округа Уннао в Индии— умер 5 октября 1981 года) — индийский писатель.
Писал свои произведения на хинди.
В 1928 окончил Аллахабадский университет.
Начав с любовной лирики (сборники "Капля мёда", 1931; "Песнь любви", 1937), Варма создал затем произведения большой социальной значимости: сборник "Человек" (1940) и широко известный роман
"Читралекха" (1934), в котором ставятся морально-этические проблемы современного общества. Роман "Свои игрушки" (1957) обличает жизнь богатой верхушки. Книга Бхагаватичарана Вармы "Забытые картины", написанная в 1959 году, показывает отношение состоятельных слоев общества к национально -освободительному движению в Индии в период 1880-1930 гг.. Варма писал также рассказы и пьесы.
Бхагаватичаран Варма (родился 30 августа 1903 года в деревне Шафипур округа Уннао в Индии— умер 5 октября 1981 года) — индийский писатель.
Писал свои произведения на хинди.… Развернуть
Говинд П. Агравал — американский физик индийского происхождения, член Оптики, пожизненный член IEEE и почетный член Оптического общества Индии. Он является лауреатом звания профессора оптики Джеймса К. Вайанта в Институте оптики и профессором физики в Рочестерском университете . Он также является заслуженным ученым Лаборатории лазерной энергетики (LLE) Рочестерского университета. Агравал является автором и соавтором нескольких высоко цитируемых книг в области нелинейной волоконной оптики , оптической связи и полупроводниковых лазеров .
Говинд П. Агравал — американский физик индийского происхождения, член Оптики, пожизненный член IEEE и почетный член Оптического общества Индии. Он является лауреатом звания… Развернуть
Шейх Абу-ль-Фадль ибн Мубарак Аллами — визирь Великого Могола Акбара, автор «Акбар-наме», переводчик Библии на фарси. Брат придворного поэта Фейзи Дакани.
Отец Абу-ль-Фадля, шейх Мубарак Нагори (1505—1593), был видным деятелем суфийского братства чиштийа и известным учёным, испытавшим гонения со стороны наследников Шер-шаха и нашедшим убежище при дворе Акбара. Абу-ль-Фадль вместе с отцом участвовал в проводимых падишахом религиозных диспутах и немало способствовал провозглашению политики веротерпимости. Вслед за старшим братом посвящал себя поэзии и филологии, был представлен ко двору в 1574 году в первую очередь как учёный и поэт, уже вскоре возглавил придворную канцелярию. Акбар высоко ценил Абу-ль-Фадля, доверяя ему дипломатические поручения, а затем и такие ответственные государственные должности, как пост главы финансового ведомства и первого советника правителя. Во время войн в Деккане Абу-л Фазл командовал могольскими войсками.
Пользуясь имевшимся в его распоряжении огромным количеством архивных документов, Абу-ль-Фадль смог реализовать грандиозный замысел — «Акбар-наме», биографию монарха с подробным описанием его деяний и владений. Незавершённую поэму с таким названием оставил после себя Фейзи, и Абу-ль-Фадль частично использовал труд старшего брата; непосредственным образцом ему также служила «Бабур-наме», автобиография основателя могольской империи Бабура.
В могольском обществе продвижение к высшим должностям было связано с доблестями, проявленными на поле боя (а Могольская империя вела почти постоянные войны за своё расширение). Абу-ль-Фадль стремился стать фигурой более значительной, чем придворный писатель и собеседник Акбара. Согласно «Акбар-наме», он неоднократно просился на военную службу. В 1581 году Абу-ль-Фадлю было поручено собрать мнения армейских офицеров по поводу предполагавшегося похода в Кабулистан; в 1585 году он был возведён в ранг тысячи зат; в 1586 году убедительно выступил на военном совете; в 1589 году был надзирающим за поварами во время поездки в Кашмир; в 1592 году возведён в ранг двух тысяч, а в 1598 году Акбар пожаловал ему боевого слона, когда Абу-ль-Фадль во главе трёх тысяч солдат был направлен к Мураду сообщить, чтобы тот возвращался в Агру. Однако вскоре после приезда Абу-ль-Фадля Мурад скончался, и ему пришлось возглавить армию. На этом посту он проявил себя так блестяще, что в дальнейшем ему поручалось командование несколькими военными операциями, в которых он добыл победы. Второй человек в государстве, старший сын Акбара Селим с подозрением смотрел на его успехи, тем более, что Абу-ль-Фадль во всех распрях между Акбаром и его сыном принимал сторону первого. Абу-ль-Фадль считал Селима распущенным и ненадёжным, и кронпринц стал всерьёз опасаться, что ближайший советник Акбара, значительно усиливший свои позиции благодаря военным победам, может повлиять на престолонаследие.
Абу-ль-Фадль погиб 12 августа 1602 года, попав в засаду, организованную раджпутским раджой Бир Сингхом Бундела по приказу принца Селима — будущего падишаха Джахангира, которому была отослана голова убитого. Тем не менее, сын Абу-ль-Фадля был в правление Джахангира назначен субадаром Бихара.
Шейх Абу-ль-Фадль ибн Мубарак Аллами — визирь Великого Могола Акбара, автор «Акбар-наме», переводчик Библии на фарси. Брат придворного поэта Фейзи Дакани.
Отец Абу-ль-Фадля,… Развернуть
Сурьякант Трипатхи «Нирала» - один из крупнейших индийских поэтов и писателей литературы хинди первой половины XX века. Автор множества рассказов, очерков, повестей, романов, литературоведческих работ. Наиболее известен как поэт, принадлежавший к направлению чхаявад, считается одним из основателей чхаявада наравне с такими поэтами, как Джайшанкар Прасад, Сумитранандан Пант и Махадеви Варма. С его именем связана целая эпоха в развитии современной поэзии хинди. Главными в творчестве Ниралы признаются сборники «Анамика» (два издания), «Благоухание», «Песни», «Гриб» и др.
Детство и юность
Сурьякант Трипатхи «Нирала» (Нирала – литературный псевдоним, букв. «необычный, особенный») родился 21 февраля 1896 года, в день весеннего праздника Васант-панчами, в семье пандита Рамсахайя Трипатхи в деревне Мидинипур, княжество Махишадал, Бенгалия. Отец Ниралы был родом из Гархаколы (бывш. княжество Ауд, совр. Уннао, Уттар-Прадеш), имел там надел земли. Из-за финансовых трудностей еще до рождения Ниралы Р. Трипатхи переехал с семьей в Бенгалию, где получил должность при дворе местного раджи. Мать Ниралы умерла, когда сыну было всего три года.
Начальное образование Сурьякант Трипатхи получил в Бенгалии, поэтому его родным языком стал бенгальский. В школе он изучал санскрит, хинди, английский язык, древнюю и новую литературу, интересовался философией, историей, классической индийской музыкой и пением. Несмотря на запреты отца, бросил школу, доучившись до девятого класса, и стал заниматься санскритом, английским, музыкой и пением самостоятельно.
С. Трипатхи часто ездил на родину своего отца, в Ауд. В тех краях распространен диалект авадхи. Среди местных жителей особо популярно произведение Тулсидаса «Море подвигов Рамы» («Рамачаритаманаса»). Каждый вечер вся деревня собирается, чтобы послушать сказания, песни или стихи Кабира и Тулсидаса. Нирала часами слушал предания и пение «Альхи» (популярное народное сказание о подвигах легендарных героев на основе героической поэмы), много времени проводил за чтением произведений Тулсидаса, Кабира. В юношеские годы он создал свои первые стихи на бенгальском, подражая средневековым поэтам-бхактам и классику бенгальской литературы Рабиндранату Тагору.
По обычаям того времени, Сурьяканта Трипатхи женили рано, когда ему было 13 лет. Вместе с женой, Манохарой Деви, они поселились в доме отца поэта. Жена Ниралы любила литературу хинди, под её влиянием он стал изучать историю литературы хинди, в особенности творчество поэтов-бхактов. Нирала увлекался также и английской литературой, главным образом, творчеством Шекспира, Келли, Китса. В семье Сурьяканта Трипатхи Ниралы родилось двое детей: сын Рамакришна и дочь Сародж. Однако во время эпидемий, вспыхнувших в Индии после начала первой мировой войны, в 1919 г., его жена умерла. Спустя год от тяжелого гриппа скончался отец, потом дядя. Заботы о дочери, сыне и племянниках легли на плечи Ниралы. Поэт тяжело переживал утраты. Несмотря на старания родственников и друзей женить его во второй раз, С. Т. Нирала остался верным памяти жены до конца своих дней.
Молодость
После смерти отца Нирала получил должность при дворе правителя Махишадала. Однако вскоре он оставил службу и стал перебиваться случайными заработками – перепиской, канцелярской работой. С.Т. Нирала много переводил, занимался исследованиями творчества Тулсидаса и выпустил несколько статей, раскрывающих мистический смысл «Океана подвигов Рамы». Также он занимался сравнительным изучением грамматики языков хинди и бенгали – статью Ниралы на эту тему опубликовали в журнале «Сарасвати».
В 1921 году С.Т. Нирала переехал в Калькутту, оставив сына и дочь у родителей покойной жены. В Калькутте Нирала сотрудничал с журналом «Саманвая» - органом религиозно-реформаторского общества «Миссия Рамакришны». Несколько лет, проведенных в Калькутте, оказали сильное влияние на общественно-политические и эстетические взгляды Ниралы. В то время Калькутта была столицей Британской Индии и культурным центром всей Индии. Нирала был тесно связан с бенгальскими литераторами, певцами, музыкантами, с театральными кругами. Он переводил с бенгальского на хинди произведения Свами Вивекананды, Рабиндраната Тагора, Б.Чоттопадхая, Ш.Чоттопадхая.
В 1923 г. Нирала переехал в Мирзапур, работал в журнале «Матвала». С.Трипатхи Нирала писал и публиковал свои стихи, критические статьи и обзоры, занимался исследованиями по разным вопросам литературы, философии, религии. В 1928 г. снова переехал – на сей раз в Лакхнау. Там Нирала стал работать в книжном издательстве. Начали издаваться сборники стихов и песен поэта, выходили в свет его романы и рассказы. Постепенно у него появлялось все больше поклонников. Но вскоре по совету друзей С.Трипатхи переехал в Аллахабад – один из главных центров литературы хинди. Там С.Т. Нирала сблизился с крупнейшими поэтами эпохи – Джайшанкаром Прасадом и Сумитрананданом Пантом. Принимал активное участие в поэтических состязаниях ("кави саммелан"), выступал на митингах и политических собраниях. В доме Ниралы собирались друзья поэта, читали свои произведения, обсуждали вопросы литературы и искусства.
Зрелые годы
Хотя сам Нирала так и не женился второй раз, он должен был устроить брак своей дочери, Сародж, в соответствии с традициями, но он осознанно последовал революционным взглядам религиозных реформаторов. Нирала «выступал против религиозных и кастовых запретов на любовь, считая, что брак должен заключаться лишь на основе взаимного влечения…». Нирала бросил вызов всему обществу, исполнив роль пурохита (семейного священника) 'на свадебной церемонии своей дочери. Вскоре Ниралу постиг еще один удар: Сародж скончалась в 1935 году после продолжительной болезни. Поэт тяжело переживал кончину дочери.
В годы Второй Мировой войны Нирала жил в Аллахабаде, перебивался скудными заработками. Несмотря на все перенесенные им страдания, которые сильно подорвали его здоровье, и на затруднительное финансовое положение, С.Т. Нирала по-прежнему оставался верен литературному творчеству.Он был щедрым человеком, помогал нуждающимся, мог отдать людям последнее. В 1946-1949 гг. он часто переезжал в другие города, жил в Варанаси, в Уннао. В свет вышли несколько сборников его стихов и песен. 15 октября 1961 года, после продолжительной болезни, поэт скончался.
Смерть Ниралы в Индии восприняли как большую потерю для индийской литературы. В журнале «Сарасвати» писали: «Закатилась самая яркая звезда литературы хинди. После Тулсидаса во всей поэзии хинди не было поэта, равного по таланту и величию Нирале. Лишь будущие поколения смогут по достоинству оценить этого замечательного поэта и человека».
«…его поэзия всегда будет вдохновлять сердца людей,»
– так писал о Нирале Р. Шарма.
Сурьякант Трипатхи «Нирала» - один из крупнейших индийских поэтов и писателей литературы хинди первой половины XX века. Автор множества рассказов, очерков, повестей, романов,… Развернуть
Икбал Сингх был пенджабским писателем, журналистом и телеведущим. Опасаясь, что их сын радикализируется под влиянием политического климата Пенджаба в 1920-х и 1930-х годах, родители отправили его в Англию и Францию, чтобы завершить его образование. Однако в Лондоне он вошел в круг политически активных писателей и интеллектуалов, в том числе с Мулком Радж Анандом, Сасадхар Синха и Кришнарао Шелванкаром. Вместе с Синхой, Шелванкаром и цейлонским писателем Алагу Субраманиамом он основал журнал "Indian Writing", который сочетал литературу с политикой и располагался в Лондоне в Bibliophile Bookshop. Досье наблюдения индийской политической разведки содержит информацию о посещении им нескольких заседаний Ассоциации прогрессивных писателей, и он также написал небольшую историю для первого (и, вероятно, единственного) издания ее журнала «Новая индийская литература». Он также посещал многочисленные встречи Индийской Лиги, где он был связан с британскими политическими деятелями левых, такими как Реджинальд Бриджмен, а также его коллеги - индийские писатели и активисты.
Сингх опубликовал свою первую книгу «Гаутама Будда, анализ жизни Будды» в 1927 году, когда ему было чуть больше двадцати. Она написана под влиянием на него европейских писателей, таких как Шекспир и Бодлер, а также индийских писателей. В дополнение к коротким художественным произведениям он создавал эссе по индийской литературе, искусству, истории и политике, которые он публиковал во многих журналах. Также он опубликовал книгу о поэте-философе Мухаммеде Икбале и был со-редактором сборника рассказов индийских писателей вместе с Мулком Раджем Анандом, и сборника социально-политических очерков об Индии на пороге независимости вместе с Раджем Рао. Точно не известно, когда именно он вернулся в Индию. Оказавшись там, он продолжал работать журналистом и писателем, а также телеведущим.
Точная дата смерти тоже не известна.
Икбал Сингх был пенджабским писателем, журналистом и телеведущим. Опасаясь, что их сын радикализируется под влиянием политического климата Пенджаба в 1920-х и 1930-х годах,… Развернуть
ДЖОШ МАЛИХАБА́ДИ
(урду: جوش ملیح آبادی) (литературное имя; наст. имя — Шаббир Хасан-хан; شبیر حسن خان) — пакистанский поэт. Писал на урду. С начала 20-х гг. служил в Хайдарабаде, откуда был выслан в 1934 за политические убеждения. В Дели редактировал журналы «Калим» («Собеседник») и «Аджкал» («Сегодня»). Жил в Индии до 1956 года, потом переехал в Пакистан. На развитие поэтического таланта Джоша Малихабади оказали влияние Р. Тагор и М. Икбал. Для раннего творчества характерны романтическое созерцание мира, любовь к природе, глубокий интерес к человеку. Хотя на манере письма Малихабади ещё лежала печать традиционной поэтики урду, стихи его носили новаторский характер. В 20-е гг. в его лирику проникают патриотические и политические мотивы, поэт становится одним из ведущих представителей революцонной романтики и гражданской лирики урду. Его стихи зовут к национальному единению, братству индусов и мусульман. Творчество Малихибади популярно в Пакистане и Индии. Основные сочинения: сб-ки «Картины и рисунки» («Накш-о-нигар»), «Пламя и роса» («Шола-о-шабнам»), «Гиацинт и цепи» («Сумбул-о-саласил»).
ДЖОШ МАЛИХАБА́ДИ
(урду: جوش ملیح آبادی) (литературное имя; наст. имя — Шаббир Хасан-хан; شبیر حسن خان) — пакистанский поэт. Писал на урду. С начала 20-х гг. служил в… Развернуть
Динкар Рамдхари Синх (1908—1974) — индийский поэт, эссеист, академик. Писал на языке хинди. Родился в деревне Симария (Бихар). Учился в университете города Патны. С середины 30-х годов активно участвовал в политической жизни Индии. Несколько лет был членом законодательного собрания штата Бихар. В 1961 году во главе делегации литературной Академии Динкар посетил СССР. Динкар изучал английскую литературу. Значительное влияние на него оказали М. Икбал, Р. Тагор, Китс и Мильтон. Определенное влияние и на мировоззрение и на творчество Динкара оказали идеи М. К. Ганди. Динкар выступал и как переводчик. Перевел работы Р. Тагора с бенгали на хинди. Среди сочинений Динкара поэтические сборники, сборники статей и эссе.
Динкар Рамдхари Синх (1908—1974) — индийский поэт, эссеист, академик. Писал на языке хинди. Родился в деревне Симария (Бихар). Учился в университете города Патны. С середины 30-х… Развернуть
Кальямпуди Радхакришна Рао (англ. Calyampudi Radhakrishna Rao, сокращённо C. R. Rao; род. 10 сентября 1920, Хадагали) — индийский и американский математик и статистик. Автор нескольких теорем, связанных со статистическими оценками параметров распределения.
Из семьи телугу. С детства познакомился со статистикой в индийском статистическом институте, и выбрал эту область своей будущей профессией. Получил степень магистра по математике в университете Андхра и магистра по статистике в университете Калькутты в 1943 году. С 1944 года работал в индийском статистическом институте, который послал его на работу в антропологический музей Кембриджа. Здесь он работал над исследованием результатов научных экспедиций.
Докторскую диссертацию, написанную под руководством Роналда Фишера и защищённую в 1948 году, Рао посвятил исследованиям генов мышей. В 1965 году он защитил постдокторантуру за свои достижения в области статистики. Сформулировал теорему Рао — Блеквелла и неравенство Крамера — Рао.
Удостоен наград индийской, американской и британской академий. Большую часть времени проводит в США, где сочетает преподавательскую деятельность с исследованиями в университете Пенсильвании.
Кальямпуди Радхакришна Рао (англ. Calyampudi Radhakrishna Rao, сокращённо C. R. Rao; род. 10 сентября 1920, Хадагали) — индийский и американский математик и статистик. Автор… Развернуть
Джива Госвами (Jīva Gosvāmī; 1511—1596) — один из наиболее выдающихся кришнаитских богословов и философов. Джива Госвами был одним из вриндаванских госвами, племянником ведущих деятелей этой группы — Рупы Госвами и Санатаны Госвами. Он был плодотворным писателем и автором большого числа философских трудов по гаудия-вайшнавскому богословию и практике бхакти-йоги.
Кришнаиты считают Дживу Госвами воплощением Виласа-манджари, гопи-служанки Радхи и Кришны в духовном мире.
Джива Госвами (Jīva Gosvāmī; 1511—1596) — один из наиболее выдающихся кришнаитских богословов и философов. Джива Госвами был одним из вриндаванских госвами, племянником ведущих… Развернуть
Матукумалли Видьясагар (родился 29 сентября 1947 года) — ведущий теоретик управления, член Королевского общества. В настоящее время он является заслуженным профессором в области электротехники в Хайдарабадском технологическом институте. Ранее он был заведующим кафедрой системной биологии в Техасском университете в Далласе. До этого он был исполнительным вице-президентом в Tata Consultancy Services (TCS), где возглавлял Центр передовых технологий. Ранее он был директором Центра искусственного интеллекта и робототехники (CAIR), оборонной лаборатории DRDO в Бангалоре. Сын выдающегося математика М. В. Суббарао.
Матукумалли Видьясагар (родился 29 сентября 1947 года) — ведущий теоретик управления, член Королевского общества. В настоящее время он является заслуженным профессором в… Развернуть
Мухаммад Абдус Салам (з.-пандж. и урду محمد عبد السلام, англ. Mohammad Abdus Salam; 29 января 1926, Джанг, Британская Индия (в настоящее время Пакистан) — 21 ноября 1996, Оксфорд, Великобритания) — пакистанский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1979 год (совместно с Шелдоном Глэшоу и Стивеном Вайнбергом). Именем учёного назван Международный центр теоретической физики в Триесте[5].
Член Лондонского королевского общества (1959)[6], иностранный член Академии наук СССР (1971)[7], Национальной академии наук США (1979).
В 1946 году окончил Правительственный колледж Пенджабского университета в Лахоре и поступил в Кембриджский университет в Англии. В 1949 году получил диплом магистра. В 1952 году защитил докторскую диссертацию по квантовой электродинамике.
В 1951 году стал профессором математики Пакистанского правительственного колледжа. В 1954 году вернулся в Кембридж на должность лектора по математике. В 1957 году становится профессором кафедры теоретической физики Имперского колледжа в Лондоне.
В 1961 году становится советником по науке президента Пакистана. С 1964 по 1993 годы занимал должность директора Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия), в создании которого принимал участие.
В 1964—1975 годы являлся членом, а в 1971—1972 — председателем Консультативного комитета ООН по науке и технике.
В 1960-х годах руководил постройкой Пакистанского ядерного реактора. Реактор был запущен в 1965 году и вышел на полную мощность в 1966 году. На посту главного научного советника правительства Пакистана, в 1972—1974 годах Салам руководил программой создания пакистанского ядерного оружия.
В 1974 году Абдус Салам эмигрировал из Пакистана в связи с тем, что религиозное течение Ахмадийя, к которому он принадлежал, было объявлено неисламским, а последователям Ахмадие было запрещено законом называться мусульманами[9][10].
В 1992 году подписал «Предупреждение человечеству»[11].
Салам умер в Оксфорде, похоронен в Пакистане на кладбище Бахишти Макбара. На его надгробии было написано: «первый мусульманский нобелевский лауреат доктор Абдус Салам». В результате вандализма часть надписи была уничтожена.
Мухаммад Абдус Салам (з.-пандж. и урду محمد عبد السلام, англ. Mohammad Abdus Salam; 29 января 1926, Джанг, Британская Индия (в настоящее время Пакистан) — 21 ноября 1996,… Развернуть
С. Б. Дивия (наст. имя Divya Srinivasan Breed) - американский автор.
Родилась в Пондишери, Индия, под именем Дивия, ее настоящее имя С.Б. Дивия иммигрировала в Соединенные Штаты вместе с родителями, когда ей было пять лет. Ее отец был профессором делового администрирования, а мать - инженером-программистом. Буква S в ее псевдониме означает ее отчество, Шринивасан, а буква B означает Брид, фамилию ее мужа.
Дивия получила степень бакалавра в Калифорнийском технологическом институте (Caltech) по специальности "Вычислительная техника и нейронные системы" и степень магистра в области обработки сигналов в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Среди ее интересов и увлечений - пешие прогулки, сноуборд, подводное плавание, горный велосипед, живопись маслом и чтение. Она была диск-жокеем и имеет эклектичные музыкальные вкусы.
С. Б. Дивия (наст. имя Divya Srinivasan Breed) - американский автор. Родилась в Пондишери, Индия, под именем Дивия, ее настоящее имя С.Б. Дивия иммигрировала в Соединенные… Развернуть
Амитабха Багчи — индийский писатель, получивший премию DSC в области литературы Южной Азии в 2019 году и вошедший в шорт-лист премии JCB в области литературы и индуистской литературной премии за свой роман «Полуночи уже нет». Он автор четырех романов.
Амитабха Багчи — индийский писатель, получивший премию DSC в области литературы Южной Азии в 2019 году и вошедший в шорт-лист премии JCB в области литературы и индуистской… Развернуть