Виктор Александрович Соснора родился 28 апреля 1936 года в Алупке в семье гастролировавших в Крыму ленинградских цирковых артистов. Во время Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах находился в Ленинграде, потом был вывезен «Дорогой жизни» из города, оказался в оккупации на Украине, в восемь лет стал связным партизанского отряда, действовавшего на Северном Кавказе. Отряд был уничтожен немцами, чудом спасшегося мальчика нашел отец, ставший к тому времени командиром корпуса Войска Польского. В роли «сына полка» Виктор дошел до Франкфурта-на-Одере. В интервью, данном весной 2006 года, Соснора рассказывает, как в это время — в восемь-девять лет — он научился метко стрелять, как был определен в снайперы и с удовольствием стрелял в немцев, которые во время отдыха, сняв каски, неосторожно высовывали головы из окопов…
Закончил школу во Львове. Вернувшись в Ленинград, учился на философском факультете ЛГУ им. А. А. Жданова, откуда ушёл за год до диплома. В 1955—1958 служил в армии, в районе Новой Земли, на испытаниях связанных с «атомными экспериментами», получил облучение. В 1958—1963 работал слесарем-электромонтажником на Невском машиностроительном заводе[1] и заочно учился на филологическом факультете Ленинградского университета.
Первую книгу опубликовал в 1962 году («Январский ливень»). Одновременно с подцензурными публикациями в советских официальных издательствах, тексты Сосноры расходились в самиздате и публиковались в тамиздате. Был единственным представителем «официальных шестидесятников» в Ленинграде и много ездил за границу. Читал лекции в Париже и США. Дружил с Лилей Брик, Николаем Асеевым. В авторской редакции стихотворные книги Сосноры опубликованы в 1989 г.
В последние годы не участвует в литературных мероприятиях, не появляется на публике, не появлялся на юбилейных вечерах в свою честь, ведёт закрытый образ жизни, что связано с его полной глухотой и малоподвижностью. Живёт в Санкт-Петербурге.
Член Союза писателей, действительный член Академии русского стиха в Москве.
Виктор Александрович Соснора родился 28 апреля 1936 года в Алупке в семье гастролировавших в Крыму ленинградских цирковых артистов. Во время Великой Отечественной войны в… Развернуть
Алексей Пурин — автор шести сборников стихов, эссеист и переводчик (Рильке и других немецких и голландских авторов). Лауреат премии «Северная Пальмира» (1996 и 2002). Сотрудник журнала «Звезда», соредактор альманаха «Urbi». Стихи переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий, польский и французский. Живет в С.-Петербурге.
Сложный метафорический строй поэтического языка Пурина в сочетании с ясностью мысли, глубиной и юмором открывает для русской поэзии целый космос, где острая эротика и европейская эстетика — лишь средства для выражения безмерной и почти физиологической жизни человеческого духа./Википедия/
Алексей Пурин — автор шести сборников стихов, эссеист и переводчик (Рильке и других немецких и голландских авторов). Лауреат премии «Северная Пальмира» (1996 и 2002). Сотрудник… Развернуть
Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга.
Летом 1941 года он с матерью и братом находился на Украине, где и встретил начало Великой Отечественной войны. В августе Конецкие смогли добраться до Ленинграда, а потом вокруг города сомкнулось кольцо окружения. Самую тяжелую зиму 1941—1942 они провели в блокадном Ленинграде. В марте 1942 Конецкие были эвакуированы по льду Ладожского озера на Большую Землю и далее в Ташкент, где и находились до осени 1944 года.
В 1945 году Виктор Конецкий поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а в 1948 на штурманский факультет Первого Балтийского военно-морского училища, который окончил в 1952 году.
С 1953 по 1955 год служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу новеллы «Путь к причалу» и одноимённого фильма.
В марте 1955 года Виктор Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики.
В этом же году Виктор Конецкий вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Первый рассказ — «В море» — был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград», а уже в мае 1957 года вышел и первый сборник рассказов — «Сквозняк».
В начале 60-х годов его приглашают в качестве сценариста для работы в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии таких фильмов, как «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».
С мая 1964 года Виктор Конецкий совмещает работу в морском флоте и литературную деятельность. Он прошёл путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания.
Он работал на:
научно-исследовательском судне «Нерей» (1965—66)
теплоходе «Вацлав Воровский» (1967)
теплоходе «Челюскинец» (1968)
теплоходе «Невель» (1969)
теплоходе «Пионер Выборга»
теплоходе «Новодружеск» (1974)
теплоходе «Ладогалес»
теплоходе «Костромалес»
теплоходе «Ломоносово» (1975)
теплоходе «Эстония» (1979)
теплоходе «Северолес» (1979)
теплоходе «Индига» (1982 и 1984)
теплоходе «Лигово» (1985)
теплоходе «Кингисепп» (1986)
За это время он побывал в плаваниях в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путем.
Виктор Конецкий — автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Солёный лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Но самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Этот роман создавался им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.
Виктор Конецкий скончался после тяжелой болезни 30 марта 2002 года. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В подтверждение заслуг капитана и писателя ведущая российская судовладельческая компания «Совкомфлот» приняла решение назвать его именем танкер нового поколения.
Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга.… Развернуть
Елена Семеновна Чижова - прозаик из Санкт-Петербурга (Ленинграда), директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук. Преподавала управление производством и английский язык, в 1990-х годах занималась бизнесом.
Замужем. Двое детей.
Публикуется в литературных журналах с 2000 года.
Первый роман - "Крошки Цахес" издан в 2000 году.
В 2009 году удостоена премии "Русский Букер" за "Время женщин".
Питерская тема - постоянная величина ее прозы, определяющая и психологию, и характеры героев. Точнее - героинь, ибо Чижова отдает явное предпочтение женским характерам, женским судьбам.
"Временной промежуток, вмещающий в себя действие всех пяти «ленинградских» романов Чижовой (рожденной в этом городе, пишущей о нем), неизменно возвращается к 70-м годам: миновали яркие, рубежные 60-е, несмотря ни на что проникнутые своеобразным историческим оптимизмом, наступили годы глухие, переломные для человеческого сознания, годы не столько страха («Сейчас не то время», - то и дело повторяют друг другу герои чижовских романов, помнящие иные, куда более нечеловеческие, времена), сколько - вины и стыда, пронизанные - и это для Чижовой особенно важно - одновременно стремлением к возмездию и мыслью об искуплении". (Е.Погорелая, В поисках озвученного времени // Вопросы литературы, 2010, №3)
Елена Семеновна Чижова - прозаик из Санкт-Петербурга (Ленинграда), директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук. Преподавала управление… Развернуть
Борис Рыжий родился в семье учёного. В 1980 его семья переехала в Свердловск. В 14 лет начал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей.
В 1991 году Борис Рыжий поступил в Свердловский горный институт и женился; в 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии. В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России.
Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350. Первая публикация стихов в 1992 в «Российской газете» — «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес». Первая журнальная публикация появилась в 1993 году в «Уральском следопыте» (1993, № 9). Его стихи публиковались в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», альманахе «Urbi», переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий языки.
Лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира» (посмертно). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Покончил жизнь самоубийством (повесился). Предсмертная записка оканчивается словами: «Я всех любил. Без дураков».
Стихи Бориса Рыжего переведены на многие европейские языки, а в Голландии любовь к нему так велика, что популярная рок-группа Де Кифт записала две песни на его стихи.
По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения»
Борис Рыжий родился в семье учёного. В 1980 его семья переехала в Свердловск. В 14 лет начал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей. В… Развернуть
Арлен Викторович Блюм — советский и российский библиограф, историк книги и цензуры в России и СССР. Доктор филологических наук (1992), профессор (1994), профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Арлен Викторович Блюм родился 30 марта 1933 года. В 1951 году, после окончании средней школы № 1 в г. Медногорске Чкаловской (ныне Оренбургской) области, поступил в Ленинградский библиотечный институт, который окончил в 1955 году; с августа того же года — библиограф Челябинской областной публичной библиотеки.
С 16 июня 1956 по март 1958 года служил в Советской Армии. С 29 апреля 1958 года — библиограф библиотеки Челябинского Совнархоза; с 23 июня 1958 — библиограф, библиограф-редактор, редактор, редактор-специалист Челябинской областной публичной библиотеки.
С 1 ноября 1962 по 1 декабря 1965 в аспирантуре Ленинградского библиотечного института по кафедре библиографии. С 20 декабря 1965 по 16 ноября 1966 старший библиограф Государственной публичной библиотеки. В ноябре—декабре 1966 — старший библиограф Научной библиотеки им. Горького.
С декабря 1966 — ассистент, с 1968 — и. о. доцента, с 1970 — доцент кафедры библиографии Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. С 1 апреля 1993 по 25 мая 2010 — профессор кафедры общей библиографии и книговедения Института культуры — Санкт-Петербургской государственной академии культуры — Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.
Читал циклы лекций в Бохуме и в Оксфорде.
Кандидатская диссертация «Местная книга и цензура дореформенной России» (1966), докторская диссертация «Художественная литература как историко-книговедческий источник (На материале русской литературы)» защищена в качестве доклада в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (1992).
Ушёл из жизни 4 июня 2011 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Кузьмоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области.
Арлен Викторович Блюм — советский и российский библиограф, историк книги и цензуры в России и СССР. Доктор филологических наук (1992), профессор (1994), профессор… Развернуть
Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия Лифшиц) — русский драматург, сценарист и поэт, член Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь».
До Великой Отечественной войны преподавал русский язык в деревне Вешки Московской области, служил в армии, участвовал в боях, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.
1949 — окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Юнаковского). В том же году вступил в ВКП(б).
В 1949—1956 — редактор и сценарист киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 — старший редактор и член худсовета киностудии «Ленфильм».
Сюжеты из повседневной жизни в пьесах «Фабричная девчонка» (постановка 1956), «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1961), «Ящерица» (1982), «Блондинка» (1984) и другие обнажают социальные, нравственные, психологические конфликты современного писателю общества.
Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти драматурга А. М. Володина.
Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия Лифшиц) — русский драматург, сценарист и поэт, член Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала… Развернуть
Сергей Маркович Гандлевский — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
Родился 21 декабря 1952 года в Москве в семье служащих. В 1976 г. окончил филологический факультет Московского университета, русское отделение.
С восемнадцати лет пишет стихи, которые до второй половины 80-х годов выходили за границей в эмигрантских изданиях: в журналах «Континент», «Стрелец», «22», «Эхо», альманахе «Бронзовый век», газете «Русская мысль».
С конца 80-х годов стихи Сергея Гандлевского неоднократно публиковались в разных российских изданиях: альманахах («Личное дело», «Зеркала», «Граждане ночи», «Понедельник», «Молодая поэзия – 89», «Личное дело № 2» и др.), толстых журналах («Новый мир», «Юность», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Звезда», «Театр» и др.).
В 1991 году принят в Союз российских писателей.
В 1992-93 г.г. на радио «Россия» он был автором и ведущим цикла литературных передач «Поколение».
В течение 1995-96 учебного года Сергей Гандлевский вёл в Российском государственном гуманитарном университете семинар, посвящённый современной отечественной поэзии.
В течение 2001-2004 учебного года вел мастер-класс в Институте журналистики и литературного творчества.
В 2003 г. стал членом Русского Пен-центра.
В 2006-07 гг. вел поэтический мастер-класс при SLS в Петербурге.
Был членом жюри премии «Русский Декамерон» (2003 г.), «Дебют» (2004 г.), премии им. Бориса Соколова (2005 г.), премии «Тамиздат» (2007), председателем жюри премии «Русский Букер» (2009).
Сергей Маркович Гандлевский — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Родился 21 декабря 1952 года в Москве в семье служащих. В 1976 г. окончил филологический факультет… Развернуть
Яков Гордин родился 23 декабря 1935 года в Ленинграде. Сразу после окончания школы служил в армии по собственному желанию. Армия сыграла огромную роль в жизни писателя. Гордин считает, что именно армейский опыт оказался полезным в занятиях русской историей.
С 1957 года писал стихи, также являлся членом знаменитого литературного объединения ДК имени Первой пятилетки - Глеба Семенова. Позже был в литобъединение прозаиков при издательстве "Советский писатель".
С 1964 года занялся независимыми историческими исследованиями в области русской политической истории.
Родился 23 декабря 1935 года в Ленинграде в семье потомственных интеллигентов. Мать - Марианна Яковлевна Басина - историк русской литературы, автор книг для юношества о Пушкине, Достоевском, Гоголе, Некрасове. Отец - Аркадий Моисеевич Гордин - пушкинист, автор книг о русской культуре XIX века, участник обороны Ленинграда, блокадник. В 1945-1949 гг. отец, высланный из Ленинграда (двое старших братьев были репрессированы), занимался восстановлением Пушкинского заповедника в качестве зам. директора по научной части. В 1949 г. уволен как "космополит". Но благодаря отцовской должности мое отрочество прошло в Михайловском.
Прадед по отцовской линии был учредителем гимназии, потомственным почетным гражданином г. Вильно. Дед - специалистом по сплаву леса. Работал на Псковщине, где и родился отец.
Дед по материнской линии - военный врач, прошел Первую мировую войну, умер от тифа в Гражданскую. Служил в Красной Армии.
В школе я учился плохо. Школу не любил. Сразу после окончания - в 1954 году - пошел в военкомат и попросился в армию.
В 1954-1955 был курсантом полковой школы отдельного стрелкового полка в/ч 01106, дислоцированного на побережье Татарского пролива, Совгавань-5 - порт Ванино. С весны 1955 служил в отдельном многоцелевом инженерном полку, был командиром отделения в роте саперов-мостостроителей. Полк формировался в Бурят-Монголии и был в значительной части укомплектован ребятами из Забайкалья, выпущенными по бериевской амнистии 1953 года, а также западными украинцами. Полк перебросили в южное Забайкалье, в район монгольской границы, потом в Красноярский край, в тайгу (12 км от станции Алзамай Транссибирской магистрали), затем под Иркутск, откуда я и демобилизовался.
Армия сыграла огромную роль в моей жизни. Уверен, что армейский опыт оказался чрезвычайно полезен в занятиях русской историей.
В 1957 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета. Проучившись два года, перешел на заочное отделение, закончил курсы техников-геофизиков и в течение пяти лет работал на Крайнем Севере в экспедициях НИИ Геологии Арктики.
С 1957 года писал стихи, был членом знаменитого литературного объединения ДК имени Первой пятилетки - Глеба Семенова. Затем в литобъединении прозаиков при издательстве "Советский писатель".
С 1964 года занялся независимыми историческими исследованиями в области русской политической истории.
С 1991 г. Гордин, совместно с Андреем Арьевым, является главным редактором журнала «Звезда».
Брат писателя Михаила Гордина.
Яков Гордин родился 23 декабря 1935 года в Ленинграде. Сразу после окончания школы служил в армии по собственному желанию. Армия сыграла огромную роль в жизни писателя. Гордин… Развернуть
Валерий Георгиевич Попов — русский писатель, поэт и сценарист, инженер. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга.
В 1963 году окончил Ленинградский электротехнический институт, в 1970 году — сценарный факультет ВГИКа. С 1963 по 1969 годы работал инженером.
Печатается с 1965 года.
Произведения Валерия Попова переведены на английский, венгерский, китайский, немецкий, польский, чешский языки.
Был членом Союза писателей СССР (с 1969). Член и президент Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба. Член редколлегии журналов «Звезда», «Аврора», главный редактор журнала «Мансарда» (1996).
Живёт в Петербурге.Писатель и кинодраматург Валерий Георгиевич Попов родился 8 декабря 1943 года в Казани. Окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова (Ленина) и сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Литературной работой профессионально занимается с 1969 года. Первый рассказ Валерия Попова - "Случай на молочном заводе" - повествует о том, как милиционеры ловят шпиона в горе творога, постепенно съедая ее, после чего шпион перебегает в гору масла. С тех пор и по сегодняшний день - острый гротеск, юмор, фантазия - главные особенности стиля Валерия Попова. Вместе с тем, содержание многих его вещей серьезно и даже трагично. Повесть "Жизнь удалась!" дала название одной из самых знаменитых его книг и стала как бы "фирменным знаком" писателя.
Всего у Попова вышло около двадцати книг ("Две поездки в Москву", "Южнее, чем прежде", "Любовь тигра", "Нормативный ход", "Новая Шехерезада"), в том числе - девять детских. В последние годы в журналах "Знамя" и "Новый мир" публикуется серия повестей, в которых запечатлена и семейная хроника, и хроника окружающей нас реальной жизни. Кроме того, не без влияния новых "рыночных" веяний, Валерий Попов стал писать "женские романы" - "Будни гарема", "Разбойница", "Евангелие от Магдалины"; для них характерно увлекательное действие, широкий и смелый взгляд на сегодняшнюю жизнь.
Президент Санкт-Петербургского ПЕН-клуба.
Валерий Георгиевич Попов — русский писатель, поэт и сценарист, инженер. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга. В 1963 году окончил Ленинградский электротехнический институт,… Развернуть
Елена Андреевна Шварц родилась в 1948 году в Ленинграде. Мать, Дина Шварц, была театроведом, в 1949—1956 годах заведовала литературной частью Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. В 1956 году вместе с Георгием Товстоноговым пришла в БДТ, где до кончины работала на должности заведующей литературной частью.
Елена Шварц некоторое время училась на филологическом факультете ЛГУ. В 1971 году заочно окончила театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне СПбГАТИ). Зарабатывала на жизнь переводами пьес для ленинградских театров.
В СССР c 1975 до 1985 публиковалась только в самиздате, иногда под псевдонимами. C 1978 печаталась за рубежом. Публикации в журналах русской эмиграции: «22» (№ 5), «Вестник РХД» (№ 140), «Эхо» (1978, № 2; 1979, № 1; 1980, № 1, 4), «Стрелец» (№ 3, 1986), «Ковчег» (№ 5, 1980; № 6, 1981), «Мулета» (№ 1, 1984), «Гнозис» (№ 5/6, 1979), «Глагол» (№ 3, 1981), «Третья волна» (№ 12, 1982), «Грани».
Со второй половины 80-х гг. публиковалась и в отечественной периодике — в журналах «Вестник новой литературы», «Родник», «Радуга», «Аврора», «Звезда», «Нева», «Новое литературное обозрение», «Критическая масса», «Urbi», «Знамя», «Новый мир», в альманахе «Камера хранения» и др.
В 2002—2008 в Санкт-Петербурге вышло четырёхтомное собрание ее сочинений.
Елена Шварц скончалась 11 марта 2010 г. в Санкт-Петербурге.
Елена Андреевна Шварц родилась в 1948 году в Ленинграде. Мать, Дина Шварц, была театроведом, в 1949—1956 годах заведовала литературной частью Ленинградского театра им.… Развернуть
Инга Григорьевна Петкевич (р. 1935) – прозаик, сценарист. Родилась в Ленинграде. Окончила Высшие сценарные курсы, училась в Институте киноинженеров. Работала художником по тканям, ретушером в издательстве, сценаристом на киностудиях "Беларусьфильм", "Казахфильм", "Ленфильм". Автор книг "Мы с Костиком", "Большие песочные часы", "Лесные качели", "Кукушкины дети", "Плач по красной суке" и др.
Инга Григорьевна Петкевич (р. 1935) – прозаик, сценарист. Родилась в Ленинграде. Окончила Высшие сценарные курсы, училась в Институте киноинженеров. Работала художником по… Развернуть
Тимур Кибиров (настоящее имя — Тимур Юрьевич Запоев) родился 15 февраля 1955 года. Отец — офицер советской армии. Мать — учительница в средней школе. Окончил историко-филологический факультет МОПИ. В 1998 году являлся главным редактором издания «Пушкин». Работал в телекомпании НТВ, на радиостанции «Культура». Переводил стихи Ахсара Кодзати с осетинского языка (с подстрочника). С 1995 года — член русского Пен-центра. С 1997 года член редсовета журнала «Литературное обозрение».
Творчество
Дебютировал в печати в конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту и концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. Андрей Левкин так высказался о творчестве Кибирова:
Тимур Кибиров — самый трагический русский поэт последних десяти лет (как минимум, учитывая и Бродского).
Творчеству Тимура Кибирова свойственен эпический размах. Вот, как говорит об этом Елена Фанайлова:
Кибиров — один из немногих современных поэтов, который регулярно пишет поэмы и просто очень длинные повествовательные стихи. А это большое искусство, поколением русских постмодернистов практически утраченное. То есть у Кибирова имеется тяга к эпическому размаху.
Тимур Кибиров (настоящее имя — Тимур Юрьевич Запоев) родился 15 февраля 1955 года. Отец — офицер советской армии. Мать — учительница в средней школе. Окончил… Развернуть
Ефим Григорьевич Эткинд — советский и российский филолог, историк литературы. Переводчик европейской поэзии, теоретик перевода. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант. В 1960-70-х годах – диссидент, затем эмигрант.
Отец был коммерсантом, в годы НЭПа арендовал бумажную фабрику; несколько раз подвергался репрессиям и погиб в годы Большого террора. Мать — певица. Учился в немецкой школе (бывшая Петришуле). В 1941 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета. В 1942 ушел в армию добровольцем, на фронте был военным переводчиком. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию «Роман Эмиля Золя 70-х годов и проблема реализма», преподавал в 1-м Ленинградском педагогическом институте иностранных языков. В 1949 в ходе кампании по борьбе с космополитизмом был уволен «за методологические ошибки». После этого уехал в Тулу, где преподавал в местном педагогическом институте.
В 1952 году Е. Эткинд вернулся в Ленинград, где в 1965 защитил докторскую диссертацию «Стихотворный перевод как проблема сопоставительной стилистики». С 1967 г. профессор Ленинградского Педагогического института им. Герцена. В 1964 выступил свидетелем защиты Иосифа Бродского на суде, после чего получил взыскание Ленинградского отделения СП СССР. Позднее открыто поддерживал А.И. Солженицына и А.Д.Сахаровым, встречался и переписывался ними, оказывал содействие. В 1972-73 участвовал в подготовке самиздатского собрания сочинений И. Бродского и напечатал там же несколько своих статей и переводов.
В 1974 году Ефим Эткинд был исключён из Союза писателей, лишен академических званий и был вынужден эмигрировать во Францию. Поселился в Париже, был профессором Х Парижского университета (Нантерр). Печатался в журналах Континент, Синтаксис, Время и мы, Страна и мир. Подготовил к печати и выпустил со своим предисловием роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». После выхода на пенсию преподавал русскую литературу в университетах Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании.
В годы перестройки Е. Г. Эткинду были возвращены академические звания, он постоянно приезжал в Россию, печатался в российской прессе. Был активным организатором международных академических исследований: под его редакцией вышли, в частности, материалы американских симпозиумов по Лермонтову, Цветаевой, Державину. Архив Эткинда был передан им в Российскую Национальную Библиотеку в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище селения Ивиньяк (Бретань, Франция).
Ефим Григорьевич Эткинд — советский и российский филолог, историк литературы. Переводчик европейской поэзии, теоретик перевода. Член Союза писателей СССР. Участник Великой… Развернуть
Лев Владимирович Лосев — русский поэт, литературовед, эссеист, сын поэта В. Лифшица.
Родился в Ленинграде в 1937 году. Учился в 222-й средней школе (б. Петришуле). Закончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. В 1962—1975 гг. работал редактором в детском журнале «Костёр», писал пьесы для кукольного театра и стихи для детей. Взял псевдоним «Лосев», чтобы его не путали с отцом.
В 1976 году эмигрировал в США. Работал наборщиком-корректором в издательстве «Ардис», закончил аспирантуру Мичиганского университета и с 1979 г. преподавал русскую литературу в Дартмутском колледже университета штата Вермонт. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по филологии.
Как литературовед писал о «Слове о полку Игореве», Антоне Чехове, Анне Ахматовой, Александре Солженицыне, Иосифе Бродском. Автор книги об эзоповом языке в советской литературе. Под его редакцией выходили книги Михаила Булгакова, Николая Олейникова, Евгения Шварца. Переводил на русский язык стихи К. Кавафиса, статьи Ш. Хини, О. Паса, Ч. Милоша, эссеистику и письма И. Бродского.
Лирические стихи начал писать в студенческие годы, но сомневался в их самостоятельности и бросил. Начал писать снова в 1974 г. С 1979 г. стал публиковать свои стихи сначала в эмигрантских изданиях, а с 1988 г. и в России. Всего с 1985 по 2009 гг. вышло семь книг его стихотворений. В последние годы жизни работал над книгой воспоминаний "Меандр".
Лев Владимирович Лосев — русский поэт, литературовед, эссеист, сын поэта В. Лифшица. Родился в Ленинграде в 1937 году. Учился в 222-й средней школе (б. Петришуле). Закончил… Развернуть
Андрей Георгиевич Битов — русский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств. Член Союза писателей СССР.
Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист.
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считал себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорил, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождалось джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.).
По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Андрей Георгиевич умер 3 декабря 2018 года в Бауманской больнице в Москве от сердечной недостаточности.
Андрей Георгиевич Битов — русский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств. Член Союза писателей СССР.… Развернуть
Парамо́нов Бори́с Миха́йлович (род. 20 мая 1937 года, Ленинград) — русский и американский философ, культуролог, эссеист, поэт. Кандидат философских наук.
Закончил исторический факультет Ленинградского университета.
Работал корректором в Лениздате, преподавал историю философии в ЛГУ.
С 1978 года живёт в Нью-Йорке. Печатается в газетах и журналах как в России, так и за границей.
С 1988 года штатный сотрудник Радио Свобода.
Автор нескольких книг и большого количества статей. Основные темы творчества — русская культура, история, литература.
Парамо́нов Бори́с Миха́йлович (род. 20 мая 1937 года, Ленинград) — русский и американский философ, культуролог, эссеист, поэт. Кандидат философских наук. Закончил… Развернуть
Феликс Яковлевич Розинер — русско-американский писатель, поэт, биограф, эссеист, музыковед. Эмигрант. Автор около 25 книг, сборников стихов, двух романов, ряда повестей, многих рассказов, а также эссе и статей о литературе, музыке и советской жизни.
Феликс Розинер окончил московский Полиграфический институт в 1958 году, работал инженером. Учился в консерватории по классу скрипки. Начинал творческий путь как поэт в 1960-е годы. Первая его опубликованная работа — запись мемуаров дирижёра Юрия Файера, вышедшая двумя изданиями. Затем в 1970-х гг. вышли беллетризованные биографии композиторов Эдварда Грига («Сага об Эдварде Григе») и Сергея Прокофьева («Токката жизни»), композитора и художника Микалоюса Чюрлениса («Гимн Солнцу»). Его главный роман «Некто Финкельмайер» о судьбе «неофициального» поэта в СССР, законченный в 1975 году, был отвергнут советскими издательствами и распространялся исключительно в самиздате.
В 1978 году Феликс Розинер эмигрировал в Израиль, работал главным редактором русскоязычного издательства религиозной литературы. В 1980 году был издан и переведен на английский, французский языки и иврит его роман «Некто Финкельмайер». Под названием «Пыль на ветру» он был удостоен парижской литературной премии им. В. Даля, а затем номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Написал одну из знаковых работ – художественно-документальное исследование о семи поколениях своей семьи под названием «Серебряная цепочка". В этот период вышли его поэтический сборник «101 слово = 12 стихотворений», сборник повестей и рассказов «Весенние мужские игры». Вместе с сыном опубликовал «Что? Где? Как? Иврит-русский разговорник».
В 1985 году Ф. Розинер из-за болезни переехал в США и всю оставшуюся жизнь провел в Бостоне, где работал научным сотрудником Русского исследовательского центра Гарвардского университета. В Париже и России были изданы его сборники стихов «Темный дом» (1985), «Речитатив» (1992), «Вектор века: Стихи 1978—1996 гг». (1996). В Лондоне в 1986 вышел сборник прозы «Триптих». В Бостоне, а затем в России были изданы повести «Лиловый дым», «Адамов ноготь», «Медведь Великий». За второй роман «Ахилл бегущий» писателю была присуждена премия «Северная Пальмира». В 1992 году была издана переработанная и расширенная книга «Искусство Чюрлёниса: Жизнь. Личность. Живопись. Музыка. Поэзия. Философия творчества».
На закате жизни, страдая от тяжелого онкозаболевания, Феликс Розинер занимался грандиозным проектом создания энциклопедии советской цивилизации. Его последней работой стали«Записки паломника: Эссе и статьи о литературе, музыке и о советской цивилизации». Похоронен в США на кладбище Mount Auburn Cemetery в Кембридже (Массачусетс), рядом с могилой поэта Лонгфелло.
Феликс Яковлевич Розинер — русско-американский писатель, поэт, биограф, эссеист, музыковед. Эмигрант. Автор около 25 книг, сборников стихов, двух романов, ряда повестей,… Развернуть
Александр Семенович Кушнер родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде, отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911—1980) был военно-морским инженером.
Живет в Петербурге. Закончил в 1959 году филологический факультет Государственного Педагогического института им. Герцена и десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. Печатается с 1956 года. Член Союза Писателей с 1965 года, член ПЕН Клуба (1987). Женат на Елене Невзглядовой, филологе и поэте, выступающей со стихами под псевдонимом Елена Ушакова.
Единственный сын Евгений с семьёй живёт в Израиле.
Алеасандр Кушнер – автор поэтических книг «Первое впечатление» 1962, «Ночной дозор» 1966, «Приметы» 1969, «Письмо» 1974, «Прямая речь» 1975, «Голос» 1978, «Таврический сад» 1984, «Дневные сны» 1985, «Живая изгородь» 1988, «Ночная музыка» 1991, «На сумрачной звезде» 1994, «Тысячелистник» 1998, «Летучая гряда» 2000, «Кустарник» 2002, «Холодный май» 2005, «Облака выбирают анапест» 2008.
Его статьи о русской поэзии и эссеистика опубликованы в книгах «Аполлон в снегу» 1991, «Тысячелистник» 1998, «Волна и камень» 2003, «Аполлон в траве» 2005
Вышли восемь книг избранных стихов А.Кушнера: «Канва» 1981, «Стихотворения» (с предисловием Д.С.Лихачева) 1986, «Избранное» (с предисловием И.Бродского) 1997 Петербург, «Стихотворения», Москва, 2000, «Пятая стихия» Москва, 2000. «Избранное», Москва 2005, «В новом веке», Москва 2006, «Времена не выбирают…» Петербург (издательство «Азбука-классика») 2007
Стихи А.Кушнера переводились на английский язык (книга A. Kushner «Apollo in the snow» 1991, Farras, Straus and Giroux, New-York; второе издание - 1992, Harvilll, London), на итальянский (книга Aleksandr Kushner «La poesia di San Pietroburgo», Milano, 1998, книга Aleksandr Kushner «Poesie» Edizioni Trasse 2003), на голландский (книга «Vier petersburgers» I.Annenski, O.Mandelstam, A.Koesjner, J.Brodski; 1996, Amsterdam), на сербский «Лирика» 2007, а также на немецкий, чешский, французский, иврит, болгарский, японский и др. языки.
О поэзии А.Кушнера писали И.Роднянская, Е.Евтушенко, Л.Анненский, С.Чупринин, В.Баевский, С.Владимиров, Е.Невзглядова, А.Пурин, А.Алёхин, А.Столяров, Т.Бек, А.Машевский, И.Шайтанов и др.
В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города («Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых» — стих. «Что мне весна? Возьми её себе!..»). Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, переносами. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и товарищ Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».
Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский»[1].
Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.[2]
ХХ век в России прошел под знаком великих катастроф. Александр Кушнер считает, что осознание трагического опыта и некоторые выводы, сделанные из него — вот то главное, что составляет смысл его поэзии. Жалобы на жизнь, на ее бессмыслицу, так же как романтическое противопоставление поэта толпе представляются ему глубоко архаическими, малопродуктивными. Ты не доволен жизнью, предъявляешь претензии к мирозданию, мечтаешь «вернуть творцу билет» — нет ничего проще: миллионы «убитых задешево», как сказал Мандельштам, — с удовольствием поменялись бы с тобой судьбой, временем и местом. ХХ век в России научил человека (и поэта) дорожить простыми вещами: теплом парового отопления, постельным бельем, книгами на книжной полке, разговором с другом по телефону, женской улыбкой — всё это в любую минуту могли отнять и отнимали у тысяч людей. Вопрос заключается не в том, есть ли смысл в жизни и стоит ли жить, а в том, как достойно прожить эту жизнь, реализовать, несмотря ни на что, свои способности. Одна из форм свободы, явленной человеку (и поэзии) в ХХ веке — это интеллектуальное (и поэтическое) осмысление трагедии, преодоление ее, способность вернуть душу, «умирая, в лучшем виде».
Поэзии противопоказаны абстракции, поэзия предметна и конкретна, — в этом смысле Александру Кушнеру важен опыт его поэтических учителей И.Анненского, О.Мандельштама, так же, как их сочувствие обычному человеку, «старым эстонкам», «рядовому ездоку». При этом А.Кушнеру органично близка ориентация этих поэтов на европейские культурные достижения, «тоска по мировой культуре».
А.Кушнер не раз писал в своих эссе, утверждал в стихах присутствие поэзии в самой жизни. Кто-то позаботился о том, чтобы так заманчиво и ярко сверкали весенние облака, так пышно цвела сирень, так ритмично шумели морские волны, так много значила земная любовь. Поэзия — не выдумка поэта: поэт извлекает ее из мирового хаоса, из сырого материала жизни, озвучивает и закрепляет ее в слове.
Что касается формальных стихотворных задач, то А.Кушнер привержен русскому рифмованному, регулярному стиху, возможности которого (прежде всего, интонационные) далеко не исчерпаны, бесконечно разнообразны (новая русская поэзия молода, значительно моложе своих европейских сестер, насчитывает всего лишь три века). И еще одно важное положение: считая поэтический эпос, эпические формы, в том числе поэму с ее повествовательной интонацией и заранее обдуманным сюжетом — устаревшим жанром, вытесненным прозой Толстого, Достоевского, Чехова, Пруста и т.д., А.Кушнер сосредоточил внимание на книге стихов как новом и самом продуктивном жанре лирической поэзии. Книга стихов, в обход эпоса, дает сегодня возможность поэту создать наиболее полную, осмысленную, в самом деле грандиозную картину современной жизни. Лирика — душа искусства, в направлении лирики вот уже несколько веков движется не только поэзия, но и проза, и живопись, и музыка, лирика стоит на страже интересов частного человека, она — его защитник в бесчеловечном мире. И это — тоже один из главных уроков, преподанных человеку (и поэту) в трагическом ХХ веке.
1. «Форма существования души». Предисловие Иосифа Бродского к сборнику А. С. Кушнера «Избранное», СПб, изд. «Художественная литература»
2 Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 217.
Взято с официального сайта автора http://kushner.poet-premium.ru/bio.html и из Википедии
Александр Семенович Кушнер родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде, отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911—1980) был военно-морским инженером.
Живет в… Развернуть
Феликс Моисеевич Лурье — российский писатель-историк, библиограф, публицист. Кандидат технических наук. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Русского ПЕН-центра. Автор 43 книг, более 150 статей и телесценариев.
Отец, известный историка Моисей Львович Лурье, после начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт и погиб в декабре 1941 года. Феликс с 14 лет работал на заводе, затем на стройке. В 1951 году закончил вечернюю школу и поступил в Ленинградский горный институт. С 1956 года работал инженером на шахтах, в проектном и научно-исследовательском институтах, защитил в 1977 г. диссертацию кандидата технических наук.
Затем стал профессионально, заниматься историей, опубликовал ряд статей, редактировал и составлял книги. С 1987 года вольный историк, занимался историей, России, Франции и Италии. Первые три книги, посвященные русской периодике второй половины XIX — начала XX века, увидели свет в 1986–1988 годах. Его книга о Сергее Нечаеве «Созидатель разрушения» в 1995 году была удостоена премии «Северная Пальмира».
Феликс Моисеевич Лурье — российский писатель-историк, библиограф, публицист. Кандидат технических наук. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Русского ПЕН-центра. Автор 43… Развернуть