21 августа 2023 г., 14:27

1K

Обсуждение книги "Эшелон на Самарканд"

8 понравилось 6 комментариев 0 добавить в избранное

Август 2023

Уважаемые участники клуба!

Приветствую на обсуждении книги Гузель Яхина - Эшелон на Самарканд .

Здесь мы беседуем, проясняем непонятное, восхищаемся или осуждаем.

Прошу вас оставить оценку, ссылку на свою рецензию и поделиться впечатлениями о книге. Вы читали другие книги автора? Как по-вашему: этот роман проигрывает им или наоборот? Как думаете, насколько описанные события отвечают действительности? Читали вы другие книги на эту тему?

В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 6

r40-green.png

Получилось длинно

Культуры осмысления, переосмысления тяжёлых исторических событий у нас нет. Работа с семейными травмами, уходящими далеко в прошлое — голод, эпидемия, депортация, репрессии, места заключений, война — и вовсе кажется шуткой, дай боже накопить на визит к психологу, чтобы поговорить о своих собственных проблемах. Очень многие архивы закрыты. Доходит до того, что Яхину обвинили в плагиате — мол, информацию об этом эшелоне можно было найти только у конкретного краеведа в жежешечке, да в архивах, в которых Яхиной не стояло. Вот так и живём: прошлое можно пометить, как собачка — столб. Оно «моё», индивидуальное, в лучшем случае архивно-секретное, а не общее. Потому что культуры осмысления нет, народ читает краткое содержание (даже не книгу) и дичает на глазах — опять большевиков обвинили во всех грехах! Или — опять большевиков оправдывают, сколько можно! Или — опять завели канитель “не всё так однозначно”!

И всё обращено к писателю — да как ты, да грязными руками, да на святое. В здоровом обществе было бы штук -цать историков-специалистов (а не один недобитыш), готовых к дискуссии на центральных каналах, подкастах, журналах и тд. Было бы много книг — развлекательных, исторических, серьёзных, с магическим реализмом и без, для детей, подростков и взрослых. Каждый найдёт себе то, что нужно по теме. Ажиотаж вокруг романа Яхиной показывает, что страна большая, спрос есть на разное. Нужно разное! В условиях, когда выходит одна (1) книжка про голод в 20-ые годы, все надежды и чаяния ложатся бременем на одну книгу. Она обязана быть хорошей, серьёзной, исторически безупречной, потому что вторая, третья с точки зрения книжного рынка продаваться якобы не будут.

Я больше скажу — в здоровом обществе на писателя не надевают мантии пророка, лекаря социальных бед, камертона нравственности, личного психолога и профессионального историка одновременно. Люди обращаются к искусству, чтобы оно заменило им государственные институты, маму, учителя, любимого человека и психотерапевта. Люди спрашивают с деятелей искусства строже, чем с депутатов, полицейских, судей, губернаторов, министров и президентов. Люди — это и я в том числе, к сожалению.

Если год неправильный, города неправильные, эшелоны не те, количество детей неверное — надо стучаться в редакцию издательства с пруфами. Книжка художественная, но должна быть сделана на совесть. Плач Ярославны про антисоветчину — это ни туда, ни сюда.

История очень архетипичная. Деев — это и Ной, и Одиссей, и Иван-царевич. Он не верит в Бога, но везёт целый ковчег. Он не находится в сказке, в мифе, но встречает самых натуральных “чудесных помощников” по Проппу. История архетипичная, поэтому она нормально читается, всё время происходит какой-то движ. Движ, правда, по одному лекалу скроен. События упоминаются страшные, но читателя, как ребёнка, под конец путешествия совсем убаюкивают удачными и своевременными разрешениями всех невзгод. Даже и мысли не возникло, что собранных в путешествии “живых душ” в Самарканде не возьмут. Деев наводит суету, собирает всех горемычных и больных, совершает много резких движений, а реальность его макает лицом в содеянное далеко не всегда. Самому хоронить лежачих — да. Но остальное Белая простит, атаманы-начальники-чекисты ради детей прогнутся, фельдшер не осудит, а Загрейка не помрёт. Удобно, а!

Загрейка — это единственное, что меня держало в напряжении под конец книги. Главы Сеньки и Загрейки излучали потустороннюю инфернальность «Дома, в котором». Рандомная мысль, но из книги получилась бы отличная театральная постановка. Главы Сеньки и особенно Загрейки созданы для монологов на сцене. Невероятно визуально выпуклый текст, постоянная деевская аффектация, сюжет в духе роуд-муви, куча колоритных персонажей; ещё и на экране бы смотрелось, но что-то мне страшно проверять, насколько адекватен российский сериал. Так вот, Загрейка. Мне кажется, отличный ход — дать главу с точки зрения мальчика, где в конце произойдёт треш. И оставить читателя гадать — это мальчик головой помутился или что? А потом в основном повествовании потихоньку раскручивать интригу. Яхина тут драму конкретно на тормозах спустила, я считаю. Ни Загрейке, ни Дееву этот эпизод не помог раскрыться лучше. Что Деев одной рукой лечит, другой калечит, а потом закрывает глаза на последствия — это мы и так знали. Но зато Деев не пьёт, что вообще победа для главного героя в российской современной прозе. Видимо, потому что нечего.

За любовными линиями наблюдать невероятно неловко, как будто подсматриваешь за тем, как кто-то другой играет в симс и пытается срежиссировать вуху (кто знает, тот знает). Стресс у персонажей, выпускают пар, как могут, что ещё сказать. По большое, мягкое, тёплое, женское — читать моих сил не было, но я понимаю, почему оно должно быть в книге. Белая и Деев — красиво выписанные противоположности с необычными показателями по дихотомии мужское-женское. Но не могу сказать, что сильно привязалась к ним за время пути.

В целом, мы получаем прилично написанное произведение для массового читателя. Что Яхина умудрилась сделать голод 20-ых годов темой для массовой литературы — это её заслуга как писательницы. Можно находить неточности в историческом плане, можно ужасаться тому, что подобная тема так сказочно обрисована. Мне кажется, хорошо, что книга затронула в читателях живой нерв.

свернуть

r50-green.png

Гузель Яхина это всегда тяжело и всегда в самое сердце.

Помню, как слушала Гузель Яхина - Зулейха открывает глаза   r50-green.png, на пароме в Тайланде. И вот там кого-то подташнивает или жарко, а я только и думаю "Лишь бы батарейки хватило и книга не прервалась." Так отчётливо, при каких обстоятельствах была со мной та или иная книга, я помню редко.

Талантливо и интересно. Пролушала не отрываясь и спасибо, что в Литвинове. Если бы это читал Перель, своим проникновенным голосом, наверное не выдержала бы.

Для тех кто не дочитал - в конце идёт перечень источников. Так что не совсем отсебятина.

Конечно кинематографично, конечно в художественной обработке, но слушать на подобную тематику мемуары (Шаламова или Гинзбург), где ещё откровенней, где каждое слово правда, я не смогу. Даже эту еле выдержала...

Теперь наматываю круги вокруг Гузель Яхина - Дети мои , на такой читательской опыт надо решиться.

На подобную тематику читала Александр Неверов - Ташкент - город хлебный  r50-green.png, намного короче, менее кинематографично, но так же душераздирающе.

r40-green.png Эта книга понравилась мне меньше двух предыдущих. Плюсик автору за смелость, потому что она упорно продолжает писать об очень непростых временах и ловить волну негатива от просоветски настроенных читателей. С этой книгой тоже умудрилась, хотя непонятно, что и кому из них не понравилось: все, кто встречался на пути эшелона, кто с душой, а кто со скрипом, отдавали последнее, чтобы помочь детям. Деев просто типичный герой советских книг и фильмов: бравый, смелый, идеологически правильный, рубаха-парень. И хотя фельдшер пытался усмотреть в нем качан капусты, прост скорее как картофелина. Печальная предыстория объясняет деевское упорство в достижении благородной цели, но кажется мне какой-то притянутой. Неужели нельзя было вылавливать тех, кто забрался в вагон, на выходе, где видно все же получше? Как вообще можно было стрелять впотьмах? По-моему, драма ради драмы. В остальном Яхиной, как мне кажется, удалось писать на такую тяжелую тему без слезовыжимания. Не настолько по-деловому, как сделала бы это комиссар Белая, но без мелодрамы. Правда, без пафоса не обошлось, но это для современных авторов, вообще, по-моему, непростая задача, если пишут на такие темы. Книга о голоде, недостижимая по уровню эмоционального воздействия без мелодрамы и лозунгов, это "Солнце мертвых Шмелева. Что касается Яхиной, то книги ее можно воспринимать по-разному, но мастерства не отнять: прекрасный, богатый, оригинальный язык, читать и слушать который в удовольствие. Хотя сама поэтичная ее книга это все же "Дети мои".
Книга разнообразна по сюжету и не дает скучать, как и должно быть в книге-путешествии. Из отдельных эпизодов понравились яблочниковская банда и обыск эшелона загранотрядами, когда девчонки начали реветь, чтобы выгнать проверяющих. Понравилось, как Деев придумал избавиться от одежды, чтобы уравнять детей, но эпизод с убеждением директрисы детдома с поцелуями просто нелеп.

Немного нытья про аудиоверсию
Небольшое дополнение по поводу аудиоверсии, в которой я слушала роман. Ничто не предвещало неприятностей, потому как читает замечательный исполнитель Иван Литвинов. Но мне ужасно не понравилось, потому что всего было слишком. Спокойно слушать можно было только Белую и фельдшера. Все повествование, которое велось с точки зрения Деева, а его было больше всего, озвучено как-то по-ребячьи, что ли - все эмоции словно исходят от ребенка или подростка. Может и в тексте Деев таков, но начитка усилила это все многократно.
свернуть

r40-green.png Когда читаешь уже третью книгу автора, примерно понятно, чего можно от неё ждать. И поэтому я не надеялась на глубокое историческое исследование, не ждала проработанных характеров и убедительных поворотов сюжета. Яхина берет важную и сложную тему в советской истории, и пытается сделать её интересной для современного читателя. Отсюда возникает огромное количество роялей в кустах, разные счастливые совпадения, и прописанные исключительно для развлечения читателя сексуальные сцены, а также по законам жанра возникающие, но почему-то нисколько не тревожащие смертельные опасности. Меня особенно рассердили басмачи, которые и детей накормили, и рельсы завернули, и Деева спасли. С чего бы это?
На самом деле, мне бы хотелось несколько меньше авторской фантазии и недоговоренностей, отвлечений, счастливых совпадений и странных решений второстепенных персонажей, но, возможно, моей неудовлетворенностью этим текстом движет знание, полученное из первых рук вот такого юного поездного путешественника - впоследствии известного театрального художника Эдуарда Кочергина. А еще - дилогией Макаренко о работе с беспризорниками в 20-х, где всё далеко не так просто и пасторально бывало с детьми. Ну и, конечно, повестью Неверова "Ташкент - город хлебный", прочитанной в юности. Надо бы, кстати, перечитать. В романе Яхиной немало слабых мест, но нынешним юным, не знающим собственной истории, он может оказаться полезным как источник не самой приглядной информации. В приключенческой форме рассказывающей о бесконечно тяжелом этапе нашей жизни.

Всем привет! Мои впечатления - роман неоднозначный, надрывный. Трудно сохранить трезвую голову (чего и добивается автор), но только так можно разглядеть в нём многое. r40-green.png, моя рецензия.
Помниться, эта книга, ещё не успев появиться, вызвала бурную дискуссию – одни ей восхищались, другие негодовали, ругая автора на чём свет стоит. Похожее случилось, когда на экраны вышел фильм «Сволочи» (2006), и опять же – про детей. Именно дети – основные герои очередного скандального романа Гузель Яхиной. Вообще, они – лучший приём вызвать эмоции, а то, что автор делает ставку на эмоции, очевидно уже с первых страниц.

Автор хорошо поработала над исторической составляющей и воссоздала атмосферу эпохи. Что ни эпизод – ужасная и трагичная зарисовка. И на фоне всего этого – эшелон с пятью сотнями детей – будто Ноев ковчег, что едет в Самарканд – этот мифический край изобилия, что позволит вырваться из лап смерти.

Развивается сюжет крайне неровно. Вначале читаешь буквально взахлёб, погружаясь в происходящее. Однако ближе к середине он явно провисает. Складывается ощущение, будто Гузель Яхина попросту не очень знала, о чём писать дальше, искала новые пути развития сюжета. А пока описывала обитателей эшелона: клички эвакодетей, их взаимоотношения, жизни до эвакуации. И всё это выбивается из уже сложившегося динамичного темпа повествования. Будто бежишь за поездом, позабыв обо всём, напрягаешь последние силы и после того, как в стремительном рывке залетаешь в вагон – … внезапно оказываешься в тишине. Нет, расслабиться ещё не получается – мышцы напряжены от долгих усилий – и пытаешься привыкнуть, вновь настроиться на непривычный лад. Так и с сюжетом. Впрочем, ближе к концу он снова набирает прежний темп.

Несмотря на хорошую работу над исторической составляющей, стремление постоянно вызывать сочувствие у читателей, давление на эмоции даёт о себе знать и часто превращает происходящее в фарс, который просто не укладывается ни в логику происходящего, ни находит хоть какого-то объяснения. Деев вступает в острую полемику с Белой по поводу подобранных детей, а ближе к концу и вовсе подбирает каждого умирающего ребёнка с путей – десятками. Видимо, бойкая и неумолимая комиссарша устала реагировать и не нашла рычаг воздействия? А эшелон – это ковчег, к тому же неспособный принять вместе с телом и все болезни округи (иначе почему заразные дети так и не перенесли свои болезни на его обитателей?). Рыба, разбросанная атаманом и его казаками по путям, что почему-то не гниёт.

А сам атаман Яблочников – отдельная песня. Он готов отдать последние блага для выживания эшелону только за то, чтобы помолиться в походной церкви. А потом этот «истинный христианин» взрывает себя и людей в бывшей церкви!? Видимо, автор перепутала нормы шариата с христианскими? Это там необходимо совершить обряд покаяния перед тем, как идти на смерть, а христианин – если он реально верующий – никогда не пойдёт на теракт. Почитайте Библию. Скажете, церковь превратили в музей атеизма, атаману стало обидно, и он взорвал бывший божий храм вместе с людьми. Только каким бы он бывшим не был, он всегда остаётся местом Бога. А всё это – простые дешёвые приёмы давления на психику и эмоции читателей (пусть и через откровенную ложь), дабы вызвать у них живой отклик. А как уже и сказал – Гузель Яхина с первой и до последней страницы своего романа пытается вызвать на диалог.

К слову, вот вам реальный эпизод из жизни моей бабушки: когда советы решили взорвать в моём городе бывший храм («за ненадобностью»), люди сплотились и по очереди группами стали дежурить в нём, дабы власть не смогла снести. Их выгоняли, оцепляли, брали на контроль, задерживали – а люди всё равно просачивались, объединялись, упрямились, не смирялись. В результате, через несколько месяцев бесплодных попыток здание оставили в покое и не снесли. Люди объединились и спасли храм, пусть и бывший (теперь, кстати, действующий). А вы говорите – атаман взорвал себя вместе с храмом. Налицо – подмена понятий. И подобных примеров нелогичности, вызова эмоций через фарс – к сожалению, немало.

Так или иначе, автор достигает своей цели. Роман действительно очень эмоциональный и вызывающий на рассуждения. Если воспринимать происходящее не придирчиво и не относиться к нему как к документальному слепку – можно обнаружить в сюжете множество метафор, аллегорий и прочих символов. Думаю, книга стоит прочтения, только для вдумчивого и способного думать критически читателя. И, перефразируя диалог той же Белой из самого романа:

«Думали, самое трудное – провианта посытнее достать и угля побольше? А вот и нет! Голову спокойную сохранить (читая роман) – вот что трудно».

3 из 5
Я выделюсь из стройных положительных оценок и поставлю тройку. И тройка не потому что книга плохая, а потому что стиль Яхиной мне не близок. Ее Зулейха тоже не вызвала во мне бурю эмоций, скорее был штиль.
И так много всего уже написано,что сказать новое сложно. Мне показались не правдоподобными все ситуации о помощи. Никому не помогали, а тут раааз и именно Дееву все оказывают услуги, да и в принципе везет. Конечно дети это безусловный инструмент эмоций, жалости-когда они в плачевном состоянии, но все же.
Ни один из героев у меня не вызвал положительных эмоций и симпатии. А сцена со вшами,которая сон, вообще оставила неприятный осадок.
Единственное меня безусловно порадовал конец, дети доехали и их приняли в приют,где будет хотя бы немного тепло и не так голодно.

Читайте также