20 декабря 2020 г., 03:00

367

Владимир Высоцкий. Песня, не вошедшая в фильм "Как царь Петр арапа женил"

3 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Владимир Высоцкий

Разбойничья

Как во смутной волости
Лютой, злой губернии
Выпадали молодцу
Всё шипы да тернии.

Он обиды зачерпнул,
зачерпнул
Полные пригоршни,
Ну а горе, что хлебнул, —
Не бывает горше.

Пей отраву хоть залейся —
Благо денег не берут.
Сколь верёвочка ни вейся —
Всё равно совьёшься в кнут!

Гонит неудачников
По миру с котомкою,
Жизнь текёт меж пальчиков
Паутинкой тонкою.

А которых повело,
повлекло
По лихой дороге —
Тех ветрами сволокло
Прямиком в остроги.

Тут на милость не надейся —
Стиснуть зубы да терпеть!
Сколь верёвочка ни вейся —
Всё равно совьёшься в плеть!

Ах, лихая сторона,
Сколь в тебе ни рыскаю —
Лобным местом ты красна
Да верёвкой склизкою!

А повешенным сам дьявол-сатана
Голы пятки лижет.
Эх, досада, мать честна! —
Ни пожить, ни выжить!

Ты не вой, не плачь, а смейся —
Слёз-то нынче не простят.
Сколь верёвочка ни вейся —
Всё равно укоротят!

Ночью думы муторней.
Плотники не мешкают —
Не успеть к заутрене:
Больно рано вешают.

Ты об этом не жалей,
не жалей —
Что тебе отсрочка?!
На верёвочке твоей
Нет ни узелочка!

Лучше ляг да обогрейся —
Я, мол, казни не просплю…
Сколь верёвочка ни вейся —
А совьёшься ты в петлю!
1975 г.

03:22

Премьера фильма режиссера Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в котором Владимир Высоцкий сыграл главную роль, состоялась 6 декабря 1976 года. Немногие знают, что Александр Митта решил снимать фильм сразу «под Высоцкого», но во время подготовки на него вышел один французский продюсер и сказал, что в этой роли очень хочет сняться американский темнокожий певец и актёр Гарри Белафонте. Он был настолько уверен, что советский режиссёр согласиться на это предложение, что уже потратил деньги на перевод сценария и назначил Белафонте гонорар. К его удивлению Митта сказал, что Ибрагим - русский интеллигент, и никакой иностранец не сможет этого передать. Александр Митта снял материала на две серии, но уговорить худсовет пропустить фильм в таком виде ему не удалось. По настоянию Госкино СССР режиссёр сильно перемонтировал работу, был вынужден выкинуть несколько значимых драматичных сцен, а кроме того его попросили поменять название, чтобы у получившейся комедии не было ассоциаций с произведением Пушкина. Так «Арап Петра Великого» стал «Сказом про то, как царь Пётр арапа женил». Изначально роль Петра была эпизодической, но специально под актёра Алексея Петренко её дописали, а чтобы вписаться в хронометраж - сократили сцены Ганнибала. Из-за этого у Митты и Высоцкого, которые работали в полном согласии и взаимопонимании, случился первый конфликт. Потом Высоцкий на своих концертах иронично отмечал, что вначале его герой был в фильме с большой буквы на первом месте, а стал - чуть ли не на последнем с маленькой после царя и запятой. Второй раз они бурно выясняли отношения после того, как режиссёр не поставил в картину песни в исполнении Высоцкого. Специально для фильма были написаны песни «Разбойничья» и «Купола». В фильме они так и не прозвучали, хотя изначально была договорённость, что «Купола» прозвучат на титрах, а «Разбойничью» споёт герой Валерия Золотухина. Но Митту аккуратно предупредили, что песни осложнят прокатную судьбу фильму, поэтому он был вынужден отказать Высоцкому. В одном из интервью он пояснял: "Песни - их было три (на самом деле песен предлагалось две) - Володя писал мимоходом. По-моему, даже до съёмок. "Купола" предполагались на титры, потом он показал "Сколь веревочка не вейся". Но их я в фильм не включил: я не самоубийца. Даже без песен Шолохов написал кляузу, что это антинациональный фильм, и Глазунов приложился…". Существует и иная, более пафосная версия объяснения того, почему песни Высоцкого не попали в фильм. Из воспоминаний одного из авторов сценария фильма Валерия Фрида: "Эта работа тоже принесла Высоцкому больше огорчений, чем радостей. Увлечённый мыслью сыграть "интеллигентного человека в неинтеллигентном мире", да ещё предка великого Пушкина, да ещё крестника Петра Великого, он предложил – и мы с радостью ухватились за его предложение – написать для фильма песни. Со свойственным ему азартом уже через несколько дней Высоцкий принёс в группу готовые "Разбойничью" ("Сколь веревочка не вейся...") и "Купола". Но когда стали монтировать картину, оказалось, что песни, особенно "Купола", резко выбиваются из стиля, задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться. И скрепя сердце, с очень большим сожалением, режиссёр решил не вставлять их в материал, хотя уже было известно, в каких именно эпизодах они должны были прозвучать. Не прозвучали...".
Признавая все заслуги яркого комедийного фильма, Высоцкий не считал роль Ганнибала своей интересной работой. Митта тоже не был доволен результатом, он снимал трагикомедию по произведению Пушкина, а получилась динамичная комедия «по мотивам». ( Владимир Шишков)

Источник: YouTube
В группу Белые дороги. Русская поэзия Все обсуждения группы
3 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также