30 декабря 2023 г., 07:00

124K

Советские бестселлеры: что читали наши бабушки и дедушки в XX столетии

235 понравилось 73 комментария 117 добавить в избранное

Празднуя наступление нового, 1900-го года, мало кто догадывался, что век кисейных барышень и французских романов навсегда остается в прошлом, и наступает век 20-й, жесткий и стремительный, век кровавый, огневой, век строительства нового мира, необыкновенных научных открытий, век новой литературы и новых героев.

На долю тех, кто уцелеет в безумной круговерти 20-го столетия и в последствии станет нашими бабушками и дедушками, выпало огромное количество потрясений: несколько кровавых и разрушительных войн, революций, невероятные по своему размаху и напряжению человеческих сил коллективизация и индустриализация, масштабное строительство и восстановление разрушенного хозяйства и промышленности страны и долгие годы репрессий, оставивших свой след почти в каждой семье.

Пережитое просилось на бумагу. Многие из тех, кто прошел через все эти испытания или принимал непосредственное участие в некоторых из них, стали писателями, создали новую литературу и новых героев, в которых читатели узнавали черты своих односельчан, однополчан, тех, с кем делили трудности и невзгоды. И тогда на свет появлялись не просто романы, а романы-эпопеи, ибо только этот жанр мог отразить то, что выпало на долю им, ровесникам века, еще помнившим дедовские обычаи и устои, знавшим всю тяжесть крестьянского труда и цену хлеба.

Много позже кто-то додумается называть этих писателей представителями «деревенской прозы», писателями-«почвенниками», писателями-«деревенщиками» и так далее. Мне же чудится в этих характеристиках что-то снисходительно-пренебрежительное, словно судьбы героев книг этих писателей не есть сама народная история 20-го века со всеми ее взлетами и падениями.

Федор Панферов и роман «Бруски»

В квартире моей бабушки, на старенькой этажерке, пережившей немало переездов из одного города в другой, стояли книги в невзрачных обложках, довольно потрепанные. Среди них запомнилось странное название — «Бруски». Много позже узнала имя автора — Федор Панферов, который был родом из семьи крестьянина-бедняка. Роман Федора Ивановича Панферова «Бруски» был первым в советской литературе многоплановым произведением о коллективизации, где созданы яркие образы представителей новой деревни и сопротивляющегося мира собственников. В первой и второй книгах романа рассказывается об одной из начальных попыток коллективного ведения хозяйства, о становлении сельской коммуны «Бруски», в третьей книге романа описывается крупный кулацкий мятеж, в четвертой — показана Москва, где идет строительство металлургического и тракторного заводов, на котором трудятся главные герои романа.

К сожалению, по каким-то причинам Максим Горький и поддержавший его Михаил Шолохов подвергли резкой критике роман «Бруски», что в общем-то не способствовало широкой популярности этого произведения, хотя еще в 1939 году по этому произведению и был снят фильм «В поисках радости».

Михаил Шолохов и его произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»

В 1965 году третий русский писатель (после Ивана Бунина и Бориса Пастернака), Михаил Шолохов, был удостоен Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон», о судьбе донского казачества в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Популярность этого произведения была и есть просто невероятная: 4 экранизации романа раскрывают его по-новому в каждой постановке. Первая киноверсия романа была создана в 1930 году и была поначалу немой, а озвучены фильм был лишь в 1933 году.

В 1958 году Сергей Герасимов снял трехсерийный фильм-эпопею с одноименным названием, его неоднократно демонстрировали по телевизору, и каждый раз сердца моей бабушки и ее подруг, собиравшихся у нее дома у экрана тогда еще черно-белого телевизора для совместного просмотра, просто замирали. А потом разгорались дебаты и споры о главных героях: Гришке Мелехове, Аксинье Астаховой, Дарье и Наталье Мелеховых. Их образы невероятно реалистичными и запоминающимися создали великолепные актеры и актрисы: Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Борис Новиков и другие.

В 1992 году Сергей Бондарчук снял свою версию «Тихого Дона», но зрители увидели картину лишь в 2006 году. У этой киноверсии оказалась сложная и трудная судьба, не менее сложная, чем у литературного произведения. Создавалась она совместно с кинематографистами Италии и Великобритании, и Сергей Бондарчук не увидел окончательную версию картины. Его сын Федор Бондарчук сумел закончить монтаж картины, урегулировать все финансовые, технические и юридические вопросы. И ее стоит посмотреть.

В 2015 году Сергей Урсуляк снял свою версию «Тихого Дона», и она по-своему хороша. Невероятно популярными были и романы Шолохова «Поднятая целина» (о коллективизации на селе, один из персонажей которого — дед Щукарь — особенно полюбился читателям), «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Они также были экранизированы и до сих пор смотрятся с интересом.

Георгий Марков и романы «Строговы», «Соль земли», «Сибирь»

В 40-е годы 20-го века сибиряк Георгий Марков написал роман «Строговы», своего рода сибирский «Тихий Дон», о событиях, происходивших в родном крае в период от русско-японской до Гражданской войны, о зарождении революционного и партизанского движения, показав, как отразились эти события на всех членах семьи Строговых, родоначальником которой был бывший батрак Захар Строгов. Роман имел успех, и уже в 50-х годах 20-го века Георгий Марков написал роман-продолжение «Соль земли», в котором показал судьбу детей и внуков сына Захара — Матвея Строгова, занятых преобразованием Сибири в послевоенные годы.

Уже в 70-е годы Марков напишет историко-революционный роман «Сибирь», о событиях 1916-1917 годов, о судьбе революционеров-большевиков, бежавших из сибирской ссылки.

В 1976–1978 годах по этим произведениям будут сняты многосерийные фильмы, очень полюбившиеся зрителям.

Анатолий Иванов и его романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»

«Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову».
И. Шаферан, из песни к к/ф «Тени исчезают в полдень»

Эти слова из песни к многосерийному кинофильму «Тени исчезают в полдень», снятому по одноименному роману Анатолия Иванова, знала вся страна, от мала до велика. Наверное, не было в 70-х годах более популярной песни из кинофильма, чем эта. Анатолию Иванову удалось написать роман, в котором история небольшой сибирской деревни Зеленый Дол стала отражением истории всей России, начиная с последних лет Российской империи, годы революции, Гражданской войны, коллективизации, Великой отечественной войны, годы восстановления разрушенного хозяйства.

«Мы поклонимся России,
Краю дедов и отцов.
Скажем трепетно — спасибо
За священный вечный зов!
С вечной верой в человека
Он живет у нас в крови.
Вечный зов добра и света,
Вечный зов родной земли,
Вечный зов моей земли».
В. Фирсов, из песни к к/ф «Вечный зов»

Писателю удалось невероятное — написать еще один роман-эпопею «Вечный зов», который по популярности, пожалуй, превзошел «Тени исчезают в полдень». И снова великолепная экранизация этого произведения покорила сердца зрителей.

Сам Анатолий Иванов так охарактеризовала роман «Вечный зов»: «Это книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную справедливость, за человеческое счастье и достоинство. Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям непросто».

И в этом и есть секрет невероятной популярности этих произведений.

Петр Проскурин и его трилогия «Судьба», «Имя твое», «Отречение»

Если вы спросите людей старшего поколения: кто такой Захар Дерюгин? Вам тут же назовут эти три произведения: «Судьба», «Имя твое», «Отречение».

Первый роман трилогии известного советского писателя Петра Проскурина «Судьба» — широкое эпическое полотно народной жизни. Действие романа начинается в 1929 году и заканчивается в 1944 году. В романе описываются и события войны: отступление, эвакуация, взрыв завода, работа подполья, партизанские действия. Герои романа — люди самых разных профессий, разных, порой драматических, судеб. В центре повествования — председатель колхоза Захар Дерюгин.

В романе «Имя твое» описывается послевоенное время и время 70-х годов 20-го века, время восстановления разрушенного войной хозяйства, время развития науки и полетов в космос.

Фильмы «Любовь земная» и «Судьба», снятые в 1974-1977 годах по роману «Судьба», очень нравились зрителям.

Федор Абрамов и его тетралогия «Пряслины»

В 1958 году Федор Абрамов написал роман «Братья и сестры», который стал первым в цикле из 4-х произведений под названием «Пряслины». Вплоть до 1978 года писатель создавал следующие романы цикла: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».

Тетралогия «Пряслины» — своего рода хроника, отражающая историческую реальность, социальные отношения. Время действия — от начала Великой отечественной войны до 70-х годов 20-го века. В цикле «Пряслины» показана вся тяжесть жизни в деревне в годы войны, в период восстановления разрушенного войной хозяйства и становления колхозов.

Интересный факт: вся тетралогия в 1984 году была переведена на китайский язык и издана в Шанхае. А уж китайцы чем попало не интересуются!

О том, насколько интересны произведения Федора Абрамова и стоит их читать в 21-м веке или нет, говорит тот факт, что впервые произведения писателя были экранизированы в 2014 году. Фильм состоит из 26-ти серий, называется «Две зимы и три лета», а главные роли сыграли Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталья Вдовина, Глеб Пускепалис, Полина Кутепова и другие.

Вениамин Каверин и «Открытая книга»

В 1948–1956 годах Вениамин Каверин написал трилогию «Открытая книга», в которой рассказывается о судьбе молодой ученой Татьяны Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает путь героини от ранней юности до открытия пенициллина (выведенного в романе под названием «крустозин»), который оказал глубокое влияние на развитие медицины.

Книга полюбилась читателям 20-го века и будет не менее интересна и читателям века 21-го, поскольку тема микробиологии в наше время стала еще важнее, а вопросы этики в науке и авторства научных открытий были и будут всегда актуальны.

Роман «Открытая книга» оказался настолько увлекателен, что (небывалый случай!) его дважды экранизировали в течение 4-х лет: первая киноверсия вышла в 1973 году и состояла из 2-х серий, а вторая уже была 9-ти серийной и вышла на экраны в 1977 году.

Виль Липатов и его «Деревенский детектив», «И это всё о нём»

Кто в 70-е годы прошлого века не знал деревенского участкового Анискина?! Это был полюбившийся многим главный герой повести «Деревенский детектив», в котором главным героем был сельский участковый Анискин, чей образ на киноэкране в кинотрилогии, состоящей из многосерийных фильмов «Деревенский детектив», «Анискин и фантомас», «И снова Анискин», блистательно создал великолепный артист Михаил Жаров. По своему жанру это был комедийный детектив, очень добрый и трогательный.

А вот роман «И это всё о нём» — серьезное произведение, затрагивающее многие вопросы чести и человеческой морали.

В сибирском поселке лесозаготовителей при невыясненных обстоятельствах погибает главный герой, комсомолец Евгений Столетов. Смерть предположительно могла наступить в результате неудачного прыжка с железнодорожной платформы, на которой ехал Столетов. Также не исключается, что он был кем-то сброшен. Но кем? Кому была выгодна гибель молодого, неординарного человека? Что скрывают или о чем умалчивает те, кто с ним общался, работал, кого он любил? Роман экранизировали, роль Евгения Столетова сыграл Игорь Костолевский, а следователя уголовного розыска, пытающегося докопаться до истины, сыграл Евгений Леонов.

Мы всё больше отдаляемся от века 20-го, уходят из жизни или уже ушли те, кто были живыми свидетелями событий, которых никогда не вычеркнуть из истории. Наверное, можно найти во всех этих произведениях и неточности, и излишнюю приукрашенность событий послевоенного периода, что-то может показаться наивным и примитивным, но о том, что все эти и еще многие, не упомянутые здесь произведения, отражают многострадальную историю исчезнувшей страны под названием СССР, говорит любовь и интерес читателей и зрителей к этим книгам и фильмам. Эти произведения издавались в свое время огромными тиражами, от 100 000 экземпляров и выше, и всё равно купить их было очень трудно, в библиотеках за ними стояли очереди. Многие ли современные произведения могут похвастаться такими тиражами? В лучшем случае — 3000–5000 экземпляров. Да, есть еще электронные сервисы книг, но никогда бумажным книгам 21-го века не превзойти тиражи века 20-го…

Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

235 понравилось 117 добавить в избранное

Комментарии 73

"Вечный зов", "Тихий Дон", "В бой идут одни старики", "Судьба человека", "Тени исчезают в полдень" -- книги эти были дома, но я до сих пор помню, как моя бабушка, своевременно переделав все тяжелые домашние дела, замирала перед телевизором и смотрела транслируемые по программе экранизации с таким задумчивым лицом, иногда плакала и не делилась со мной, ведь маленькому ребенку не понять всего масштаба событий и соответствующих эмоций... Спасибо большое, стоит перечитать советскую литературу.

24 ответа

А Почему не вспомнили Льва Овалова  С его  ПОРА БРАТЬ,


Первый раз читала Тихий Дон в школе, еще в советские времена. Книги очень впечатлили, это были одни из моих любимых произведений. В прошлом году решила перечитать и была шокирована. Это же чистой воды антисоветчина. Теперь мучаюсь и пытаюсь понять какие чувства вызывало это произведение в те годы. Меня поразило, как одна и та же книга может совершенно по-разному восприниматься в зависимости от окружающей действительности.
Но в любом случае и в любые времена я отдаю должное автору, написавшему такую мощную вещь.

4 ответа
а где авторы Оттепели, поэты? сплошь книги из школьного списка. Бруски- ужасная книга и ее никто не читал.
а на  Вечный зов очередь была в библиотеке .
Несмотря на огромные тиражи, был дефицит книг и дома мог быть только Шолохов, его много раз издавали.
где Пришвин, Паустовский, Грин? Алексей Толстой?
13 ответов

Добавлю гениальных Валентина Иванова и Валентина Костылёва работавших в историческом жанре и создавшие эталоны исторических романов: "Русь Изначальная", "Иван Грозный"...

Великие потрясения ломают живую ткань общества, высвобождая колоссальное количество духовной энергии. Можно до бесконечности спорить, кто из авторов той эпохи заслуживает внимания читателя. Я думаю, никто не возразит, что это была ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зеркало трагического созидания... И видения будущего. Я предлагаю добавить в почетный список роман "Мы" Евгения Замятина.

"И. Шафран"
Игорь Шаферан

1 ответ

Почти все упомянутые авторы и экранизации их произведений известны и популярны и сейчас. Все это шедевры. Незнаком, наверное ,современному читателю лишь Ф. Панферов и его эпопея "Бруски", хотя в свое время роман был очень популярен, да и наград и премий собрал немеряно.


2 ответа
Кто знает, а может превзойдут тиражи 21 века тиражей 20 века. Всё может быть 🤔🤔🤔
1 ответ

Солженицына не любили стойкие коммунисты, ТК он показал изнанку сталинизма. Этих авторов можно было купить, но Дети Арбата были в дефиците. Солженицина можно было прочитать только в журнальном варианте в " Новом мире" опубликованном в одном из номеров в начале 60-х годов Александр Солженицын - Один день Ивана Денисовича В начале 70-х я читала перепечатанные на пишущей машинке " Раковый корпус" и " Архипелаг ГУЛАГ" за несколько вечеров прочитала, а точнее проглотила, было и страшновато, ведь на чай могли пригласить серьезные дяди. Это уже позже в конце 80-х появились эти книги в относительно свободном доступе. Все зависит от того в какую эпоху мы живем. При любой эпохе были свои косяки в политике , сегодня их так же не меньше , чем в прошлом и литература очень четко подхватывает те идеи, которые диктует политика государства и мне кажется не стоит катить бочки на комуняк, как сейчас принято их называть. Многие из них верили в то, что они пытались созидать. У меня иногда складывается мнение, что если бы те, сегодняшние рьяные обвинители комуняк так же бы рьяно выступали бы в прошлом на комсомольских и партийных посиделках обвинителями врагов народа. Так что давайте читать те книги, которые нам по душе и не стоит обвинять прошлое, этим мы обвиняем своих бабушек и дедушек и так далее в глубину своей родословной , без них не было бы и нас.

7 ответов

Прелесть была в том, что книги издавались миллионными тиражами и, о чудо, их читали. Они входили в культурный код, и люди могли обсуждать их друг с другом, цитировать и это было остроумно и интересно. Теперь такие любители книг могут встретится разве что на форумах, потому как большинство населения не читает ничего от слова - совсем.

1 ответ
фига тут тетку рвануло.
2 ответа

Ещё далеко не бабушка, но про Строговых читала запоем, а потом отыскивала книги про Сибирь и Дальний Восток.

Бабушки и дедушки, если работали в науке, скорее всего не читали эти деревенские эпопеи, а читали Хемингуэя, Фитцжеральда, Ремарка, Пикуля, детективы и Астафьева, Распутина, Гранина, Трифонова и подобных.

До сих пор храню на полках драгоценные произведения советской эпохи. Что-то перечитываю на постоянной основе, что-то люблю вспоминать, а что-то не впечатлило совсем. Но тем не менее...

Давайте объективно. Не хочу, чтобы меня обвинили в антисоветской пропаганде и забанили, поэтому буду говорить очень мягко и не всю правду. Вам сказать, каким я был? Верил абсолютно искренне в Ленина, коммунизм и советскую власть, многое воспринимал на голубом глазу, никогда не врал, блатом не пользовался. С возрастом пелена слоями спадалв с глаз. На сегодня я яростный антикоммунист и антисоветсчик. В СССР в относительно либеральное время сидеть бы мне сейчас в психушке. Свое мировоззрение я не изменил, считаю, что честность не продается.Насчет советской литературы скажу следущее. Гайдара до сих пор люблю за его искренность и чистоту, хоть и воевал за советы.А по большрму счету именно большевики уничтожили честную литературу, кто имел мужество, тот пытался намеками говорить полуправду и то уже в относительно либеральные времена. Талант был у многих, но талант на службе лжи поедает сам себя. Книги про чекистов вообще вызывают рвотный рефлекс, как бы талантливо и увлекатетельно написаны не были, а то, что СССР была самой читающей в мире страной это правда, но от этого лучше не становилось. Главное, смотреть в корень, а народ был зомбирован, как и сейчас он зомбирован в наших странах, что в Украине, что в России, не согласны? Ваше согласие мне не нужно. Жаль только, что потому и топчемся по одному кругу, что вы, что мы, а еще кровь льется, и еще много ее прольется.

моя бабушка читала Ромена Роллана, Драйзера, поэмы Пушкина, любила Мцыри Лермонтова. Шолохов дома у нас был, но как-то не помню чтобы его читали. А мечтали про Дюма, которого можно было достать только за макулатуру. "Вечный зов" и "Тени... " и еще Угрюм-река помню без конца показывали по советскому ТВ - на меня эти фильмы производили всегда какое-то муторно-тягостное впечатление, читать это не хочу даже во взрослом возрасте.

Мне несколько раз попадались рассказы, сборники, романы про жизнь рабочих, строительство завода, и жизнь семей в до и после военное время.
Знаю , что был популярен журнал Мурзилка, Юность.
"Анжелика" была самым популярным циклом, наравне с Дюма.
Исторические книги у читателей были любимыми. Наверное либо советский строй, либо исторический роман.

В 90-х переводили многих. Слишком многих, и цензура ушла. Из всех годов 90-е самые слабые в культуре страны - фильмы, книги, музыка.

Читайте также