Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 марта 2019 г. 23:43

7K

4 Мемуары любимого внука

Двойственное ощущение после прочтения. С одной стороны - читалось легко и быстро, с другой - очень недоработанный текст.

Увы, восторгаться, как многие, я не буду, потому как нечем.
Что автору удалось, так это образ бабушки. На самом деле - бабушка Нина и есть вся суть этой книги. Сказать, что этот образ написан нельзя, правильнее будет сказать - нарисован плохо заточенными цветными карандашами неуверенной детской рукой. Поэтому и получилась такая яркая карикатура с большой головой и растопыренными руками и ногами. Остальные герои, в том числе и автопортрет, вышли намного бледнее и скучнее.

Но за всей внешней карикатурностью прячется по-настоящему серьезная проблема - любовь и её выражение. Бабушка Нина - просто великолепный пример любви эгоистичной, подавляющей, любви-владения, любви-присвоения. Трагедия бабушки и всех, кто её окружает в том, что по-иному любить она не умеет, не знает как, да просто не может. Её "любовь-террор" - это она сама. Она может "любить" только того, кто принадлежит ей целиком и безраздельно, настолько безраздельно, что из "кто" превращается в "что". Отобрав даже минимальную самостоятельность у предмета своей любви, бабушка низводит его чуть ли не до уровня говорящей вещи. Отсюда и постоянные упреки, и пренебрежение, и оскорбления.

А если "говорящая вещь" начинает заявлять о какой-то самостоятельности, поток оскорблений превращается в клокочущую лаву, переходя к страшным проклятиям. Но это - любовь, причем любовь такой страшной силы, что когда у неё отбирают предмет страсти, она теряет смысл жизни и умирает. Прямо как Джульетта.

Я пишу все это потому, что такое эгоистичное проявление родительской, а иногда и не только, любви встречается в нашем быту довольно часто. Вот даже,прочитав несколько рецензий здесь на сайте, я в половине из них наткнулся на то, что кто-то узнает в описанном своих родных, а кто-то даже себя. Может быть эти узнавания касаются не только образа бабушки, но это мало что меняет, потому что в этой повести все герои бесконечно несчастны. А корень этих несчастий в неумении любить.

Вот еще о чем хотелось бы сказать. Мне не понравилось, то как представитель золотой молодежи, сын, пасынок и внук известных на всю страну артистов, вытряхнул неприлично грязное семейное белье на всеобщее обозрение. Материал у него был, конечно, интересный, но осмыслить его и создать по-настоящему мощное художественное произведение у него сил и таланта не хватило, чтобы браться за такие темы нужно хотя бы чуть-чуть быть Достоевским или Чеховым. Проще оказалось предложить вариант "детских мемуаров" с очень угадываемыми фигурами - юноша "сдал" всех - удачно пропиарился.

А может просто всем отомстил, потому что детство у него было ужасное, и виноваты в этом, в той или иной степени, были все действующие персонажи.

Сами же "мемуары" по стилистике очень напоминали что-то до боли знакомое. Подумал, так это Драгунский "Денискины рассказы", только чернушный санаевский вариант.

Однако, есть в повести одна более общая аналогия. Бабушка-эгоистка с больной психикой олицетворяет доживающую последние дни советскую систему с её стремлением загнать любимую вещь - советский народ - железной рукой в счастливое будущее. Дедушка-артист - творческая интеллигенция, работающая на идеологическую поддержку системы. Мама - оппозиция. Карлик-кровопийца - Михаил Сергеевич Горбачев, выбирающий новый путь - перестройку. И вот как только предмет любви - советский народ - перестроили, считай - отобрали, так система и рухнула.

Прочитано в рамках игр "Вокруг света" (Россия) и "Собери их всех"

Комментарии


Интересная рецензия и сравнение с советской системой, спасибо.
А я эту вещь давно начинала и не смогла читать, настолько страшным и противным показалась такое детство,не стала себя мучить


На мой взгляд, эта автобиографическая повесть является классическим примером того, как близкие и по-своему любящие люди могут искалечить детство ребенку из внешне благополучной и известной семьи. Лично я не назвала бы чувство бабушки к внуку любовью. По-моему, это – псевдолюбовь. В её отношении к ребёнку явно не хватает одной из главных составляющих любви – уважения к его личности. Со способностью любить у неё вообще серьёзные проблемы. Она ведь никого не любила: ни дочь свою, ни мужа.

детство у него было ужасное, и виноваты в этом, в той или иной степени, были все действующие персонажи.

Совершенно верно! И огромная доля вины лежит, прежде всего, на матери, ведь это – её ребёнок. Но такая давящая бабушка-тиран и не могла воспитать свою дочь свободным и ответственным человеком, умеющим отстаивать свои права и интересы.

Книгу я читала давно, поэтому детали не очень хорошо помню. После неё я посмотрела фильм со Светланой Крючковой в главной роли - бабушки-монстра. Но, если я не ошибаюсь, в фильме, в отличие от книги, главный акцент сделан на переживаниях матери, а не ребёнка.


Людмила, ну мы с Вами это знаем, как-никак Фромма почитываем :) Поэтому, когда для всех я говорю "любовь-присвоение" и "любовь-обладание", Вы должны читать это как "псевдолюбовь".
Но дело в том, что здесь описан клинический случай, все-таки Лидия Антоновна Санаева (бабушка Нина) была реально больным человеком, которая лечилась у психиатров еще с конца 40-х годов. В её поведении очень много элементов неадекватности, она просто не отдавала себе отчет во многих творимых вещах. А вот лиса Алиса - Елена Санаева и дедушка, уважаемый мной за талант, народный артист СССР Всеволод Васильевич Санаев, не могли не понимать, того, что происходит. И, если бабушка демонстрировала клинический эгоизм, то остальные - вопиющую безответственность.
Я поэтому и посетовал, что внук Паша все так узнаваемо преподнес.


Подобное невмешательство и безответственность равнозначны соучастию в преступлении…

А фильм Вы видели?

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888


А ведь Санаева жила с Быковым с 1972 года, а Пашу забрали к себе только в 1980. И все эти 8 лет Ролан Быков был не нищим сочинским художником, как в повести, а одним из самых успешных актеров и режиссеров страны. Так что история с недостатком средств для содержания ребенка не катит.

Фильм пока не смотрел.


Да понятно, что кто хочет – ищет возможность, а кто не хочет – ищет отговорки. И каждый, конечно, находит именно то, что ищет.
А ведь для некоторых известных личностей ещё и всякие дурацкие ток-шоу устраивают о том, как их в старости бросили неблагодарные дети или ещё что-нибудь подобное. А это ведь – закон бумеранга в действии.
Слов нет… Ужасно всё это!


Как вижу очередные новости о "неблагодарных" детях любого уровня материального благополучия, тоже задаюсь вопросом "а так ли все у вас хорошо было, как вы описываете, дорогие родители?"

Сколько знаю реальных примеров, ни в одном родитель не был ангелом. В России принято именно рабовладельческое отношение к детям, с отрицанием любых желаний, не укладывающихся в прокрустово ложе родительского идеала. И они всерьез не понимают, что маленький человечек когда-то вырастет, и если сейчас его давить и третировать, он к вам будет относиться один-в-один как вы. Только теперь вы же будете на месте этого ребенка: маленькие, беззащитные. И это ВЫ его научили такому отношению, никто другой.


По краткому содержанию "Хроник раздолбая" мне показалось, что в этой книге (как и в следующей) не все 100% автобиографично, а больше "по мотивам" собственной жизни.

Мне не понравилось, то как представитель золотой молодежи, сын, пасынок и внук известных на всю страну артистов, вытряхнул неприлично грязное семейное белье на всеобщее обозрение.


Как бы богата ни была его семья, это не делает пережитое им насилие меньшим злом, чем у такого же мальчика/девочки из небогатой семьи. Только у него есть средства издать такую книжку и быть прочитанным/услышанным, а у обычного мальчика такую историю никто и читать не будет.
Поведение его бабушки очень знакомо жителям пост-СССР, что говорит о масштабности явления. Люди (только ли у нас - не знаю) не только не умеют любить, они не могут говорить, внятно и литературно выражать свои мысли. Они "играют" какие-то шаблоны, даже не понимая их глубины и смысла.
И выходит ли из этого, что мы все в той или иной степени "больны"?


Тема последних дней советской системы неплохо раскрыта в "Хрониках Раздолбая", которые продаются как продолжение "Плинтуса" (и которые этим продолжением на самом деле не являются). Но "Хроники" - это книга весьма своеобразная. Не читали её?


Пока еще нет. На очереди...