Больше рецензий
10 февраля 2020 г. 23:48
1K
5
РецензияМне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
/Анна Ахматова, 21 января 1940/
Для произведений Ахматовой нужен особый лирический настрой. Её поэзия прекрасна, но вместе с тем она печальная, угнетающая, где-то депрессивная и меланхоличная. Этот сборник не для спешного чтения, а прочитав один раз, к нему хочется возвращаться снова. Не всегда, для читателя это было бы губительно, но есть в жизни моменты, когда нуждаешься именно в таких авторских откровениях. В ахматовских строках можно увидеть любовь неразделенную и взаимную, тоску по Родине, благодарность друзьям, ненависть к врагу…. Она честна не только сама с собой, но и перед читателем. Во многом её стихотворения биографичны. Хотя порой Ахматова никак не отождествляет себя с героями своих произведений.
Поэма "Реквием" врезалась в мою память как одна из самых трагичных в этом сборнике. В ней душераздирающе описаны арест сына Льва Гумилёва и плач Анны Андреевны у тюремных стен.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать….
И даже памятник на могиле поэтессы был выложен Львом в виде стены "Крестов" по завещанию матери:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Надо отметить, в сборнике Анна Ахматова часто прибегает к средствам художественной выразительности, которые одним стихотворениям придают окрас нежный, чарующий, романтичный:
Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов….
другим же добавляют настрой мрачный, суровый, мужественный:
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Да-да, где можно найти много "смерти", "гибели", "мёртвых", "в гробу", так это у Акумы, так называли поэта родственники её гражданского мужа Николая Пунина. Собственно, по стихотворениям Анны Андреевны можно проследить всю её биографию: арест сына, мужа, его расстрел, начало Великой Отечественной войны, эвакуацию из Ленинграда в Ташкент…. Многие наброски, очерки, письма были утеряны или уничтожены автором.
Под узорной скатертью
Не видать стола.
Я стихам не матерью –
Мачехой была.
Эх, бумага белая,
Строчек ровный ряд.
Сколько раз глядела я,
Как они горят.
Сплетней изувечены,
Биты кистенем,
Мечены, мечены
Каторжным клеймом.
Некоторые утерянные произведения удавалось восстановить по памяти, и вторая часть сборника изобилует как раз такими пьесами, поэмами, стихами. Там можно прочитать и знаменитую драму Ахматовой "Энума элиш". В первой же книге много стихотворений посвящено войне, показана стойкость духа, отвага жителей блокадного Ленинграда, а Ташкенту и всей Азии автор искренне признается в большой любви. Рассуждениям Анны Андреевны о музыке, балете, киносценариях здесь тоже нашлось место.
Отдельно хочется упомянуть о письмах Анны Ахматовой…. Гумилёву, Блоку, Брюсову, Чуковскому, Пастернаку, Бродскому, Твардовскому и многим другим известным личностям. Очень интересно повествуется об отношениях поэтессы с Осипом Мандельштамом и его женой, с которыми Ахматова была близка.
В своих мемуарах автор признается, что иногда не могла донести до читателя основную суть произведения (так было с триптихом "Поэма без героя"), но вместе с тем добавляет, переделывать, изменять, объяснять ничего не будет. Поэтому и дошли до сегодняшних дней вот такие, слегка непричесанные, строки. Где-то витиеватые, а временами уж слишком топорные, но искренние, душевные и строгие…, будто сам образ поэта, сошедший с полотен Модильяни, Альтмана, Анненкова….
Я сейчас прочла свои стихи (довольно избранные). Они показались мне невероятно суровыми (какая уж там нежность ранних!), обнаженными, нищими, но в них нет жалоб, плача над собой и всего невыносимого <…> они не несут утешения, они не так совершенны, чтобы ими любоваться, за ними, по-моему, нельзя идти. И этот суровый черный, как уголь, голос, и ни проблеска, ни луча, ни капли… Все кончено бесповоротно.
За ними идти нельзя, но прочитать обязательно стоит!
Рецензия написана в рамках игры "Собери их всех!"
Ветка комментариев
Не люблю поэзию. Но к Ахматовой у меня какая-то слабость.)
Одно из любимейших -
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
о, с этим стихотворением у меня прям личные воспоминания))
нравится тоже)