Anapril

Эксперт

место для рекламы

7 августа 2020 г. 05:25

740

5 To be or not to be "another brick in the wall"

В центре этой антиутопии все люди - обезличены, лишены всякой индивидуальности (впрочем, при ближайшем рассмотрении это не совсем так). Где люди даже не знают слова "Я" - есть только "мы". В такой реальности тотальный контроль не заинтересован ни в каких неожиданностях и нарушении порядка. А значит вопреки всякому здравому смыслу даже изобретение электрической лампочки для людей, которые до сих пор освящали свою тусклую жизнь свечами, оказывается не нужным, опасным, как сам внутренний Свет того, кто эту лампочку изобрел (имея в виду главного героя).

С возрастом я скорее стала склонна понимать, а не осуждать: если не у всех замыслов, то у большинства из них изначально была благая цель. Не слишком разбираясь ни в истории, ни в политике, предположу, что тотальный режим был призван навести порядок в стране, с которым всегда было, мягко говоря, сложно. Понятно, что под эти жернова попадают все, и любая светлая голова может стать дурным примером для окружающих. Не берусь судить. Благо, те времена прошли. Сейчас трудно прикрыться системой, если не сумел себя реализовать.

А когда на систему уже не пожалуешься, остается еще два уровня - социальное окружение, накладывающее свои ограничения, ну и свои собственные внутренние ограничения, накладываемые воспитанием и, собственно, имеющимся потенциалом.

Что бы ни сковывало человека в проявлении его истинных наклонностей и талантов, его истинного предназначения - система, ближайшее социальное окружение, или его собственные страхи и комплексы - эта книга, как импульс к тому, чтобы, по меньшей мере, взять тайм-аут от социальной суеты и прислушаться к себе.

Не без того, что личность сливается со своей истинной божественной (=героической) природой, если с неё сбросить стесняющие её "одежды", ограничивающие оковы - отсюда имена Прометей и Гея (которые появятся по ходу произведения, но больше об этом не скажу, во избежание спойлеров).

Темный Лес вызывает суеверный страх. И кто бы сомневался, что настоящий выход, а не подземный туннель (который очень напоминает кроличью нору из истории о мечтательной Алисе) находится там, где нужно преодолеть свой страх. Но я наверное сказала уже слишком много, если по моему отзыву читатели будут решать читать им или не читать книгу...

Стилю придает вес ирония. Серьезность бы тут все испортила. Вплоть до того, что становится довольно смешно, если бы не было грустно. Однако, драматизация и делает антиутопию антиутопией, но и она же дает импульс читателю, разряжаясь в кульминационный момент, высвобождая энергию, как пружинка, которую сжали до предела, а потом отпустили.

История обретает завершенность и полноту, если в неё добавить еще и историю настоящей любви - такой, чтобы увидел и сразу понял - твое. Даже если твое - особой редкой пробы, что ткнув пальцем в толпу, явно не угадаешь. Но "твое" оно такое, оно как электрическая лампочка - раз и зажглось, затмив все остальное.

"Гимн" не похож ни на какое другое произведение. Я люблю такие непохожие книги, как зеркальное отражение яркой индивидуальности самого автора, такие книги как луч света - пускай в данном случае "электрического" - среди "житейской" литературы. Я, впрочем, ничего не имею против житейской литературы, но есть темы, которые явно досаждают - мужские измены, кочующие из одной житейской истории в другую и бабская меркантильность (уж, извините). Может одно с другим неразрывно связано?

В предисловии сказано, что Айн Рэнд написала это произведение на одном дыхании - я же прочитала его почти на одном дыхании.

Эта книга как гимн... как манифест самоактуализатора (особенно концовка) (см. напр. тут "Самоактуализированные люди — исследование психологического здоровья" Абрахама Маслоу.

Не знала Айн Рэнд тогда, что лет через ... Абрахам Маслоу начнет разрабатывать свою теорию личности, в которую Айн Рэнд без труда сможет вписать своего героя (впрочем, вписав его уже в свою философию объективизма) очень близко к вершине пирамиды потребностей, то есть именно туда, где находится самоактуализатор, человек, психологически превосходящий всех остальных и в силу большего потенциала по определению и умением максимально его реализовать. А это знаете ли, возможно только если идти своим собственным путем, нередко выбиваясь из усредненных представлений коллектива, созданных для удобства и спокойствия, из страха все держать под контролем, из страха, что кто-то окажется успешнее тебя, но отнюдь не для развития талантов каждого отдельного члена коллектива.

Однако, герою (героям) Айн Рэнд иногда стоит еще поработать над собой, чтобы стать истинным самоактуализатором. Почему? Потому что, самоактуализатор не категоричен и не революционен, воевать он может только по молодости и дури, хоть и вполне может противостоять локально возникающей несправедливости. В зрелом возрасте он уже понимает, что воевать - пустое, а людей нужно принимать такими, какие они есть, любить такими, какие они есть, даже если они многого не умеют из того, что умеешь ты. Таков самоактуализатор Маслоу... и у Ассаджиоли. И еще такова аутотелическая личность у Михая Чиксентмихайи.

Я не зря сюда впутала еще и Чиксентмихайи с его "Потоком", ведь именно он подвиг меня прочесть "Гимн" Айн Рэнд сейчас, а не когда-то потом той частью в его книге Михай Чиксентмихайи - Поток (сборник) , где говорит об освобождении от социальных оков.

06:01

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!