Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

5 января 2021 г. 04:03

431

5 Лиха бѣда начало! или Шесть баллов по пятибалльной системе!

Уважаемые дамы и господа!
Наш глайнер сообщением Земля–Пандора совершает свой полёт по маршруту с несколькими остановками. Во время остановки можно будет выйти из корабля и прогуляться по окрестностям местного глайнеропорта. Однако следует иметь ввиду, что ответственности за всё случившееся с вами как во время полёта, так и на остановках команда глайнера не несёт, опоздавших не ждём и отправляемся в рейс при любом стечении обстоятельств строго по расписанию, невзирая ни на вкус и цвет фломастеров, ни на колючесть пожираемых ёжиками кактусов, ни на летающие помидоры и тапки.
А теперь прошу всех пристегнуться, принять от стюарда по бокалу шардонне и насладиться мастерством посадки. Станция прибытия — «Ведяна», директор и смотритель глайнеропорта Ирина Богатырёва, она же местный экскурсовод.

Основной тег к этой книге обозначен как русское фэнтези. Однако на самом деле это ближе к фэнтези этническому (что и отражено в названии подборки). Ибо, как ни крути, но в центре всей интриги становятся итилитские легенды и мифы, итилитский фольклор.

Сразу оговоримся, что итилиты — народность вымышленная (на всякий случай пошарился в разных источниках и все упоминания в сети ведут нас к имени Ирины Богатырёвой и к её роману «Ведяна» — круг замкнулся). Что ж, тем больше чести и почёта (респекта и уважухи) Ирине Богатырёвой, которая не только соорудила новый древний исконный народ, но придумала и целую мифологию, и даже сотворила оригинальный неведомый нам язык, которым вовсю пользуются в романе персонажи (но для удобства читателей в конце книги имеется краткий словарик).

Вообще, когда мы стали погружаться во все эти легенды о ведяне и о всём прочем, то как-то сразу припомнились индейские мифы, в которых тоже речь идёт об обожествлении природы в целом и о каких-то вполне конкретных магических мифических существах —собственно говоря, на заре человечества, наверное, все племена и народы прошли эту стадию познания мира, наделяя всё и вся высшей волей и могуществом. И многие из этих мифов и легенд живы и посейчас, превратившись то в сказки, то в сказания, то в ещё какие-то формы изустного и письменного народного творчества — в домашней библиотеке есть некоторое количество книг такого наполнения.

Но тут же сразу вспомнился и какой-никакой личный опыт, когда точно в ситуациях внутреннего раздрая и разлада приходил к совершенно конкретной берёзе (древо живо и сейчас) и стоял, обнявшись с могучим деревом, утишая свои скорби и страсти, приводя свой внутренний мир в состояние гармонии. И потому совершенно внятно понимаешь главного героя романа Романа (тавтология оставлена намеренно), настойчиво ищущего то и дело прячущуюся от него заветную поляну — после всех америк и заокеанской жизни вернувшегося на родную землю, к своим корням и истокам, потому что почувствовал, наверное, вот этот самый «зов», который срывает с места и отправляет с насиженных и прикормленных мест не только простого и молодого, лёгкого на подъём парня, но и умудрённых опытом и иной раз уже убелённых власами мужей, заставляя их бросать налаженный бизнес и уходить в замкадье, в глубинку, на землю.

А дальше в книге проявился профиль любимого мною Николая Васильевича Гоголя — нет, не буквально возник он сам или упоминания о нём или его персонажах, но проявился сам мистический, таинственный и слегка пугающий ожиданием неведомого гоголевский дух. И когда Роман уже совершенно точно попал в круг внимания ведяны, то тут уже появилось то самое напряжённое гоголевское ожидание — что же будет дальше, куда Ирина Богатырёва поведёт и Романа и читателя — вариант панночки из «Вия» или русалка из «Майской ночи...»? Однако тут на помощь пришли… супруги Дяченко — повествование обрело все признаки романтической и даже лирической фэнтезийной прозы (оставаясь при этом и напряжённым и динамичным по разным другим линиям).

Театрально-драматическая линия тоже вдруг наполнилась и объёмом и натяжением, и конечно же мы начали и здесь ожидать какого-то невероятия и чудесатия, тем более, что Ведяна (после того как она осознала, что она вполне живая, было бы неловко писать её с маленькой буквы, пора уже ей приобрести имя — Ведяна) как-то сказала Роме, что осуществить его полёт сумеет запросто. И тут вся эта возня с куклой-снеговиком была вполне напрасная, потому что из контекста читатель чувствовал, что нифига подобного, придётся Роме-таки лететь на операторском кране в роли Итильвана… однако Ирина Богатырёва и тут сумела завершить эту интригу совсем другим, неожидаемым читателем образом.
Тут кстати будет вспомнить свой собственный театральный опыт — пару-тройку лет ваш покорный слуга обитался в закулисье и на сцене маленького народного театра в своём небольшом городке и потому может подтвердить, что вот эту закулисно-театральную атмосферу Ирина Богатырёва передала весьма достоверно, никаких гнилых помидоров, тухлых яиц и прочих недоброкачественных продуктов точно не понадобилось.

Слегка отдельной в романе стала тема погружения Ромы в состояние неразрывного соединения с миром — тот «дар», который он обрёл по воле Ведяны, с одной стороны вроде как и в самом деле оказался «даром», но с другого ракурса, стал жёстким испытанием и тяжёлой нагрузкой — тащить на себе многие горести мира и живых существ, его населяющих — с катушек слетишь. И я подспудно волновался, что вдруг Ирина Богатырёва потащит тему если не нового «христа», то всё равно какого-то нового высшего существа, что из Ромы постепенно вырастет, прорастёт в нём какой-то новый полубог или нечто подобное полубогу. Однако автор, к вящему облегчению, сюда не пошла — браво!
И опять отступление от книги: был в своё время знаком с женщиной, которая имела свой особый дар — как теперь говорят, она умела «шептать», причём «шептала» она качественно, о чём знали многие в нашем городе и то и дело шли к ней кто с младенцами, кто со своими хворями, и никогда ни от кого я в её адрес не слышал хулительного. Хорошая была «ведунья», низкий поклон тебе, тётка Нина!

А дальше в ход пошла тяжёлая фэнтезийная артиллерия — тема экологии и сохранения природы в первозданности тут же подняла из памяти совсем недавно перечитанную «Слово для «леса» и «мира» одно» от Урсулы Ле Гуин, ну и приснопамятный «Аватар» присоединился к более глубокой проработке этой вполне актуальной и вряд ли скоро разрешимой (если разрешимой вообще) проблемы. Как легко и просто мы теперь выравниваем ландшафт своими бульдозерами и скреперами, роем пруды и зарываем другие природные водоёмы, срываем дочиста целые рощи и купы деревьев и устраиваем свалки...

И финал романа оказался совсем неожиданным. И тут можно порассуждать, что ведь, с одной стороны, исполнилось предостережение-легенда о ведяне, что наш Рома в конце-концов «ушёл» туда, в мир «иной» (мы не говорим здесь о смерти, ибо никто не видел его мёртвым), т. е. ведяна как бы забрала его с собой. Но, с другой стороны, ведь это вполне может быть просто инициацией в новой ипостаси, ведь мечтаем же мы о врастании в природу, и о союзе с природой, и о какой-то там загробной жизни (начиная от религиозных рае и аде во всех их вариантах), вот, может быть, Роме и удалось прорвать преграду и перейти — ведь не напрасно появившаяся в конце повествования сестра Ведяны говорит о рождении «там» ребёнка у Ромы и Ведяны — остаётся надежда, что всё хорошо.

Ну и подаренная новой гостьей, другой ведяной дудочка приносит ощущение, что история на этом не кончается. А значит в конце мы ставим многоточие…

Уважаемые дамы и господа! Наш глайнер заканчивает своё пребывание на станции «Ведяна», просим занять свои места и пристегнуть ремни, мы отправляемся далее по маршруту.
Приятного полёта!

Для судей: на момент выбора и начала чтения книга не имела ни одной рецензии, фотодоказательство прилагается

картинка strannik102

картинка strannik102

Прочитано в рамках Основного январского задания ДП2021, тема № 3 (серия книг «Этническое фэнтези»)

Команда «Шардонне с ракетой на борту »: ElenaKapitokhina , moorigan , Rita389 , Strannik102.

Комментарии


А можно скрины по кат шоль? К рецензии и книге это не имеет никакого отношения, это же чисто игровая штука. (В идеале вообще во флудилку).


Так и преамбула про полёт тоже чисто игровая штука... Как-то мешает читать текст?


Текст я не читаю, а вот скрины отвлекают, да.


Если текст не читаете, так просто проходите мимо рецензии, всего и делов-то
/задумчиво/ интересно, если текст не читаете, то от чего отвлекают скрины...


От просмотра ленты рецензий, очевидно же.


А они там идут в раскрытом виде? Хм... Я-то не просматриваю ленту...


Несмотря на отсутствие у меня такой настройки, вашу рецу я вижу в полном объеме. Возможно, потому что в первый раз точно смотрела с ленты рецок к конкретной книге.

Я понимаю, что по правилам игры редактировать сейчас чревато, но очень прошу в будущем скрины подобного плана скрывать, и тут так же это лучше убрать... После оценок, наверное. Я с большим уважением к вам отношусь, но отсутствие редактирования реально мешает. Может, только старому дизайну, но мешает.


да я всё услышал и принял во внимание, но сейчас уже будет в неизменном виде, ок?
С наступившим!


Такие мелочи как форматирование можно в любой момент исправлять.


Зашёл в ленту, промотал туда-сюда — все идут в свёрнутом виде и что там в них сокрыто — не видно...


Это в старом дизе все развёрнутые. В совсем старом. Мне от Ласт дважды тоже прилетало за картинки, но я упорствую: ставлю их раз в два года, в обоих случаях это было концептуально для рецек. Если не видеть картинки было бы так принципиально людям, они бы перешли на средний диз (2010, что ли, года), который тоже не меняется, как и старый, но в котором настройка сворачивания рецек есть. При том, что у меня в принципе многие рецки - те ещё полотенца, и человек у их не читающему длиннотекст в равной с картинками степени будет мешать просмотру рецек в ленте. Подавляющее большинство пользователей либа сидит на новом дизе и дизе 2010 года, с каждым годом их количество увеличивается (ибо новенькие приходят сразу в новый диз), и при всём моём уважении к пользователям старого диза я не вижу морального оправдания тому, чтобы трахать мозги ничего не подозревающиму большинству. Кроме того, и в 2010, и в новом дизе есть куча полезностей и удобств в сравнении со старым, да и выглядят они гораздо эстетичнее. О фломастерах не спорят, но каждый пусть остаётся при своих фломастерах, и не лезет друг к другу на ножаж-фломастерах-шпагах.