Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

5 января 2021 г. 04:03

431

5 Лиха бѣда начало! или Шесть баллов по пятибалльной системе!

Уважаемые дамы и господа!
Наш глайнер сообщением Земля–Пандора совершает свой полёт по маршруту с несколькими остановками. Во время остановки можно будет выйти из корабля и прогуляться по окрестностям местного глайнеропорта. Однако следует иметь ввиду, что ответственности за всё случившееся с вами как во время полёта, так и на остановках команда глайнера не несёт, опоздавших не ждём и отправляемся в рейс при любом стечении обстоятельств строго по расписанию, невзирая ни на вкус и цвет фломастеров, ни на колючесть пожираемых ёжиками кактусов, ни на летающие помидоры и тапки.
А теперь прошу всех пристегнуться, принять от стюарда по бокалу шардонне и насладиться мастерством посадки. Станция прибытия — «Ведяна», директор и смотритель глайнеропорта Ирина Богатырёва, она же местный экскурсовод.

Основной тег к этой книге обозначен как русское фэнтези. Однако на самом деле это ближе к фэнтези этническому (что и отражено в названии подборки). Ибо, как ни крути, но в центре всей интриги становятся итилитские легенды и мифы, итилитский фольклор.

Сразу оговоримся, что итилиты — народность вымышленная (на всякий случай пошарился в разных источниках и все упоминания в сети ведут нас к имени Ирины Богатырёвой и к её роману «Ведяна» — круг замкнулся). Что ж, тем больше чести и почёта (респекта и уважухи) Ирине Богатырёвой, которая не только соорудила новый древний исконный народ, но придумала и целую мифологию, и даже сотворила оригинальный неведомый нам язык, которым вовсю пользуются в романе персонажи (но для удобства читателей в конце книги имеется краткий словарик).

Вообще, когда мы стали погружаться во все эти легенды о ведяне и о всём прочем, то как-то сразу припомнились индейские мифы, в которых тоже речь идёт об обожествлении природы в целом и о каких-то вполне конкретных магических мифических существах —собственно говоря, на заре человечества, наверное, все племена и народы прошли эту стадию познания мира, наделяя всё и вся высшей волей и могуществом. И многие из этих мифов и легенд живы и посейчас, превратившись то в сказки, то в сказания, то в ещё какие-то формы изустного и письменного народного творчества — в домашней библиотеке есть некоторое количество книг такого наполнения.

Но тут же сразу вспомнился и какой-никакой личный опыт, когда точно в ситуациях внутреннего раздрая и разлада приходил к совершенно конкретной берёзе (древо живо и сейчас) и стоял, обнявшись с могучим деревом, утишая свои скорби и страсти, приводя свой внутренний мир в состояние гармонии. И потому совершенно внятно понимаешь главного героя романа Романа (тавтология оставлена намеренно), настойчиво ищущего то и дело прячущуюся от него заветную поляну — после всех америк и заокеанской жизни вернувшегося на родную землю, к своим корням и истокам, потому что почувствовал, наверное, вот этот самый «зов», который срывает с места и отправляет с насиженных и прикормленных мест не только простого и молодого, лёгкого на подъём парня, но и умудрённых опытом и иной раз уже убелённых власами мужей, заставляя их бросать налаженный бизнес и уходить в замкадье, в глубинку, на землю.

А дальше в книге проявился профиль любимого мною Николая Васильевича Гоголя — нет, не буквально возник он сам или упоминания о нём или его персонажах, но проявился сам мистический, таинственный и слегка пугающий ожиданием неведомого гоголевский дух. И когда Роман уже совершенно точно попал в круг внимания ведяны, то тут уже появилось то самое напряжённое гоголевское ожидание — что же будет дальше, куда Ирина Богатырёва поведёт и Романа и читателя — вариант панночки из «Вия» или русалка из «Майской ночи...»? Однако тут на помощь пришли… супруги Дяченко — повествование обрело все признаки романтической и даже лирической фэнтезийной прозы (оставаясь при этом и напряжённым и динамичным по разным другим линиям).

Театрально-драматическая линия тоже вдруг наполнилась и объёмом и натяжением, и конечно же мы начали и здесь ожидать какого-то невероятия и чудесатия, тем более, что Ведяна (после того как она осознала, что она вполне живая, было бы неловко писать её с маленькой буквы, пора уже ей приобрести имя — Ведяна) как-то сказала Роме, что осуществить его полёт сумеет запросто. И тут вся эта возня с куклой-снеговиком была вполне напрасная, потому что из контекста читатель чувствовал, что нифига подобного, придётся Роме-таки лететь на операторском кране в роли Итильвана… однако Ирина Богатырёва и тут сумела завершить эту интригу совсем другим, неожидаемым читателем образом.
Тут кстати будет вспомнить свой собственный театральный опыт — пару-тройку лет ваш покорный слуга обитался в закулисье и на сцене маленького народного театра в своём небольшом городке и потому может подтвердить, что вот эту закулисно-театральную атмосферу Ирина Богатырёва передала весьма достоверно, никаких гнилых помидоров, тухлых яиц и прочих недоброкачественных продуктов точно не понадобилось.

Слегка отдельной в романе стала тема погружения Ромы в состояние неразрывного соединения с миром — тот «дар», который он обрёл по воле Ведяны, с одной стороны вроде как и в самом деле оказался «даром», но с другого ракурса, стал жёстким испытанием и тяжёлой нагрузкой — тащить на себе многие горести мира и живых существ, его населяющих — с катушек слетишь. И я подспудно волновался, что вдруг Ирина Богатырёва потащит тему если не нового «христа», то всё равно какого-то нового высшего существа, что из Ромы постепенно вырастет, прорастёт в нём какой-то новый полубог или нечто подобное полубогу. Однако автор, к вящему облегчению, сюда не пошла — браво!
И опять отступление от книги: был в своё время знаком с женщиной, которая имела свой особый дар — как теперь говорят, она умела «шептать», причём «шептала» она качественно, о чём знали многие в нашем городе и то и дело шли к ней кто с младенцами, кто со своими хворями, и никогда ни от кого я в её адрес не слышал хулительного. Хорошая была «ведунья», низкий поклон тебе, тётка Нина!

А дальше в ход пошла тяжёлая фэнтезийная артиллерия — тема экологии и сохранения природы в первозданности тут же подняла из памяти совсем недавно перечитанную «Слово для «леса» и «мира» одно» от Урсулы Ле Гуин, ну и приснопамятный «Аватар» присоединился к более глубокой проработке этой вполне актуальной и вряд ли скоро разрешимой (если разрешимой вообще) проблемы. Как легко и просто мы теперь выравниваем ландшафт своими бульдозерами и скреперами, роем пруды и зарываем другие природные водоёмы, срываем дочиста целые рощи и купы деревьев и устраиваем свалки...

И финал романа оказался совсем неожиданным. И тут можно порассуждать, что ведь, с одной стороны, исполнилось предостережение-легенда о ведяне, что наш Рома в конце-концов «ушёл» туда, в мир «иной» (мы не говорим здесь о смерти, ибо никто не видел его мёртвым), т. е. ведяна как бы забрала его с собой. Но, с другой стороны, ведь это вполне может быть просто инициацией в новой ипостаси, ведь мечтаем же мы о врастании в природу, и о союзе с природой, и о какой-то там загробной жизни (начиная от религиозных рае и аде во всех их вариантах), вот, может быть, Роме и удалось прорвать преграду и перейти — ведь не напрасно появившаяся в конце повествования сестра Ведяны говорит о рождении «там» ребёнка у Ромы и Ведяны — остаётся надежда, что всё хорошо.

Ну и подаренная новой гостьей, другой ведяной дудочка приносит ощущение, что история на этом не кончается. А значит в конце мы ставим многоточие…

Уважаемые дамы и господа! Наш глайнер заканчивает своё пребывание на станции «Ведяна», просим занять свои места и пристегнуть ремни, мы отправляемся далее по маршруту.
Приятного полёта!

Для судей: на момент выбора и начала чтения книга не имела ни одной рецензии, фотодоказательство прилагается

картинка strannik102

картинка strannik102

Прочитано в рамках Основного январского задания ДП2021, тема № 3 (серия книг «Этническое фэнтези»)

Команда «Шардонне с ракетой на борту »: ElenaKapitokhina , moorigan , Rita389 , Strannik102.

Ветка комментариев


Зашёл в ленту, промотал туда-сюда — все идут в свёрнутом виде и что там в них сокрыто — не видно...


Это в старом дизе все развёрнутые. В совсем старом. Мне от Ласт дважды тоже прилетало за картинки, но я упорствую: ставлю их раз в два года, в обоих случаях это было концептуально для рецек. Если не видеть картинки было бы так принципиально людям, они бы перешли на средний диз (2010, что ли, года), который тоже не меняется, как и старый, но в котором настройка сворачивания рецек есть. При том, что у меня в принципе многие рецки - те ещё полотенца, и человек у их не читающему длиннотекст в равной с картинками степени будет мешать просмотру рецек в ленте. Подавляющее большинство пользователей либа сидит на новом дизе и дизе 2010 года, с каждым годом их количество увеличивается (ибо новенькие приходят сразу в новый диз), и при всём моём уважении к пользователям старого диза я не вижу морального оправдания тому, чтобы трахать мозги ничего не подозревающиму большинству. Кроме того, и в 2010, и в новом дизе есть куча полезностей и удобств в сравнении со старым, да и выглядят они гораздо эстетичнее. О фломастерах не спорят, но каждый пусть остаётся при своих фломастерах, и не лезет друг к другу на ножаж-фломастерах-шпагах.


Я-то каждый раз перехожу на новый диз и просто приноравливаюсь, дабы "не тратить цветы своей селезёнки" :-)
Но вот в последнем дизе перестала работать функция "удаление книги", т.е. в своих хотелках выделяешь книгу галочкой, выбираешь функцию "удалить" и потом педалируешь сколько угодно долго — кнопка не кнопкается...


в обоих случаях это было концептуально для рецек

Скажи, пожалуйста, что в данном случае концептуального для рецензии, не для игры?


В данном ничего, я про те свои две рецки, за которые прилетало.


Не понимаю кипячения; прятать огромные картинки под кат — это признак хорошего тона в любом случае и на любом дизайне.


Спасибо, просветил. Ваще не знал. Я понимаю, всякие девочки-припевочки могут постить котиков к месту и не к месту, но если в контексте рецки что-то принципиально важное-картиночное размещается, то какого хрена под кат?


Под кат (или спойлер) желательно прятать ЛЮБОЕ огромное полотнище. Не обязательно картинки, текст тоже. Если картинки не большие, то можно и не прятать, да. Это просто банальная забота о других, чтобы никому не надо было ломать колёсико мыши или стирать палец до крови, проматывая всё это великолепие. Но можно ни о ком не думать, и то верно — почему бы и нет?


просто когда давно сидишь на новом дизе, который автоматически срезает часть текста под CUT, то перестаёшь задумываться о CUT вообще — причём тут ни о ком не думать!
Кто-то не терпит пустого мата везде и повсюду — при этом некто о таких людях не думает и поливает х...ми всё подряд...


Я не про тебя сейчас, а про принципиальную позицию неубирания. То есть не про эту рецензию, а вообще. А про новый даже более костыльный и уродливый, чем старый, диз и так всё понятно.


Сказал бы слово в слово про кат, что и дядя Странник, но он уже сказал.
А о принципиальной позиции неубирания нельзя говорить в случае, когда все убрано на автомате. Нечего убирать. Новый диз, конечно, где-то костыльный, но в сравнении со старым во многих вещах он гораздо более удобен и даже глазу приятен.
Поскольку люди здесь пользуются всеми тремя вариантами, то когда одни начинают стучать другим, что у них какой-то страх и ужас там, где у других в новом (да и варианте 2014 года) все ок, это выглядит как наезд в чужой монастырь со своим уставом. Могу сказать лишь то, что каждый раз пишу полотенца на 5-10 тыс.знаков, и каждый раз ставить абсолютно лишнюю кнопку (которая я даже не знаю как будет выглядеть в итоге, и посмотреть на это нельзя, правильно ты ее поставил или нет, потому что при просмотре либ демонстрирует полностью развернутую рецку), памятуя о том, что некий все уменьшающийся процент пользователей либа продолжает пользовать первую версию - слишком геморройно для меня. Если старый диз в чём-то становится принципиально неудобен - это повод рассмотреть, так ли уж неудобны позднейшие версии, как кажутся.


когда все убрано на автомате

Ладно, чёрт с ним, с тегом "кат", он зачем-то на новом дизе везде впихивается на автомате (очевидно, для удобства — чтобы пользователю почаще на кнопочки приходилось клацать и совершать внутренние переходы), но тег "спойлер" работает и на новом дизайне. как раз для случаев действительно не связанных с рецензией вставок (у меня такой используется в этой рецензии, например).

так ли уж неудобны позднейшие версии, как кажутся

Так уж. Если хочешь, могу позже тебе прислать кучу сравнительных скриншотов, чтобы ты тоже убедилась. Но не здесь, и так нафлудили не по делу.


очевидно, для удобства

Очевидно, для удобства: не завлекло начало - листаешь дальше, завлекло - раскрываешь.

Вот кажется, со спойлером тут я зверски мучился, когда пытался свернуть, да ещё и заголовок ему нужный придать. В смысле, это была часть фразы, которая не должна была пропадать, а после нажатия на нее пропадала...
Давай скрины, не верю в превосходство первой версии!


Правда, просто когда на новом сидишь, то настолько привыкаешь к автомату, что и в голову не приходит, что есть люди, пользующиеся старым ручным приводом...


Но ведь даже на новом дизайне есть настройка "показывать рецензии развернутыми".


Наверное есть такая, я ведь говорю только об уже многолетней привычке...


И раз человек такое выбрал, значит он осознанно желает развёрнутой рецензии