Больше рецензий

29 марта 2023 г. 10:09

253

4.5 Идея, что мёртвые не говорят, несколько устарела

Один из самых плотно набитых смыслами, подтекстами и философскими вопросами роман из всей "Культуры".

"Черта прикрытия" - искренне считаю, что название фанатского перевода более приближено к оригиналу, чем у официального, - отлично сочетает в себе бурный поток великолепно срежиссированной космооперы и тщательное препарирование темы виртуальной реальности, её обитателей и их взаимоотношений с реальным миром, всё ещё привязанным к материи.
И это, пожалуй, один из самых полных анализов проблематики виртуального существования, который я вообще встречала в фантастике.

"Черта прикрытия" рассказывает о реальности, виртуальности и технологической сингулярности (в Культуре это именуется Сублимацией), связывая их между собой крайне неожиданными способами. Мёртвые здесь не мертвы, живые не обязательно связаны с органикой, смерть не является ни концом, ни началом, а вопрос о существовании души переходит из религиозной сферы ответственности к кибернетической.

Весь роман - одно большое рассуждение о том, есть ли что-то после смерти и, главное, должно ли вообще там что-то быть. По Бэнксу, многие цивилизации решат построить это посмертие сами, подогнав его под привычные представления, и они совершенно не будут соответствовать принципам гуманности. В какой-то момент количество мёртвых, засунутых в эти бесконечные виртуальные полигоны страданий, существенно превысит количество живых.
Тяга к смерти, неважно даже, своей и чужой, доведённое до пика мортидо, пронизывает всё повествование, и в конце концов находит выражение в принятии концепции смерти как собственного свободного выбора, а не биологической данности.

Более "наружный", повествовательный слой сюжета отправляет читателя по волнам очередной весёленькой политической интриги, в которую Культура оказывается как бы втянута против своей воли, что в каком-то смысле явно повторяет основополагающее событие всего цикла - Идиранский конфликт, и сформировавший когда-то Культуру в представленном виде. Война на Небесах идёт где-то в глубинах вычислительных субстратов, сражаясь силами живых за право мёртвых не испытывать мучений против воли, с одной стороны, и вера в сдерживающую силу наказания, смешанную с банальным садизмом, с другой.
Одна часть всегалактического сообщества пытается уничтожить Преисподние, чтобы освободить мёртвых, другая считает этот выверт совершенно правомерным и менять ничего не хочет, а хочет, чтобы виртуальный Ад стоял себе, как стоит. Конфликт пока держится в вычислительных мощностях, но, по мнению наиболее продвинутых цивилизаций, неизбежно должен выплеснуться наружу.
И в конце концов выплёскивается, попутно задевая даже тех, кто в нём не участвует.
Вот тут-то весь хитро затянутый политический заговор внезапно раскрывается в полной своей красоте, сводя линии всех персонажей в одно целое. Сюжетно роман завершается целиком, причём автор щедрой рукой даже демонстрирует и те части судеб персонажей, что были после.

(Интересно, кстати, что основной сюжет построен как бы зеркально - если обычно арка персонажа развивается от рождения к смерти, то тут всё начинается со смерти, но завершается жизнью. В своём особом смысле, но всё же. Бэнкс вообще в своих произведениях всегда обожал играть с привычными концепциями, придавая им непривычный и завораживающий вид.)

Эпилог бьёт читателя по лицу с доброжелательной улыбочкой, внезапно переворачивая половину сюжета. Правда, для этого надо читать "Черту прикрытия" именно как часть цикла и знать предыдущие тома, потому что он прямо (и очень неожиданным образом) отсылает к одной из более ранних книг.

Вообще, "Черта прикрытия" кажется наиболее связанным с другими книгами, прямые отсылки есть, как минимум, к "Смотри в лицо ветру", "Выбору оружия" и "Эксцессии". Бэнкс буквально собирает отдельно упоминавшиеся события в одном месте, дополняет их новыми идеями и бросает в читателя, давая ему к уже известному представлению о Культуре много новых подробностей, включая и те, которые не то, чтобы красят эту достойную цивилизацию. Несмотря на то, что цивилизация Культуры является в некотором смысле "идеальным обществом", в котором хотелось бы жить, она не так уж бесспорна, если смотреть снаружи.
Роман вообще сильно расширяет уже известную вселенную.
Бэнкс и раньше каждой книгой вкидывал что-нибудь новое, от откапывания позабытых два вселенских цикла назад миров до новых рас на очень разном уровне развития, но тут добавляются элементы в саму Культуру: Контакт обрастает новыми подразделениями, которые, конечно же, находятся в сложном антагонизме к Особым Обстоятельствам (вся вселенная находится в сложном антагонизме к ОО), появляется посмертная виртуальная реальность, которая прежде у Культуры никогда не фигурировала, а новые военные корабли становятся всё более психопатичными, чем, как обычно, даже гордятся. Плюс сильно расширяется механика представления корабельных аватаров.

Текст сочетает фирменный едкий стиль Бэнкса, балансирующий где-то на грани между пост-иронией и откровенным высмеиванием традиционных для космоопер тропов, с большим количеством обсценной лексики. Настолько большим, что его тут, вероятно, больше, чем в любой другой книге из цикла, и я искренне восхищена переводчиком, который смог как-то передать все эти конструкции, потому что в оригинале они для меня оказались на две трети непонятны. Употребление более чем крепких выражений выглядит весьма уместным, потому что придаёт разговорам ещё больший эмоциональный накал, но общее впечатление от книги, конечно, такое, что это строго для читателей с устойчивой нервной системой.
Ироничные диалоги здесь чередуются с жуткими и завораживающими описаниями многогранного виртуального Ада, оргаистическое веселье - с тщательно проработанными сценами личного противостояния, которые зачастую не менее кровавы, чем Преисподняя. Персонажей здесь никто не щадит ни физически, ни душевно, причём в равной степени это касается как индивидуальных личностей, так и целых цивилизаций.

Единственный минус - объём. Где-то в середине есть большой такой блок глав эдак из пяти, который легко можно было бы выкинуть, и это никак не повлияло бы на основные линии романа. Они не лишены определённого шарма, потому что из них можно почерпнуть развесёлой социопатии из корабельных откровений или бескрайнего панчеловеческого скатывания по наклонной при отсутствии сдерживающих факторов, но именно с сюжетной точки зрения на них начинаешь откровенно скучать. Первая и последняя треть романа читаются намного бодрее.
Впрочем, это можно пережить.

Пожалуй, для меня этот роман во всей "Культуре" всё равно оказался вторым по уровню восхищения, сразу после "Вспомни о Флебе", когда-то и влюбившего меня в цикл. Книга, которую стоит и прочитать, и, возможно, со временем даже перечитать.